Приемы развития креативности, ассоциативного мышления. Цель: развитие креативности (оригинальности, нестандартности мышления) Игра «На что похоже?»



Скачать 123.82 Kb.
Дата21.05.2016
Размер123.82 Kb.
ТипТворческая работа
Приемы развития креативности, ассоциативного мышления.

Цель: развитие креативности (оригинальности, нестандартности мышления)
Игра «На что похоже?»
В «чудо-сундучке» спрятаны разные игрушки. Чтобы узнать, какие игрушки там находятся детям предлагается игра «Что на что похоже» (закрепление навыков выделять различные признаки предметов: цвет, форма, величина) и их свойства.2 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры достают из чудо-сундучка одну игрушку. Этот предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что мы достали из чудо-сундучка похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новыхотгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.


Раскрашивание картинок необычным способом (цифрами, буквами)
Детям предлагается раскрасить картинки необычными способами.

Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?»
Цель: расширение стереотипных границ сознания, свобода самовыражения.
Рисунок в несколько рук. Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.

Творческая работа «Какого цвета мой смех?»
Дети одевают карнавальные маски, в руках – светящиеся фонарики, и отправляются в путешествие в  удивительную страну «Вообразилию». В этой стране происходят чудеса. Например, можно не только услышать, но и увидеть свой смех. Под звуки веселой мелодии дети выполняют творческое задание – нарисовать … свой смех. На лист бумаги наливается два цвета гелевой краски. Руками и пальчиками рисуется картинка (или несколько картинок, ведь воображение остановить невозможно)

Игра-лепка «Чудо-юдо».

Дети выбирают по 2-3 картинки с разичными изображениями. Описывают их признаки и особенности и далее выбирают одно из животных к которому добавляются признаки и особенности от других. Например, верблюд приобрел крылья бабочки, удав стал с рыбьим хвостом и плавниками. Далее дети из пластилина лепят то, что придумали.



Приемы развития системного мышления.
Игра «Теремок».
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.
Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
Игра не только закрепляет полученные знания о признаках и свойствах различных объектов, но и учит анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.

Творческая работа «Коллаж».
Цель: развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления. Составление из картинок и вырезок композиции, придумывание оригинального названия.
Игра «Магазин» Дети выбирают разнообразные картинки из журналов и «покупают» их, называя их общие признаки и свойства.

Театрализация «Сказка».
Цель: развитие системного мышления, творческого самовыражения. Дети выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства или качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка.

Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров.
Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению
"положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства,  способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, переходим к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Игра «Как мне повезло…»  Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Дети по цепочке заканчивают фразу.
Знакомство с морфологическим анализом.
«Сказка о бабочках».
Цель: знакомство детей с основами Морфологического анализа:
Детям рассказывается сказка: плоскостной театр. Белые бабочки летят в страну «Вообразилию» и преобразуются путём изменения значения сенсорных признаков  (цвет, размер).
Базовые вопросы для активизации системного мышления детей:

  • С какими цветами повстречались бабочки? (развитие наблюдательности)

  • Какими стали? Как изменились? (сравнение)

  • На что похожи по этому признаку? Что бывает такое же? (развитие ассоциативного мышления)

  • Кто и что еще может менять свой размер в реальном мире? (развитие осведомленности, кругозора)

Творческая работа «Ладошки». Закрепление усвоенных сенсорных эталонов с усложнением: добавлением (цвет, форма). Дети обводят свою ладошку, располагая пальцы по своему замыслу и фантазируют, создавая образы.(человек, принцесса, клоун, собачка, лошадка и т.д.) Обсуждение творческих идей.
Знакомство с фокальным анализом.
«Встреча друзей».
Цель: знакомство детей  с Фокальным анализом.
В «Чудо-сундучке» находятся игрушки, которые, встречаясь друг с другом обмениваются каким-либо свойством, приобретая новые оригинальные свойства. Объяснение правил обмена признаками. Например, встретилась игрушечная лошадка на колесиках с домиком. Свойство лошадки: ездит на колесиках. Свойство домика: в нем живут куклы. Игрушки обмениваются своими признаками. Теперь домик ездит на колесиках, а лошадка выполняет функцию домика.
Игра «Магазин игрушек»: дети покупают в магазине по две игрушки. Называние свойств игрушек. Обмен свойствами.
Творческая работа «Новые игрушки»: дети рисуют придуманные новые игрушки с приобретенными оригинальными свойствами. Обсуждение творческих идей.

Игра «Чудесные превращения». Дети наугад выбирают 2-3 объекта, называют признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта. Далее, переносят названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект. Поочередно обсуждается каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов. Например, фокусный объект кукла Барби + объекты с признаками: шарик (надувается), фонарик (светит), ручка (пишет). В результате кукла Барби обладает новыми свойствами (надувается, светится в темноте, пишет).
Творческая работа «Изобретатель» Продуктивная деятельность. Дети рисуют или лепят новый образ.
Знакомство с типовыми приемами фантазирования.

Уменьшение-увеличение

Игра-беседа. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
- Что будет, если у нас удлинится на время нос?
- Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
- Это хорошо, а что в этом плохого?
- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.
- Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?
Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами:
- Какого тогда ты будешь размера?
- А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
- Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в садик: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до садика, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
- Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
Игра  «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот».  Дети знакомятся со сказочными персонажами: Волшебник Размера меняет размеры всех объектов и персонажей. А Волшебник Наоборот меняет свойства и признаки всех объектов и персонажей наоборот. Например, Волшебник Размера уменьшил Волка и увеличил Зайца. Что произойдет в новой сказке? Волшебник Наоборот превратил Кащея Бессмертного в доброго, а Василису – в злую Василису Непрекрасную. Дети фантазируют и предлагают различные версии развития сказочных событий.

Творческая работа. «Превращение» Дети придумывают любой объект и превращают его в другой с помощью изменения его размера.

Использование предметов необычным способом

Игра «Мозговой штурм»: необычное использование обычных предметов. Дети выбирают несколько предметов, например, газета, ключ, часы, карандаш. Далее по цепочке передают их друг другу и называют как можно необычным способом использовать их.

«Новая сказка»: Дети выбирают героев сказок и исключают у них какое-либо свойство (например, Баба-Яга без избушки-на курьих ножках или Кот без сапог.Сочиняем новую сказку по цепочке придумывая сюжет и действия героев.

Коллективное рисование своих героев и сказки

Одушевление:

Игра «Я дарю тебе…» Дети передают по цепочке друг другу игрушку или мячик со словами «Я дарю тебе…» Предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок (можно подарить целый мир).

Творческая работа-игра «Ожившая картинка».
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?

Рассказывание историй. «Ожившая картинка»

«Поиск общих признаков у случайных объектов»

Игра «Как хорошо…»


Игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь и т.д.)
Игра в командах

«Исключение свойств»

Игра-разминка «Мозговой штурм» А что случится, если… Объекты живой природы получают новые необычные свойства. Какие? Придумывают дети.

Игровое упражнение «Исключение свойств». У сказочных персонажей исключаются некоторые их важные свойства.
Фантазирование.Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

- Человек не спит.


- Человек не чувствует боли.
- Человек потерял вес, обоняние.

Придание объектам живой и неживой природы необычных свойств

Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства "из головы";
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

- Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.


- Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч. Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень дает бессмертие. Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д.


Игра для развития фантазии. Дети встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи, Маша, большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись".

- Человек питается орлиной пищей - грызунами, птицами.


- Человек покрыт перьями.
Мозговой штурм: генерирование идей
- Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря - красная бы лампочка загоралась в этом случае).
- Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
Сочинение истории.  Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам.
Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Опишите, что будет с миром?

Творческая работа: Фантастический рисунок

Фантастическое дробление

Сочинение сказки.


Творческая работа: лепка
«Машина времени»

У нас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.


"Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или "Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово. 
- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько вам сейчас?
- Как жили динозавры?
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
- Поговорить со своим будущим сыном.
Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Сочинение истории «Путешествие в прошлое».
Сочинение истории «Путешествие в будущее»
Рисунок
Творческая работа:
аппликация

Изменение привычных отношений между сказочными героями.

Мозговой штурм.


Сочинение истории
Творческая работа: коллаж из картинок.
Дивергентные задачи

  • Игровое упражнение: поиск причин происшедшего события. Утром Дима проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
    Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

  • Описание картинок с объяснением причин и следствий, невероятное изменение ситуации:



  • Мозговой штурм «Что будет, если…"
    "... дождь будет идти, не переставая."
    "... люди научатся летать, как птицы."
    "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
    "... оживут все сказочные герои."
    "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

  • Сочинение историй. Придумать сказку, в которой участвовали бы эти герои



  • Интеллектуальная эстафета: свободное фантазирование

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
- На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
- На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и "средство красоты".В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски - "прекрасная дама") принадлежат к одному семейству - пасленовым.
- На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи. 
- Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
- На одном дереве растут объекты живой и неживой природы. 
- Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница