Памятка для преподавателей по проведению занятий



Скачать 178.18 Kb.
Дата12.05.2016
Размер178.18 Kb.
ТипПамятка
ПАМЯТКА

для преподавателей

по проведению занятий

с применением интерактивных форм обучения
В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется каждой ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных. Объём часов, отводимых на интерактивные формы обучения, должен быть предусмотрен учебным планом и отражён в тематическом плане УМК дисциплины.
Активные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у студентов самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Это метод, при котором преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Учитель и обучаемые находятся на равных.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов; на усиление мотивации к изучению дисциплины; на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся; на формирование коммуникативных навыков; на развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений; на развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации; на формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять её достоверность; на сокращение доли аудиторной работы и увеличение объёма самостоятельной работы студентов.

Интерактивный метод ориентирован на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивное обучение имеет ряд особенностей. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основные методические принципы интерактивного обучения:


  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

  • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;

  • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

  • выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы;

  • активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

  • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие напряжённости;

  • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

  • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;

  • осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;

  • обучение принятию решений в условиях жёсткого регламента и наличия элемента неопределённости информации.

Виды активных и интерактивных форм обучения:

  • деловые и ролевые игры;

  • психологические и иные тренинги;

  • групповая, научная дискуссия, диспут;

  • дебаты;

  • кейс-метод;

  • метод проектов;

  • мозговой штурм;

  • портфолио;

  • метод Сократа;

  • метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);

  • круглые столы;

  • коллоквиумы;

  • презентации на основе современных мультимедийных средств;

  • интерактивные лекции;

  • лекция – пресс-конференция;

  • бинарная лекция (лекция с двумя преподавателями);

  • лекция с заранее запланированными ошибками;

  • проблемная лекция.



Характеристика активных и интерактивных методов
Деловые и ролевые игры

Это методы группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:


  • инструктаж преподавателя (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

  • изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;

  • собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

  • публичная защита предлагаемых решений;

  • определение победителей игры;

  • подведение итогов и анализ игры преподавателем.

Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр.


Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в её заключительном анализе.

«Деловой театр» (метод инсценировки). В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Студент должен вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи.

Игровое проектирование является практическим занятием или циклом занятий, суть которых состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы студентов. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знание каждым технологии процесса проектирования, а с другой – умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесён в условия действующего предприятия.

Познавательно-дидактические игры не относятся к деловым играм. Они предполагают лишь включение изучаемого материала в необычный игровой контекст и иногда содержат лишь элементы ролевых игр. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами).
Психологические и иные тренинги

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.


Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определённого навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии –психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. Зачастую направлен и на смену социальных установок, развитие умений и опыта в области межличностного общения.

В рамках учебной деятельности приёмы формирования группы рекомендуется использовать в следующих учебных ситуациях:



  • при запуске новой учебной программы (проекта);

  • в начале работы малых групп сотрудничества;

  • когда нужно сделать паузу и переключить внимание учащихся с одного вопроса на другой;

  • в конце занятия, когда учащиеся устали;

  • перед началом проведения тренингов, семинаров и других учебных мероприятий, предусматривающих групповые формы деятельности.



Групповая, научная дискуссия, диспут

Дискуссия – это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии – обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: чёткое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.


Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему даётся неограниченное время на выступление при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.

Каждый конкретный форум имеет свою тематику – достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп) часто запрещено правилами форума.



Диспут (от латинского disputare – рассуждать, спорить). В тех ситуациях, когда речь идёт о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки тех или иных событий, проблем. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы.


Дебаты

Это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направленная на убеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получение определённого результата – сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

В настоящее время дебаты как форма обсуждения проблемы широко используются в преподавании дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Благодаря своим особенностям – целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся – дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, позволяющих не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствовать развитию творческой активности личности, формировать умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог, лидерские качества.
Кейс-метод

Анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные.

Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нём жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством применения метода моделирования).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чём её суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, в рамках второй – поиску многовариантности решения проблемы. Американские кейсы больше по объёму (20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5–2 раза меньше.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:



  • соответствовать чётко поставленной цели создания;

  • иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать несколько аспектов;

  • быть актуальным на сегодняшний день;

  • иллюстрировать типичные ситуации;

  • развивать аналитическое мышление;

  • провоцировать дискуссию;

  • иметь несколько решений.


Метод проектов

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод «мозговой штурм»

Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задаётся определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определённому принципу.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:



  • генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;

  • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

  • аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учётом критических замечаний.


Метод портфолио (итал. portfolio – портфель, англ. – папка для документов) – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио – подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Метод Сократа

Это метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, метод «сократовской иронии». Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающих короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.

Метод диалектический, т.к. он приводит мысль в движение (спор мысли с самой собой, постоянное направление её к истине). В основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения.

Преимущества:

1. Удерживает внимание собеседника, не даёт отвлечься.

2. Если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите.

3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
Метод работы в малых группах

Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Оптимальное количество участников – 5–7 человек. Перед обучающимися ставится проблема, выделяется время, в течение которого они должны подготовить аргументированный ответ.

Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определённые рамки обсуждения, вводить алгоритм выработки общего мнения, назначать лидера и др.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Круглый стол

Это общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции), мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. Цель обсуждения – обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Коллоквиум

Одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Может быть организован как научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются доклады.

Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, учиться обосновывать и защищать её. Аргументируя и отстаивая своё мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.


Презентация на основе современных мультимедийных средств

Презентация – эффективный способ донести информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.


Интерактивная лекция выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов, мозгового штурма.
Лекция – пресс-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Лекция вдвоём (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика). Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов.
Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Каталог: images -> File
File -> Калимуллиной Ирины Назимовны 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
File -> Программы
File -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
File -> Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя
File -> Влияют ли компьютерные игры на уровень агрессивности подростков?
File -> Консультация для родителей «Агрессивноcть это плохо»
File -> Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков
File -> «Адаптация детей раннего возраста к условиям пребывания в доу»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница