Проблема личности в психологии



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер201 Kb.
#29581
  1   2   3
Проблема личности в психологии
Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, т.е один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Психология личности является теоретико-методологической базой личностного принципа, согласно которому личность, это логический центр, вокруг которого выстраиваются все остальные категории психологии и система психологических наук в целом.

Слово личность появилось приблизительно 300 лет назад. Дж. Брунер считает, что признаком этого служит употребление приставки «само».

В психологии существует много определений понятия личности. В большинстве случаев этих определений содержатся такие признаки, как совокупность, или организация, система черт (свойств), единство, стабильность, социальность, идентичность, индивидуальность (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего «Я», автономность, творчество). Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.

Но личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство «Я», сознание собственной индивидуальности, или, по А.Маслоу «переживание идентичности». Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое «Я», способного к самоопределению посредством собственной воли, и к осуществлению своей воли в действиях.

Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой. Это взаимодействие приводит к возникновению целостной организации психических свойств, имеющей более или менее выраженный центр, который соответствует субъективному ощущению «Я».

Прекрасно определил личность русский психолог А.Ф.Лазурский как «некоторое устойчивое и длительное единство, которое служит основанием всему, что совершается в душевной жизни».

Согласно Г.Ю.Айзенку, «личность – это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».

Таким образом, личность – это интегративная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание, становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий. Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Понятие личности является производным от базовой категории психологической науки – психики.

Рассмотрение личности как совокупности определенных черт иногда ведет к отрыву личности от психики. В этой связи С.Л.Рубинштейн говорил, что «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику».

Понятие «личность» пришло в психологию, по крайней мере, их четырех источников.



Первый – христианство, которое закрепило представление о вечной и божественной душе человека.

Второй – философия. Когда в середине 19 века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом – философском видении человека. На этой почве в Германии родилась «философская антропология» - попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти базисную структуру человеческого бытия и специфических черт человека.

Третий источник – психиатрические феномены «раздвоения личности» или «множественной личности». Были описаны случаи, когда человек внезапно становился кем-то другим. У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов.

Четвертый источник – потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивались на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке. Изучались отдельные функции, а человек как комплекс, как сложная система мотивационных сил не рассматривался. Психоаналитики утверждают, что существенно стимулировал появление теории личности З.Фрейд. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

Личность как базовая категория психологии находится в сложных связях с другими ее понятиями. Об этой сложности говорит имеющее место отождествление личности с человеком.

Данное противоречие отметил грузинский психолог Н.Г.Узнадзе: «…Психология не может обойти факт решающего значения личности, она на может игнорировать то обстоятельство, что активным деятелем в процессе жизненных отношений является непосредственно не какая-нибудь из функций человека, а он сам как активно действующий субъект. Но когда ставится вопрос, что же он собой представляет психологически, то традиционная психология обращается к исходным понятиям психических процессов и идею личности старается построить на этих последних». В общем, личностный уровень психики можно считать вышележащим по отношению к процессуальному (динамическому, функциональному). Психические свойства – это атрибуты личности, следовательно, личность – это «часть» психики.

Неоправданно и искусственно запутанными представляются отношения между понятиями «личность» , «индивид», «индивидуальность», тем более что в мировой психологии этим отношениям не придают значения. Если упростить эти отношения, то получается следующее. «Индивид» - это не что иное, как «человек»; он является носителем психики и личности как его центрального звена. Индивидуальность же – это один из главных атрибутов личности, соединяющий в себе и психологическую уникальность каждого отдельного человека и целостность, неделимость его личности. Следовательно, можно понять тех, кто считает, что индивид, индивидуальность, и личность являются в известной степени синонимами.

Существует разное представление относительно объема понятия личности. Одни полагают, что личность – это только социальная сторона индивидуальной человеческой психики. Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, усматривая в ней синтез всех характеристик человека, их уникальное сочетание. Это значит, что личность максимально сближается с индивидуальностью.

Индивидуальностью Б.Г.Ананьев называл биосоциальную целостность конкретного человека, имея ввиду, неповторимость соматических, физиологических и психических свойств, его социальные качества, связанные со спецификой филогенеза.

Представляет значительный интерес вопрос о месте личности в структуре психики. На этот счет существуют две точки зрения. Согласно одной из них, личность представляет собой поверхностный слой психики. Это «личина», «персона», т.е. психологическая маска, «надеваемая» при исполнении той или иной социальной роли. По концепции Э.Берна, «персона» - это способ представлять себя и лучше всего описывается прилагательными: резкий, общительный, приятный, находчивый, деятельный, высокомерный или вежливый. Вещи, которые знакомые говорят друг другу в течении дня, при этом осторожно избегая вторжения в личную жизнь друг друга, не исходят ни от Родителя, Взрослого, не от Ребенка. Они исходят от маски или щита, который каждый человек помещает между собой и окружающими людьми, и которые некоторые психиатры называют персоной.

Сторонники этого взгляда убеждены, что в жизни часто не важно знать, что человек представляет собой на самом деле. Что действительно нужно, так это знать, за кого он себя выдает, или, по крайней мере, какого отношения к себе ждет.

Вторая точка зрения относительно места личности в структуре психики несет себе отношение к ней как к «особе», воспроизводя этимологию «личности» от благородного слова «лик» (В.Даль), а не от скоморошьей «личины». Личность рассматривается как центр внутреннего мира человека, как главный регулятор психической активности, как существо данного человека. Многие психологи видят в личности центральное психическое образование. Например, К.Роджерс описывает личность в терминах «самости»: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определяет личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека. Подобной точки зрения придерживается много психологов, в том числе А.Ф.Лазурский, А.Маслоу, В.Джеймс, Я.Щипаньский.

Точка зрения К.Юнга по этому вопросу более дифференцирована и в известном смысле противоречива. Он отождествлял личность с душой, но различал две личности: внутреннюю и внешнюю. «Внутренняя личность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку и которым он обращен к бессознательному. Внешнюю установку я называю персоной; внутреннюю установку, внутреннее лицо я обозначаю словом анима или душа».

В психологии термин личность используется в следующих целях:


  1. При помощи понятия «личность» хотят объяснить тот факт, что люди не случайно отличаются друг от друга. Теория личности в этом смысле – это теория индивидуальных различий. Тенденция применять понятия личности в этих целях свойственна, в частности бихевиористам, и тем психологам, которые предпочитают психометрию.

  2. Для объяснения постоянства поведения людей. Задачи психологии личности в данном варианте – выяснение фактов, обусловливающих это постоянство.

  3. Некоторые психологи рассматривают личность как механизм организации и ориентации поведения людей, высшую инстанцию саморегулирования.

  4. Понятие личность используется для указания на источник активности, движущие силы поведения и деятельносьти человека. В этом направлении ориентированы психординамические теории. В центре их внимания – потребности, ценности, мотивы и другие побудительные силы.

  5. При помощи понятия «личность» объясняют качественные отдличия психики человека от животных. Человеческая психика в отличии от животных является личностной.

В психологии личности одним из интереснейших вопросов является отношение личности к обществу, культуре. Принципиально важным для психологического исследования личности является вопрос о том, как и на сколько адекватно в развитии личности выражаются тенденции развития общества и, с другой стороны, как личность, сознательно отражая эти тенденции, организует свою жизнедеятельность.

В силу того, что процесс становления личности носит социальный, межличностный характер, личность является атрибутом не только отдельного человека, но и общества. Общество является прообразом личности. Только в зрелом - личностном - обществе возможна зрелая личность. Если общество не имеет атрибутов личности, то «природному индивиду» нечего в нем приобретать.

Положение о личности как атрибуте общества предполагает, что источники личностности созревают в обществе в его культуре. Согласно Л.С.Выготскому «психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры».

Личностными атрибутами общества являются «социальные образцы саморегуляциии, которые должен выработать в себе посредством научения отдельный человек в процессе своего превращения в уникального индивида, которые специфичны для каждого отдельного поколения». Личностные атрибуты общества – это такие общественные институты, традиции, ценности и понятия о личности, которые благоприятствуют развитию личности и обуславливают ее функционирование в данном обществе.

Не всякое общество обладает развитыми атрибутами личности, то есть имеет достаточные условия для формирования личности. Чем развитее нация, тем полнее самостоятельность отдельной личности, и в то же время тем безопаснее одна личность от посягательства другой. Согласно разным гипотезам, в доисторические времена инстинктивные связи были стол прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование.

Современное общество также не является однородным по уровню своей «личностности». Деление культур на индивидуалистические и коллективные.

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самоорганизации их членов. Здесь цели людей не менее, если не более важны, чем групповые. Их поведение определяется мотивацией к достижению, в то время как в коллективистических – принадлежностью к группе. Ударение делается на личные успехи, инициативу и оценки. Соответственно, личностным культурам, например Великобритании и США, свойственны высокие показатели по шкале индивидуализма.

Коллективистические культуры, наоборот, характеризуются преобладанием групповых целей над индивидуальными. Они больше ценят преданность семье и клану. В этих структурах человек получает поддержку, если его поведению свойственна «жертвенность», преданность интересам группы. Все это способствует формированию соответствующей – «коллективисической» - личности.

Описать личность можно, только указав ее характерные черты. Эта точка зрения распространена больше других. Ее придерживался С.Л.Рубинштейн который предложил и комплекс свойств (компонентов) личности. С его точки зрения к личностным относятся, прежде всего, не «предметные», а «социальные», т.е. межличностные.

А.Н.Леонтьев еще больше сужал перечень личностных свойств, подчеркивая центральное положение в нем мотивационной сферы. Внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности». Что же касается таких психологических подструктур личности, как темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы, установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они, разумеется, отнюдь не исчезают. Они открывают себя: одни – в виде условий, другие – в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего места в личности, происходящих в процессе ее развития.

Определенным вкладом в понимание свойств личности являются теория личностных черт Г.Оллпорт, Р.Кеттел и Г.Айзенк.

Р.Кеттел пытался раскрыть основные черты личности с помощью факторного анализа. Это ряд статистических процедур, которые позволяют свести большое количество взаимосвязанных количественных показателей изучаемого сложного явления к небольшому числу относительно независимых факторов, объясняющих взаимосвязи, полученные в ходе исследования. Р.Кеттел, как и Г.Олпорт, полагал, что личностные черты составляют ядро структуры личности и, а конечном счете, именно они ответственны за то, что человек делает в данной ситуации.

Черта личности может быть определенным образом измерена, благодаря чему устанавливается степень ее выраженности, а сама черта рассматривается как переменная.

Черты личности традиционно группируют, относя их к более общим личностным свойствам, выделяя черты характера, темперамент и т.д. Для суждения о личности необходимо знать семь ее сторон: способности, темперамент, характер, направленность, социальную и профессиональную компетентность, Я-концепцию.

Способности – это умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии надлежащих мотивации и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности. Эта обучаемость проявляется как во время обучения, так и за его пределами: до и после организованной учебы.

При оценке способностей устанавливают два их параметра: предметное содержание (способности к чему-то) и уровень выраженности, или их величину. Поскольку предметная область, т.е. количество видов деятельности, которыми может овладевать человек, очень велико, то предпринимаются попытки свести способности к ограниченному числу. Так, например, Терстоун в 1938 году с помощью статистических методов выделил семь первичных умственных потенций:



  1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

  2. вербальную гибкость, т.е. легкость с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

  3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

  4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

  5. память;

  6. способность к рассуждению;

  7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.

По второму параметру в способностях различают разные степени одаренности, в том числе талант и гениальность. Количественным выражением того или иного состояния способностей служит коэффициент умственного развития, определяемый при помощи специальных тестов интеллекта.



Темперамент личности – это уравновешенность, гармоничность психики, устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с ее динамическими, а не содержательными аспектами. К темпераменту относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

Представление о темпераменте начали формироваться в глубокой древности. Первые идеи принадлежат врачам и философам – Гиппократу и Клавдию Галену. Развернутое психологическое описание типов темперамента дал немецкий философ И.Кант, который разделил их на темпераменты деятельности и темпераменты чувства. Достоверно связали темперамент с типом нервной системы И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, В.М.Русалов и др. отечественные психофизиологии. Большой вклад в психологическую теорию темперамента внес отечественный психолог В.С.Мерлин.



Характер – сторона личности, связанная с энергичностью, мобилизационными возможностями психики, а также устоявшимися манерами жизни, общения, поведения. К характеру следует отнести следующие специфические черты личности:

  • индивидуально-психологические эквиваленты простых норм нравственности: честность, трудолюбие, правдивость, уважение к закону, вежливость, скромность;

  • черты, обеспечивающие определенную степень организованности и упорядоченности поведения: любовь к порядку, аккуратность, точность;

  • свидетельствующие о готовности переносить трудности, об устойчивости в сложных критических ситуациях жизни и деятельности: смелость, мужество, самообладание, выдержка, энергичность, способность к риску;

  • определяющие социальное поведение человека, особенности его связей с другими людьми: властность или податливость, общительность или замкнутость, жестокость, агрессивность или мягкость, честолюбие.


Направленность личности – это упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и выраженных долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека. Одни люди ориентированы на творчество, другие – на потребление, одни – на созидание, иные – на разрушение, одни ориентированы социально, другие – антисоциально, враждебно к обществу. Одни руководствуются в своей жизни преимущественно ценностями, другие – потребностями. Направленность – это такое свойство личности, которое с иллюстративной ясностью характеризует плодотворную связь человека с внешним миром.

Большая заслуга в характеристике направленности принадлежит С.Л.Рубинштейну, который в сущности первым включил это свойство в описание личности. У него направленность – это «вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Проще говоря, понятием направленности Рубинштейн объединил такие психологические категории, как мотивы, склонности, интересы, идеалы и цели.

Важная линия развития исследований направленности личности принадлежит А.Ф.Лазурскому и В.Н.Мясищеву.

Социальная и профессиональная компетентность личности – это подготовленность человека к жизни и деятельности в обществе к реализации своего жизненного потенциала и своих обязанностей. Эта такие особенности личности, которые более непосредственно обусловлены содержательной стороной обучения и воспитания, той информационной средой, в которой живет и действует человек. Социальная компетентность складывается из социального интеллекта человека, осведомленности в законах общественной жизни, знания и понимания людей, социальных навыков, т.е. умения жить в обществе взаимодействовать с людьми, находить с ними общий язык, и устанавливать тесные отношения. Это умение и желание быть социально совместимым и способным к групповым действиям, эффективно реализуя определенный комплекс социальных ролей. Социальная компетентность включает в дисциплинированность, уважение к законам и системе управления, умение подчиняться власти, а также выступать в качестве организатора совместных действий.

Профессиональная компетентность представляет собой знание, умение и навыки, необходимые для деятельности в рамках определенной профессии, т.е. реализованной способности и профессионально важные качества, например, профессиональную мотаивацию.



Я-концепция или самосознание – это центральная, ядерная структура личности. Личность начинается с осознания собственного «Я». Эта сумма всех представлений человека о себе, всего того, что он о себе думает, как оценивает себя и как , следовательно, все это вместе взятое влияет на его поведение. Это устойчивое представление о себе в настоящем прошлом и будущем; представление о седее реальном и желательном.

Основное в Я-концепции – ощущение человеком соей определенности (идентичности). Особая значимость Я-концепции вытекает из того, что у человека как существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе.

Я-концепция личности включает познавательные, эмоциональные и мотивационно-поведенческие компоненты. Познавательный компонент – это устоявшиеся знания о себе, которые обычно очень устойчивы и убедительны, независимо от того, истины ли они или ложны.

Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции – это самооценка личности, чувство собственной значимости и все переживания по поводу своего социального положения, успехов и неудач, своих качеств и состояний.

Мотивационно-поведенческий компонент Я-концепции – это все то, что предопределяет поведение человека. Самоконтроль, самообладание, умение планировать свою жизнь, управлять процессом собственного развития.

Структура личности – это способ организации и взаимодействия личностных качеств. Индивидуально своеобразная личностная структура предполагает выраженность и активность каждого из отдельных свойств, т.е. тот или иной профиль.

Впервые структуру личности в качестве одной из ее сторон выделил В.Н.Мясищев, который в «структурном аспекте личности» видел освещение человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности.

Свое видение структуры личности предложил К.К.Платонов. его логика состояла в следующем. В динамической функциональной структуре личности должно быть выделено четыре подструктуры. Для группировки свойств личности следует применять пять критериев:


  1. отношение биологического и социального;

  2. внутренняя близость черт личности;

  3. особый, основной вид формирования;

  4. объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур;

  5. исторически сложившееся описании подструктур личности.

Были выделены такие подструктуры, как:

  1. почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности: направленность, моральные качества, отношения;

  2. опыт: знания, навыки, умения и привычки.

  3. черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов;

  4. биопсихическая подструктура, где врожденность резко преобладает над приобретенностью.

Характер и способности рассматриваются как наложенные на все эти подструктуры интегративные качества личности.

Первая подструктура формируется путем воспитания, вторая – обучения, третья – упражнения, четвертая – тренировки.


Проблема человеческой индивидуальности. То или иное сочетание личностных черт характеризует уникальность каждой человеческой личности. Индивидуальность понимают по-разному: во-первых, психологическую уникальность отдельно взятого человека, его отличие от всех остальных людей; во-вторых, как целостность, неделимость, единство личности.

Разработку проблемы индивидуальности в отечественной психологии начал С.Л.Рубинштейн, который тесно связывал это понятие с личностью.

Отечественные психологи по-разному подходили к проблеме индивидуальности: Б.Г.Ананьев и С.Л.Рубинштейн связывали индивидуальность преимущественно с высшим уровнем развития личности. Другие психологи, в частности В.С.Мерлин, рассматривали индивидуальность как интегративную структуру личности в целом. Третьи, например, А.Г.Ковалев, полагали, что индивидуальные различия не существенны для характеристики личности, поскольку затемняют выявление общеличностных закономерностей.

Э.Фромм, К.Хорни, А.Маслоу и другие выдвинули тезис о том, что человек имеет потребность быть неповторимым, а утрата чувства собственной индивидуальности порождает беспокойство и ощущение опасности.

А.Г.Асмолов рассматривает индивидуальность как цель человека, благодаря чему его жизненный становится путем к индивидуальности. «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.»
Формы активности личности
Активность личности – это клубок сложнейших проблем: о формах функционирования человека, мотивах его поведения, об энергии, воле, целях, решениях и притязаниях, о мышлении и творчестве и многом другом.

По своему материальному носителю психическая активность – это активность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Существо данной активности состоит в переработке информации, ее оценке и использовании для управления движениями различного характера, в том числе речевыми.

Человеческая активность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают три формы этого взаимодействия: потребление, деятельность и общение. Потребление – это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей. Деятельность – это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды, созданием условий, необходимых для жизни. Общение – межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми. Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Психическая активность (психика) по своему содержанию делится на познавательную, эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию – на сознательную и бессознательную; по отношению к личности – на личностную и безличностную.

Личностная активность – это проявление существенных свойств личности, ее индивидуальности, автономности и сознательности в социальном поведении и деятельности.

Проблема активности начинается с вопроса о ее источниках, или мотивах.

Раскрывая активность через источники, обычно имеют ввиду потребности, рассматривая их как движущие силы поведения в условиях, когда непосредственно потребность удовлетворить нельзя. В этом случае потребность становится мотивом поисковой, добывающей или преобразовательной деятельности, либо коммуникативного поведения. Для динамических концепций личности (З.Фрейд, К.Левин и др.) это положение является само собой разумеющимся.

В настоящее время понятие активности определенным образом сужают. Во-первых, говоря о личностной активности, имеют ввиду особый внутренний источник поведения, не обусловленный ни ситуацией, ни потребностью. Во-вторых, активность связана с полноценным, элитным способом жизни, полнотой человеческого существования, самоактуализацией (А.Маслоу), жизнью по принципу «бытия», в отличие от принципа «обладания» (Э.Фромм).

Ряд психологов доказывают, что потребностная мотивация активности, ориентирована на разрядку соответствующего напряжения, нехарактерна для человека.

Эту позицию разделял В.Франкл, который считал, что опасным заблуждением является предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие (гомеостазис). На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено.

Сходную мысль формулирует А.Маслоу, определяя самоактуализирующую личность: «Самоактуализирующиеся люди вовлечены в какое-либо дело, во что-то, находящееся вне их самих – это своего рода призвание…». При этом имеются ввиду непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, - истина, добро, красота.

Э.Фромм полагал, что активность – это личностная характеристика, продуктивная ориентация характера. Неверно относить активность только к поведению. Продуктивные люди оживляют все, к чему они прикасаются, вселяя жизнь в других людей и в вещи. Они являются носителями «модуса бытия», который противостоит непродуктивному «модусу обладания». Активность личности, в трактовке Э.Фромма, имеет две особенности. Во-первых, она представляет собой полноценную реализацию способностей и энергии человека и, во-вторых, она предполагает просоциальную ориентацию личности.

Стремление раскрыть личностный уровень активности характерен для теорий «притязаний», под которым понимают способ постановки человеком цели для себя. К.Левин рассматривал притязания как одно из важнейших образований личности, обуславливающих ее активность и даже черты его характера.

Есть теории личности, для которых принцип активности является ведущим, определяющим существо самой теории. Так, теория А.Адлера особое значение придает цели жизни. Человеческая жизнь представляется как активное стремление к совершенству, непрерывное движение в направлении роста и развития.

В отечественной психологии принцип активности использовался С.Л.Рубинштейном для того, чтобы что-то противопоставить урезанной идеологической формуле «бытие определяет сознание», которая сводила психику и личность человека к второстепенному фактору. Психическое играет реальную, действенную роль в детерминации деятельности людей, их поведения.

Существует много разнообразных подходов к вопросу о механизмах и сферах активности личности. Д.Б.Богоявленская связывает активность с мышлением, выделяя три уровня интеллектуальной активности:



Стимульно-продуктивный, или пассивный уровень характеризуется тем, что здесь еще нет выхода за пределы заданного или первоначально найденного способа действия и умственная работа каждый раз определяется мотивом, внешним по отношению к данному действию и не совпадающим с его целью.

Эвристический уровень – более высокий, характеризующийся интеллектуальной инициативой и наличием познавательной потребности в качестве ведущего мотива. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается как открытие, творческая находка, но только как способ, который позволит решить полученную задачу. Это обстоятельство ставит предел дальнейшим поискам.

Высший уровень интеллектуальной активности – креативный – отличается познавательным целеполаганием. Обнаруженная эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой, на решение которой с этого момента направляется вся познавательная деятельность. При этом первоначальная, в том числе практическая задача может быть отложена.

Говоря об активности, многие психологи и психофизиологии имеют ввиду предвидение или «опережающее отражение действительности». Здесь активность раскрывается как способность «забегать вперед», ожидать еще не случившееся в полной готовности. Все это изучено отечественными психофизиологами П.К.Анохиным, К.В.Судаковым и др.

Определенным образом расширяет теоретические основы активности личности концепция психолога бихевиоральной ориентации Дж.Роттера «локуса контроля». Согласно этой концепции, люди, обладающие внутренним локусом («интерналы») считают, что их достижения прежде всего зависят от личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллекта. Индивиды с внешним локусом («экстеналы»), напротив, рассматривают свое поведение как мало им подвластное, а достижения – как результат судьбы, удачи или действия других людей. Интернальные личности более активны; они любознательны и способны к обучению, что необходимо для успешного решения проблемы. Они политически информированы и сильнее вовлечены в общественные дела. «Интерналы» оказывают большее сопротивление влиянию извне, чем «экстерналы» и более упорны в достижении своих целей.

В дифференциальной психофизиологии (Б.Т.Теплов, В.Н.Небылицин) активность рассматривается как один из основных компонентов темперамента.

В числе теорий активности определенное место принадлежит деятельностной концепции активности, которая является звеном психологической теории деятельности. В рамках этой концепции активность связывается с такими процессами деятельности, которые находятся в прямой зависимости от субъекта. Это принятие решений о начале деятельности, контроль за ее динамикой. Она свойственна процессу развития деятельности (мотивов, целей, средств) и переходу к качественно иным ее формам. Активность присуща и внутрисистемным переходам в деятельности, например, сдвигу мотива на цель.


Каталог: %D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8%20%E8%20%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E8 -> 030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> %CC%E5%F2%EE%E4%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%EE%F1%ED%EE%E2%FB%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Психология терроризма. Психологическая помощь в разных экстремальных ситуациях
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
%CC%E5%F2%EE%E4%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%EE%F1%ED%EE%E2%FB%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8 -> Методические пояснения по содержанию дисциплины Основные этапы развития знаний о психическом «Доисторический»
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Темы рефератов Значение и место современной педагогической психологии в системе наук о ребенке
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Программа (синдромы поражения височной области) Барнаул 2011
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Групповая форма работы с лицами пожилого и старческого возраста Специфика и преимущества групповой формы работы
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы для самопроверки
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы к зачету Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница