«Причины формирования и профилактика интернет зависимости у детей и подростков»



Скачать 192.77 Kb.
Дата15.05.2016
Размер192.77 Kb.
#12732
«Причины формирования и профилактика интернет - зависимости у детей и подростков»
Сегодня Всемирная паутина настолько тесно вплетена в нашу жизнь, что становится все труднее сказать, где заканчивается реальный мир и начинается виртуальный. С помощью интернета с каждым днем можно делать все больше и больше. Можно даже получить образование, не выходя из дома. Но есть и обратная сторона медали: чрезмерное увлечение интернетом может привести к формированию болезненного пристрастия (зависимости). Как следствие – серьезные проблемы с учебой или работой, в отношениях с близкими людьми, вплоть до полного разрушения связей с внешним миром. Особую тревогу вызывает то, что зависимость от интернета наиболее часто проявляется в подростковом возрасте, что негативно сказывается на становлении и развитии человека, как личности.

Ряд исследований рассматривает зависимое поведение как патологическую адаптацию.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Интернет – зависимость – это болезнь. Она имеет течение, длительность, обострения, ремиссии. Граница, разделяющая злоупотребление и зависимость детерминирована критерием нарушение адаптации (проблемы в учебе, с окружающими, близкими людьми).

Главным свойством интернет – среды является поток – когда одна деятельность очень успешно сменяет другую. В этом случае мы говорим о виртуальном пространстве в целом, вне зависимости от конкретного вида деятельности – и это пространство само по себе вызывает интернет-зависимость. Безусловно, имеет значение и форма деятельности, но здесь мы скорее говорим о наклонностях самого пользователя, о том, что интересно именно ему.

Чаще всего явление интернет-зависимости мы можем наблюдать в среде подростков. Это связано с особенностями пубертатного периода, такими, как затруднение социальной адаптации, неумение управлять своими эмоциями, незрелость психики, несформированность самооценки. В 13-14 лет, как правило, происходит столкновение с обществом. С одной стороны появляется необходимость индивидуализации, а с другой – не хватает сил, чтобы отделиться от родителей и занять свое место в социуме.

Интернет – среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интернет- пространство – отличное место, где можно что-то делать, при этом создается притягательное ощущение безопасности и вседозволенности. Но здесь не сам фак пребывания или время пребывания в интернете является основным сигналом. Сигналом является социальная дезадаптация: конфликты с друзьями, конфликты в школе, исчезновение окружения сверстников - то есть уход из реальной жизни.

Наиболее притягательной формой деятельности всегда была игра. Также обстоят дела и с онлайн-играми, которыми увлечены большинство пользователей сети.

Особенность большинства компьютерных игр – отсутствие у них логического завершения. Потенциально игра может продолжаться бесконечно. Еще в первой половине XX века Б.В.Зейгарник показала, что любое незавершенное действие вдет к возникновению у человека специфической потребности, которая побуждает его вновь и вновь возвращаться к нему. Онлайн-игру можно представить как глобальное незавершенное действие, которое побуждает игроков вновь и вновь возвращаться к игре и совершать, по сути, одни и те же игровые действия, блуждая по замкнутому кругу.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

Важно понимать, что список признаков химической зависимости в значительной степени совпадает с проявлениями компьютерной зависимости у детей и подростков. Среди них: исключение других кроме компьютера интересов, неспособность занять себя чем-либо другим, вся жизнь подчинена игре, страдает успеваемость, дети теряют в весе, так как забывают поесть, крадут деньги на новые игры или на посещение компьютерного клуба.

Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства и чувствительность, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Длительное пребывание в интернете задерживает развитие эмоциональной сферы, не формируются сами эмоции и определение эмоций, а за этим лежит еще более глубокая проблема: затруднение в осознании образа тела. Сначала было тело, потом ощущения, потом появились эмоции. Но если нет образа тела, то нет ощущений и нет эмоций. И соответственно затрудняется контакт в среде – когда ты не можешь распознавать свои эмоции и эмоции других.

Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Зачастую родители долго не могут принять тот факт, что компьютерная игромания такая же форма зависимости как любая другая и ребенку нужна помощь. Если у младших и средних школьников сужается круг интересов, исчезает свойственная возрасту потребность в общении и физической активности, то у подростков вообще пропадает мотивация к любой другой деятельности, кроме компьютерно-игровой, включая профессиональное самоопределение, общение с противоположным полом.

Формирование зависимости происходит тем скорее, чем раньше ребенок столкнулся с предметом зависимости, так малыш с полутора лет, сидевший перед телевизором потенциально более склонен пристрастится к зависимости от виртуальной реальности. В качестве профилактики важно, чтобы ребенок, перед тем как столкнется с компьютерным миром, уже имел сформированные реальные интересы и умение получать удовольствия от реальной жизни. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью, и если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Дети вовсе не стремятся быть все время в сети, их зачастую к этому вынуждает отсутствие альтернативы в реальной жизни (игр, путешествий, открытий, общения).

Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчики. Девичьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Кроме того, для девочек социальное общение намного важнее, чем любая игра. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики – над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчики вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Группой риска в плане возникновения компьютерной зависимости являются также дети, имеющие неврологически осложненный анамнез и связанную с ним повышенную эмоциональную неустойчивость, восприимчивость, возбудимость и сложности самоконтроля. Такие дети быстро утомляются, перевозбуждаются от игры и в тоже же время не в состоянии усилием воли «оторваться» от нее.

Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы. Симптомы интернет-зависимого поведения свидетельствуют о наличии личностно-психологического или психического неблагополучия. Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.

Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок зависим от компьютера, психолог предлагает им поискать причины в себе, спрашивая у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».

Родители, должны отдавать себе отчет: это они усаживают ребенка перед телевизором, покупают ему компьютерные игры – ведь у них работа и домашние заботы, и зачастую им некогда играть с ребенком в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением.

Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?!
Как с этим справиться?

Первое, что нужно выяснить – выяснить почему у человека развилась интернет-зависимость. За этим могут стоять выраженные свойства личности, которые не позволяют приспособиться в обществе: повышенная тревожность, возбудимость, демонстративность – любые акцентуации. То есть некоторые свойства характера не позволяющие приспособиться в обществе, и интернет является возможностью бегства. Другой вариант, когда зависимость развивается на патологической почве вследствие другой болезни. Например, жалобы на сына с интернет-зависимостью . а оказалось, что у него повышенная утомляемость, истощаемость, тревога, депрессия и просто нет сил, чтобы учиться и выполнять задания. Вот он в интернете и сидит, чтобы снизить тревогу и проявление своей депрессии.

Если интернет-зависимость связана с какими-либо дезадаптивными свойствами характера, то это работа по коррекции и обучению в жизненном пространстве, работа с эмоционально – волевой сферой. Зависимость от интернет – среды приводит к изменению личностных свойств. Таким людям нужно заново учиться познавать себя и других. Это занимает длительное время: 1,5, 2 или 3 года.

Второй шаг – работа с семьей, а именно: восстановление доверия. Чаще всего интернет – зависимый подросток является носителем такого семейного симптома, как нарушение взаимодействия. Нет доверия – ничего не будет дальше происходить. Важно обозначить ключевой момент: что ответственность за выздоровление несет не только специалист, но и сама семья, которая должна меняться в соответствии с проблемой. Работа с интернет-зависимостью – это всегда работа с семьей, поскольку, как правило, проблема заключается в семье.

Необходима помощь неадаптивным подросткам в приспособлении к этому миру и расширение познания этого мира. Поскольку зависимое поведение – это процесс приспособления к изменчивому, тревожащему миру. Ели у ребенка, который не вписался в коллектив, отнять интернет, но ничего не дать взамен, образуется пустота. Нужно предложить альтернативу, развивать более адаптивные способы поведения: спорт, хобби, совместная деятельность. Дети, которые занимаются в различных кружках, как правило, не страдают от интернет-зависимости – у них просто нет на это времени.


Классификация компьютерных игр:

I Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность - принятия роли и ухода

от реальности.


  1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.

Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими.

  1. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя.

  2. Руководительские игры. Играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль.

II. Неролевые компьютерные игры.

Играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа.

Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков.  



  1. Аркадные игры. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством.

  2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

  3. Игры на быстроту реакции.

Играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Главное "пройти" игру, набрать большее количество очков. 

  1. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино.

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.



Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключай его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку,  а также влияют на формирование личности ребенка. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

 Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
По этой причине, выбирая компьютерную игру для ребенка, родитель должен задать себе несколько вопросов:

1. Что даст эта игра моему ребёнку?

2. Какие качества   будет развивать в нём?

3. Не даст ли игра опасную информацию?

4. Не будет ли формировать негативный стиль поведения?

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером. Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями.



Профилактика компьютерной зависимости

Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.



Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.

Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.

В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель последней — научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной поддержке. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером.

Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа — спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-тического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения.

Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.


Рекомендации родителям.

Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.



  • В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать осуждение за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний интерес к миру своего чада. Расспросите его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попросите, чтобы он научил вас играть в его любимую игру. Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).

  • Вместе ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации.

  • Увеличьте физическую активность ребенка. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией. Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.

  • Демонстрируйте пример, ограничив время собственного пребывания перед телевизором или в социальных сетях. Учитесь вместе с ребенком находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге. На уикенды выезжайте на природу, посещайте различные экскурсии. Поверьте, ребенок, который вместе со спелеологами нащупывал путь в реальной пещере или кормил с рук настоящую косулю в лесном хозяйстве, никогда не променяет эти «живые» ощущения на виртуальный суррогат.

  • Больше разговаривайте, интересуйтесь переживаниями ребенка, давайте ему возможность выговорится, делитесь собственными переживаниями. Помогайте ребенку находить слова для описания его переживаний, обсуждайте сложные жизненные ситуации и ищите вместе, в диалоге способы их преодоления.


Предупреждение интернет-зависимости

Оцените, сколько времени ваш ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.

Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес ребенка реальными увлечениями, или же он старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.

Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода из интернета. Возможно проявление таких психических симптомов, как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить: головные боли, боли в спине, расстройство сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.



Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка, его успеваемости и отношениях с другими учениками. Настораживающими факторами являются замкнутость, скрытность, нежелание идти на контакт. Узнайте, нет ли у вашего ребенка навязчивого стремления выйти в интернет с помощью телефона или мобильных устройств во время урока.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков

Скачать 192.77 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница