Почему граффити многих раздражают



Дата12.05.2016
Размер201 Kb.




Введение

Несмотря на развитие технологий и появление огромного количества средств коммуникаций и средств для самовыражения, люди до сих пор пишут на стенах. Отношение к граффити в обществе неоднозначно, даже среди молодёжи: одни считают, что граффити это просто мазня и вандализм, а другие доказывают, что граффити это искусство. Почему граффити многих раздражают, а к наружной рекламе на домах и щитах отношение людей вполне приемлемое? И вообще, что такое граффити, чем граффити отличается от других способов раскраски домов, улиц или транспорта?  Почему граффити стало глобальным явлением? Каковы психологические функции граффити? Каковы особенности его бытования в разных по величине населенных пунктах? Эти вопросы заинтересовали нас, и в нашей работе мы попытаемся на них ответить.

Также данная тема интересна нам еще и тем, что явление граффити еще мало изучено. Систематическое изучение граффити в психологической науке и поиск объяснительных гипотез и концепций этого явления начинается во второй половине XX века.    При   этом   большинство   работ     в     этой   области принадлежат зарубежным ученым; отечественных исследований, посвященных граффити, крайне мало. Можно назвать лишь нескольких отечественных авторов, затрагивающих социально-психологические аспекты граффити: Бочарова, Щукин (1997), Седнев (1993), Скороходова(1998).

Изучение граффити с психолого-педагогических позиций необходимо в связи с тем, что сегодня в физическом и социальном пространстве российского общества происходит процесс экспансии граффити. Так, с одной стороны, в на­стоящее время большое количество надписей мы встречаем на откры­тых го­родских пространствах, на внешних стенах и входных дверях домов, на афиш­ных и рекламных щитах, на лест­ничных пролетах, партах, стенах учебных уч­реждений. С другой стороны, в последнее время оскорбляюще-унижающие надписи и рисунки в публичных местах перестали активно обсуждаться и осу­ждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как анти - или асоциальное.

Тем не менее, разрушения и поломки существенно меняют воздействие го­родской среды на эмоциональное состояние личности. Разбитые стекла, повре­жденные телефоны, грубые надписи и рисунки воспринимаются как симптом социальной деградации, признак ослабления социального контроля, что порож­дает беспокойство, чувство страха и уязвимости. Ощущение беспорядка и упадка, в свою очередь, провоцирует дальнейшие деструктивные действия, увеличивает вероятность новых разрушений. Но наиболее важным социальным последствием деструктивных граффити является то, что усвоенные модели та­кого поведения в дальнейшем повторяются в усиленной форме. Это значит, что данное социальное явление потенциально содержит опасность разнообразных, в том числе более тяжелых форм агрессивного поведения личности в будущем. Деструктивные граффити – проявление девиантного поведения подростков, ко­нечным результатом которого является вульгарная преступность.

Исходя из выше изложенного тема нашего исследования «Граффити как социально – психологическое явление и их особенности в разных населенных пунктах».



Цель работы: рассмотреть особенности граффити как социально – психологического явления и выявить его особенности в разных по величине населенных пунктах.

Задачи работы:

  1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

  2. Выявить состояние проблемы граффити в психологической науке.

  3. Раскрыть условия и причины, побуждающие людей создавать граффити.

  4. Рассмотреть виды и стили граффити.

  5. Провести анализ рисунков – граффити в разных по величине населенных пунктах.

  6. Выявить связь особенностей граффити с социокультурной средой.

Предмет исследования: связь между особенностями граффити и социокультурной средой их появления.

Объект исследования: граффити

Гипотеза: особенности граффити связаны с социокультурной средой, в которой они появляются.

Методы исследования:



  1. Изучение литературы.

  2. Анкетирование.

  3. Количественно-качественный анализ.


Глава I. Граффити как социально-психологическое явление

    1. История возникновения граффити

Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности (6).

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки другой уличной фурнитуре, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на партах и столах и даже на памятниках культуры.

Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н.э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных. Подобные рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты.

Первый образец «нового стиля» граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (на территории современной Турции). Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это дает отличное представление об уличной жизни древних римлян.

Граффити на стенах барака гладиаторов:


  • 19 апреля я сделал хлеб.

  • Антиох гулял здесь со своей подругой Ситерой.

Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков давно ушедших культур. Орфографические и грамматические ошибки в написании граффити говорят о невысоком образовательном уровне людей, живших тогда, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной латыни (6).

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити – это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и записи типа «здесь был такой-то», и народные заклинания. Многие граффити содержат точную дату и являются важным историческим, лингвистическим и палеонтологическим источником. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

Сегодня граффити – это рисунки на домах, заборах и прочих удобных для этого поверхностях города. Отцом современных граффити, какими мы привыкли видеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считать подростка из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, который в конце 60-х годов XX века написал на стене свою кличку и добавил к ней номер своей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватило множество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещрены называемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать (2; 65). Постепенно начинающие граффитисты перебрались в подземку, где с начала 70-х до конца 80-х от непонятных загогулин перешли к рисункам на весь вагон. Основной причиной такого перехода стало желание выделиться среди бесконечных прозвищ и имен. Подписи, естественно, остались, но сместились в угол и выполнялись единообразно и узнаваемо. Работали по ночам, проезжая вечером в отстойники поездов. Наутро, поезд отправлялся на линию, демонстрируя горожанам свежее граффити. Многие такие рисунки жили всего один день, т. к. стирались на мойке вагонов вечером. В 1989 году власти Манхэттена запретили расписывать подземку, после чего часть граффитчиков продолжили заниматься своим художеством в других штатах и в Европе, а другая часть вернулась к стенам и заборам.

Мода на подобного вида искусство прошла в середине 80-х и ряды спрейщиков сильно поредели, оставались только те, кто по-настоящему был фанатом граффити. Однако с приходом 90-х вернулась и мода на настенное рисование вместе с новой волной художников, но уже более высокого класса.


1.2. Современное состояние проблемы граффити в зарубежной и отечественной психологической науке

Проблема граффити как социально-психологического явления интересна сама по себе, т.к. мало изучена.

Систематизация историко-психологического материала показала, что по своему содержанию большинство исторических граффити представляют собой имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и оценки, портретные изображения и рисунки различных предметов (Белкин, 2003).
  Анализ ряда археологических и исторических исследований граффити позволил  выделить их основные исторические функции: идентификационную, религиозно-магическую, прагматическую, коммуникативную и протестную (Высоцкий, 1985 г.; Абель 1977 г. и др.).

Первоначальные объяснительные подходы к граффити осуществлялись в рамках структуралистского подхода, согласно которому акт написания граффити рассматривался, прежде всего, как высвобождение импульсов подавленного бессознательного, филогенетически ранних, архаических реакций человека. При этом описание и  трактовка всех форм данного феномена осуществлялись исследователями  на основе одного объяснительного принципа. Так, ряд ученых считает, что граффити представляют собой аналог архаических, филогенетически ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории). Этой точки зрения придерживались Седнев (1993 г.); Кокорефф (1991) (6).

В современной западной психологической науке проблема граффити получила более глубокую концептуальную разработку. С позиций психодинамической теории граффити представляются как продукт подавленных бессознательных влечений личности.

Культура формулирует социальные табу, не позволяющие реализовать инстинктивные влечения человека непосредственным образом. Соответственно любое творчество, в том числе и создание граффити, является продуктом сублимации – защитного механизма личности, активизация которого ведет к тому, что влечение отклоняется от своей первоначальной цели и направляется на другой объект, выступая причиной и условием творческого процесса. Таким образом, граффити с позиций психоанализа являются опосредованными культурой социальными механизмами удовлетворения бессознательных влечений человека, наряду с искусством, религией и т. д. Подтверждением  этого является тот факт, что многие граффити содержат оскорбления и непристойности в виде рисунков и грубых слов, по-видимому, выражающих стремление к преодолению 


социального табу.

Другой подход к анализу граффити был предложен А.Денжесом, который утверждал, что психологической причиной создания граффити – это симптомы базового инстинкта любопытства (3).

Р.Фримен приравнивает акт написания граффити к агрессивному поведению, которое может служить средством самоутверждения.

А. Разлуцкий пишет, что  создание граффити обусловлено двумя основными причинами: возможностью выразить свое отношение к миру,  протестом против социальной действительности, а также желанием самоутвердиться в группе, в котором часто присутствует элемент агрессии. Соответственно создание граффити способствует снижению психического напряжения, выступает средством сублимации негативных эмоций.

О. Бочарова и Я. Щукин считают, что граффити выступают механизмом снятия коллективного напряжения, средством борьбы с групповыми страхами, обеспечивая   репрезентацию себя или объекта страха. Авторы рассматривают современные настенные надписи также как часть процесса социализации подростков и молодежи.

Ряд исследователей подчеркивает, что граффити отражают общественные ценности и отношения, природу общества, которое их производит,  социальные проблемы, а также индивидуальные эмоциональные черты характера  авторов граффити.

Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации.

Для многих подростков граффити – способ самовыражения, стремление обрести славу. Большинство новичков в граффити культуре хотят получить признание у более известных и продвинутых художников, от которых они учатся всем аспектам граффити - от расписывания поездов в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель-ученик довольно обычны в мире современного граффити.

Таким образом, проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод, что причинами, побуждающими к созданию граффити, являются:


  • утверждение личностной или групповой идентичности;

  • протест против социальных и культурных норм;

  • агрессивные реакции; 

  • мотивы творчества;

  • сексуальные мотивы;

  • развлекательные мотивы (3).

В содержательном отношении можно выделить наиболее распространенные разновидности граффити: манифестирующие самоопределение человека через его предпочтенья — музыкальные («Nirvana — это круто!», «В. Цой — жив!» ); спортивные («СПАРТАК — мясо»,); политические («Ельцин, иди вон!»); оформляющие индивидуальное самовыражение («Бардак в моей голове, а мне все равно»; «Я хочу спать»); метатекстуальные — о пишущих, о месте писания, о самих граффити («Ну что, опять стерли, обломись?», граффити - «записки» («Гвоздь! Мы в Балтике!»); граффити — автографы («Здесь был Вася», «ЦДТ-2000») (6).

С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречались девушки, то для них был характерен разрыв с половой идентичностью, и они подчинялись мужским правилам поведения (одежда, реакции). Возрастные рамки составляли – 12-20 лет, но встречались рисовальщики и младше 12 лет, а некоторые продолжали свою деятельность и после 20. Большинство авторов граффити – выходцы из семей с низким социальным статусом и представители национальных меньшинств. Тем не менее, все исследователи отмечают, что среди рисовальщиков встречаются выходцы из среднего и высшего классов. Каких-либо сведений относительно социального состава российских авторов граффити у нас нет, но любопытно, что среди московских рисовальщиков, обнаруженных журналистами, оказывались преуспевающий 30-летний сотрудник иностранной фирмы и 22-летний аспирант МГУ. Можно также предположить, что некоторые разновидности надписей (например, политические) делаются представителями более старших возрастных групп.


1.3. Виды граффити

Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление – от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Заметим, что эти классификации не являются очень строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формы рассматриваемого феномена.

Эйбл и Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.

Рассматривая феномен городских надписей, Кокорев выделяет три вида. Первый – содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второй – разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре. Субкультура «хип-хоп» появилась вначале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии эта субкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейских стран. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид – динамичные росчерки – автографы, украшенные различным символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, Кокорев отмечает последовательное их распространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффити третьего типа.

Седнев собрал и классифицировал надписи и рисунки в общественном транспорте города Донецка. Его классификация содержит три вида. К первому относятся идентифицирующие надписи – имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки. Второй вид образуют асоциальные надписи – нецензурные слова и символы в адрес кого-либо или без адреса. Третий вид представлен символическими граффити, относящимися к популярным музыкальным группам и исполнителям, а также наименованиям фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру.

Существует несколько эмпирических классификаций, группирующих надписи, найденные в зданиях и общественных местах. Высоцкий и Медынцева выделяют следующие разновидности средневековых граффити, обнаруженных в культовых сооружениях Киева: 1) благопожелательные (начинаются словами «Господи, помоги…»), 2) поминальные, 3) в память об общественных событиях, 4) автографические, 5) относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых росписей, 6) рисунки – кресты, магические знаки, изображения святых.

Многочисленные исследования посвящены граффити в общественных туалетах школ, колледжей и университетов. Граффити, обнаруженные здесь, обычно сосредоточены на следующих темах: автографии, секс (сексуальные желания, предложения, комментарии), романтические отношения (выражения чувств к противоположному полу, не имеющие сексуального оттенка), оскорбления и грубые слова, наркотики, политика, религия, национальные отношения, философские изречения, юмор. Результаты исследований демонстрируют разное соотношение этих тем, но все-таки основную массу туалетных граффити составляют надписи, связанные с отношениями с противоположным полом (6).

1.4. Граффити – вандализм или искусство?

Спор о том, искусство граффити или вандализм, не умолкает в современном обществе.

Те, кто занимается граффити, называет их искусством. Многие, наоборот, считают, что такое «искусство» является вандализмом. Но никто не может отрицать того, что многие граффити очень красиво нарисованы.

Доказательством того, что граффити является актом вандализма, служит то, что ими изувечены памятники истории и архитектуры. Также они появляются в местах, которые портят архитектуру и внешний вид улиц, городов, мест активного посещения туристов, оскорбляют местных жителей и т.д.

Особо неприемлемым считается появление граффити на кладбищах, надгробиях умерших.

Сами граффитисты считают, что те, кто это делает, ненастоящие носители культуры граффити. Среди настоящих граффитистов существует так называемый кодекс, который звучит следующим образом:



  • не расписывай дома, которые имеют историческую ценность. И вообще не рисуй на жилых помещениях;

  • не навязывай другим свое мировоззрение и не пиши на именах и работах других рейтеров;

  • не рисуй на надгробьях;

  • в своих работах никогда не задевай чужое национальное достоинство;

  • не оскорбляй окружающих своими рисунками (4; 250).

С другой стороны, граффити давно уже считается современным видом уличной культуры и искусства. Можно ли сказать, что человек, у которого есть своя философия, аргументы, правила, техника и этикет не имеет культуры? Также доказательством того, что граффити это искусство, служит то, что они имеют множество поклонников по всему миру, что доказывает их эстетическую ценность. Графическое искусство подразделяется на множество видов и направлений, что доказывает его самостоятельность и жизнеспособность.

Первые граффити представляли собой надписи, написанные практически обычным, но запутанным шрифтом, им на смену пришли «объёмные граффити», на их смену пришли 3D картинки.

Наиболее популярными граффити являются:

1. Бомбинг. Это на самом деле не только вид граффити. Вернее до того, как граффити появилось, именно так можно было охарактеризовать надписи и рисунки на стенах, которые появлялись там, в неустановленном порядке. Бомбинг производился не только на стенах, но и в метро, на поездах, словом везде, где рука человека могло что-то написать. Вернее, наверное, будет сказать «накалякакть», так как бомбинг и подразумевает молниеносно быстрое нанесение на стену рисунка. Бомбинг выполняют обычно полностью произвольно (примитивные виды в виде надписей), либо блокбастер.

Ранее ещё существовал шрифт, который называли – бабал, т.е. пузырь, но в настоящее время он является не продуктивным и не модным. Популярность блокбастера состоит в том, что он пригоден для рисования на больших площадях, сначала (например, за одну ночь) наносится контур и после этот контур обрастает «внутренностями».

Блокбастер появился в Америке в чёрных кварталах. Целые улицы были раскрашены этими буквами, которые содержали информацию обо всех его обитателях. Бабл – шрифт, которым сейчас пользуются только для обучения новичков, это не сложная продуктивная техника позволяет быстро зарисовывать большие площади.

2. Стайлинг – это вид современного искусства, который первоначально был только видом граффити. Стайлинг появился в Америке и проводился для того, что бы модернизировать какой-нибудь вид товара, улучшить его продажи.

Слитие стайлинга и граффити произошло на моменте всеобщего увлечения американцев тюнингом автомобилей. Помимо того, что в автомобиле происходила полная (частичная) замена внутренностей, тюнинг также предполагал и то, что машина будет перекрашена и т.д. Мероприятия по улучшению внешнего вида машины первоначально и назывались стайлингом. На автомобиль наносилось граффити, и создавался его «неповторимый стиль», от слова стиль, кстати, и происходит понятие стайлинг. Таким образом, стайлинг - это автомобильное граффити.

Оно наносится как сугубо при помощи баллона, так и при помощи специализированных автомобильных красок. Стайлинг - это очень дорогостоящее увлечение, однако незаменимое, скажем, для стрит рейсинга и т.д. Из слэнга авто граффитчиков слово стайлинг постепенно перекачивало в индустрию моды, дизайна. Когда говорится о том, чтобы придать чему-то форму, зачастую используется слово - стайлинг. Стайлинг - гель для укладки волос и т.д.


  1. Райтинг. Слово райтинг, безусловно, произошло от английского – писать. В хип-хоп культуре, райтерами принято называть только лишь тех художников, которые работают над профессиональными заданиями, такими как роспись клубов и т.д. Что касается как дальнего, так и ближнего нам зарубежья, то райтером там называют каждого человека, который взял в руки баллон и создал нечто похожее на картину. Райтинг достаточно сложный вид граффити, в его компетенцию входит создания объёмных картин с 3 D элементами (7; 159).

В России подобные вещи очень редко создаются на стенах. Первая причина в том, что отсутствует более-менее понятное законодательство, согласно которому, райтинг либо разрешался бы, либо запрещался. Для того, что бы сделать рисунок в популярном у райтеров «диком стиле», зачастую нужна не одна ночь, а работать белым днём на улице, просто нет возможности, так как обязательно найдется кто-то, кому это мешает и т.д.

Неотъемлемой частью любого творческого произведения является персонаж, в граффити всё точно также. Персоналии в райтинге называются хэрактэ или кэрактэ, что с английского дословно переводиться как «характер». Передавать их при помощи реалистичных образов не всегда хватает навыков рисования, а вот создать «мультяшек» проще. Наверное, поэтому, они и становятся главными героями райтинга. При помощи райтинга часто оформляют клубы, бары, магазины стильной одежды, так как это вид не теряет популярности в молодёжной среде.

В последнее время при помощи граффити пытаются привнести креатив в серый и скучный городской пейзаж.

Даже градоначальники стремятся превратить граффити в неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Для этого отводятся специальные места, где бы граффитисты смогли проявить свои умения и украсить город.

В последнее время граффити – неплохой бизнес. В постиндустриальном обществе большого города, с его конкуренцией и развитой сферой услуг, оформление в стиле граффити является свежим решением проблемы выделиться и удивить. Уже появились специальные роботы-принтеры представляющие собой новый плоттер для создания граффити. С точки зрения разработчиков этого робота, проект обращается к актуальным темам современной культуры: политической и социальной активности, традиции граффити и использование технологий в среде обитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что граффити будет являться искусством, если они будут реализованы в специально отведенных местах и упорядочены. Если направить энергию подростков-энтузиастов в нужном направлении, то в этом случае понизится уровень наркомании и сократится число подростковых преступлений.



Выводы по главе I

На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод, что:



  • граффити – неотъемлемая часть городского пейзажа, а также внутреннего убранства помещений;

  • явление граффити мало изучено;

  • первые граффити появились в 30 тысячелетии до н.э.;

  • причинами, побуждающими к созданию граффити, являются: утверждение личностной или групповой идентичности, протест против социальных и культурных норм, агрессивные реакции, мотивы творчества, сексуальные мотивы, развлекательные мотивы;

  • видами граффити, на основании мнений разных ученых, являются: публичные и личные граффити; содержательные, разрушающие граффити и динамические росчерки; идентифицирующие, асоциальные надписи, символические граффити; бомбинг, стайлинг, райтинг;

  • содержательной стороной граффити являются: музыкальные, спортивные, политические предпочтения человека; оформляющие индивидуальное самовыражение; метатекстуальные; граффити – записки; граффити – автографы;

  • если граффити появляются в несанкционированных местах и портят архитектуру города, то они являются вандализмом, а если они эстетичны, санкционированы, несут в себе элемент культуры человека, украшают место, то их можно назвать искусством.


Глава II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей граффити в разных населенных пунктах

Исследование проводилось в три этапа. I этап – изучение и анализ литературы по теме, определение основных направлений исследования граффити, составление программы исследования. Он проходил с сентября 2009 года по ноябрь 2009 года.

II этап – проведение констатирующего эксперимента, которое включало в себя опрос детей и подростков в форме анкетирования, поиск граффити в поселке и в Москве и его анализ, а также обработку и анализ результатов эксперимента, формулировку выводов.

Прежде чем работать по выявлению связи между граффити и социокультурной средой, мы решили, что нам необходимо иметь представление о том, насколько широко распространен данный вид поведения среди детей и подростков нашей школы.



Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся 7 – 10 классов нашей школы. Всего в опросе принимало участие 120 человек. Среди них 58 девушек (48%) и 62 юноши (52%). Средний возраст опрашиваемых 14,5 лет. Опрос проходил в декабре 2009 года. Анкетирование выявило следующие результаты:

Знаете ли Вы, что такое граффити, его виды и т.д.?

ответ

девушки

юноши

всего

знаю очень хорошо

0

2

2 (2%)

знаю, но очень мало

18

33

51 (42%)

не знаю совсем

21

15

36 (30%)

никогда не слышал

19

12

31 (26%)


Часто ли замечаете надписи и рисунки на стенах?

ответ

девушки

юноши

всего

часто

25

43

68 (57%)

очень часто

15

24

39 (32%)

всегда

3

5

8 (7%)

ежедневно

1

4

5 (4%)


В каких местах чаще встречаете граффити?

ответ

девушки

юноши

всего

подъезд

35

42

97 (81%)

стены домов

40

49

89 (74%)

туалет

25

37

62 (52%)

парта

11

26

37 (31%)

асфальт

8

3

11 (9%)

забор

14

16

30 (25%)

другое (указать)

-

-

-


Что чаще всего пишут?

ответ

девушки

юноши

всего

о своих увлечениях, пристрастиях

38

46

84 (70%)

автографы

29

48

78 (65%)

приколы

56

62

118 (98%)

признанья

47

35

82 (68%)

нецензурные выражения

51

37

89 (74%)

политические граффити

14

9

23 (19%)


Писали ли сами граффити?

ответ

девушки

юноши

всего

иногда

26

35

64 (52%)

часто

7

9

16 (13%)

очень редко

5

3

8 (6%)

никогда

20

15

35 (29%)


О чем писали?

ответ

девушки

юноши

всего

о своих увлечениях

4

2

6 (5%)

переписывались с ребятами из других классов

6

9

15 (17%)

приколы

3

6

9 (11%)

признания в любви

10

7

17(20%)

нецензурные выражения

1

9

10 (12%)

любимые стихи, строчки из песен

11

6

17 (20%)

что в голову придет

3

5

8 (10%)

не помню




3

3 (5%)

Что подтолкнуло к написанию граффити?

ответ

девушки

юноши

всего

было скучно

2

14

16 (19%)

нечем было заняться

4

13

17 (20%)

мстил (а)

1

4

5 (6%)

просто так

6

3

9 (11%)

«излить душу»

21

9

30 (34%)

не знаю

4

4

8 (10%)


Чем писали граффити?

ответ

девушки

юноши

всего

мел

3

9

12 (14%)

маркер

10

26

36 (42%)

ручка

25

12

37 (44%)

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что:

  • Большинство подростков мало, что знают о граффити или не знают вовсе.

  • Достаточно часто ребята нашей школы замечают граффити.

  • Чаще всего встречают граффити на стенах домов и в подъездах. Это говорит о том, что у некоторых жителей поселка очень низкая культура, а также о том, что не предусмотрены места, где бы подростки могли заниматься граффити.

  • Тематика граффити: приколы, нецензурные выражения, увлечения, признания в любви. Это говорит о том, что функция граффити, в основном, коммуникативная и желание выразить себя, показать свое превосходство. Может нашим ребятам нужно найти другие способы для общения и демонстрации своих достоинств?

  • Достаточно большое количество опрошенных сами писали граффити.

  • Пишут граффити как девушки, так и юноши.

  • Тематика написанных ребятами граффити: признания в любви, любимые стихи и песни, переписка с ребятами.

  • Причинами создания граффити явились скука и желание «излить душу».

  • Инструментами для написания чаще всего были маркер и ручка. Это говорит о том, что в поселке нет ребят, по-настоящему увлекающихся граффити, поэтому и нет необходимых инструментов для их создания.

Далее мы попытаемся рассмотреть особенности граффити в разных по величине населенных пунктах. Для сравнения мы взяли граффити поселка Яйва и города Москва. Работа в данном направлении проходила в январе-феврале 2010 года. Анализ граффити Москвы был нами проведен на основе фотографий, привезенных руководителем, а также фотографий из Интернета.

Проведя количественно-качественный анализ граффити этих двух населенных пунктов, можно сделать вывод:



    1. Граффити присутствуют и в поселке Яйва, и в городе Москва.

    2. В поселке их можно встретить везде, как в центре поселка, так и на окраинах: на стенах домов, в школах, в туалетах, в общественных местах, в подъездах. В Москве спонтанные граффити не увидишь на центральных улицах города, но их можно увидеть во дворах, в подъездах, на вокзале, в подземных переходах, на гаражах при въезде в город, в таксофонных кабинках.

    3. Возрастной состав создающих граффити и в поселке, и в Москве неограничен: их создают как взрослые (лозунги, политические граффити), так и дети.

    4. Тематика граффити в поселке: автографы, выражение чувств, оскорбления. В Москве также встречаются граффити с такой же тематикой, но можно увидеть и граффити – пристрастия (спортивные увлечения, музыкальные). Даже есть целые стены, галереи, посвященные какой-либо теме или какому-либо известному лицу (стена В.Цоя, стены входа в метро (память о певцах, которые погибли). Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность определенному стилю жизни. Некоторые надписи сделаны на английском языке, что говорит о высоком уровне развития личности, принадлежности к определенным слоям, молодежным субкультурам.

    5. В Москве можно встретить баннеры с граффити на центральных улицах.

    6. Надписи в поселке Яйва выполнены мелом, маркером, редко специальной краской, поэтому граффити Яйвы мало выразительны, не выделяются. Граффити Москвы яркие, красочные, при создании используются специальные краски из баллончиков.

    7. В последнее время создание граффити в Москве является социальными проектами: проводятся конкурсы на разные темы, художники из разных стран украшают улицы города, т.е. граффити в Москве становится искусством.

    8. При создании граффити в Яйве не используются ни один из видов, это просто надписи. В Москве можно встретить граффити всех видов, в том числе бомбинг, стайлинг и райтинг.

    9. В Москве создание граффити организованно, находится под контролем властей: существуют специально отведенные места для создания граффити, постоянно выделяются новые места. В Яйве специальных мест нет.

    10. Специально отведенные места в Москве являются местом сборищ неформальной молодежи.


Выводы по II главе

Таким образом, можно сделать вывод, что граффити поселка Яйва и граффити города Москва имеют как точки соприкосновения, так и существенные различия, которых значительно больше. В Москве имеется много поклонников этого вида искусства. Встречаются очень красивые граффити, которые являются элементами украшения города. Тематика разнообразна, что говорит о разнообразных интересах жителей города, их вкусах. При помощи граффити в Москве можно выразить себя, реализовать себя, найти друзей – единомышленников. Граффити Москвы это также способ получения дохода.

В поселке жители в возрасте 14 лет хоть и знают о граффити, но мало информированы об их функциях, значении, видах. Они создают их «от нечего делать», от скуки, они не являются искусством и не организованы. Настоящих поклонников и ценителей граффити в поселке нет.

Таким образом, граффити зависят от той социокультурной среды, в которой они создаются.



Заключение

Граффити – явление малоизученное. Данной проблеме посвящены работы только зарубежных ученых, исследований отечественных ученых очень мало. Тем и интересна выбранная нами тема для исследования.

Целью нашей работы было рассмотреть особенности граффити с точки зрения психологии и социологии и выявить его особенности в разных по величине населенных пунктах.

В ходе работы над темой мы отобрали источники, которые помогли нам раскрыть теоретическую основу проблемы. Это средства массовой информации, учебники по психологии, популярная и справочная литература, а также Интернет. Изучив необходимую теоретическую базу, мы провели сбор и анализ граффити в разных по величине населенных пунктах: в нашем поселке Яйва и городе Москва.

В ходе исследования мы предположили, что граффити связаны с той социокультурной средой, в которой они появляются, т.е. зависят от общего уровня развития человека, его культурного уровня, его потребностей, интересов, его социального статуса, а также социальной обстановки населенного пункта.

Методами исследования являлись изучение литературы по проблеме, анкетирование, количественно – качественный анализ.

В результате можно сделать вывод, что граффити присутствует в обоих населенных пунктах. Однако в поселке Яйва граффити – явление стихийное, маловыразительное, в основном, портящее стены домов, подъезды, школьные парты, гаражи. В поселке нет интересующихся граффити как искусством детей и подростков, поэтому нет и специальных инструментов для их рисования. Дети и подростки почти ничего не знают о граффити, даже как о явлении, не то, что как об искусстве. Тематика граффити в поселке однообразная: автографы, признания, иногда граффити политического и социального характера.

Граффити города Москва, наоборот, в последнее время явление организованное, распространенное. Граффити разнообразны по стилю, яркие, красочные, даже на окраинах города. Тематика разнообразная. Встречается много граффити на спортивную, музыкальную, политическую, социальную тему. Это говорит о том, что молодое поколение столицы имеет активную гражданскую позицию, развитое чувство патриотизма, нравственные установки и т.д. В Москве граффити становится видом искусства, рекламы. В местах рисования граффити собирается молодежь для общения. Для них проводятся конкурсы граффити, фестивали граффитистов со всего мира.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что наша гипотеза о связи граффити и социокультурной среды подтверждена.

Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.



Список использованной литературы

  1. Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640

  2. Белкин А.И. Социально-психологический анализ граффити (На материале неинституциональных надписей и рисунков учебных заведений г. Самары) // Дисс. … канд. псхол. наук. - Самара, 2003.

3. Белкин А.И. История становления, развития и современное состояние проблемы граффити в зарубежной и отечественной психологической науке// http://www.psyche.ru/catalog/is1/element.php?ID=1155


4. Бестужев С. Граффити – хулиганство или панацея? - Народное образование.– 2008.– № 2.– С. 248-252.

5. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. Т. 7. М., 1972.



6. Материалы с сайтов:

http://www.graffiti.su/history/

http://graffitis.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

7. Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал.- № 1. - 1998. - С. 144 – 164.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница