Программа дисциплины (Syllabus)



Дата12.05.2016
Размер150 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Титульный лист программы дисциплины (SYLLABUS)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19














Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра Философии и культурологии

Программа дисциплины (Syllabus)

дисциплины «Антропологический дискурс в казахской философии»


для магистрантов специальности 6М020100 «Философия»

Павлодар, 2013 г.



Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus)





Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19















УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________ Акишев А.А.

«___»_____________20__г.

Составитель: __________ к.филос.н., профессор Кудабаев А.Ж.

Программа дисциплины (Syllabus)

«Антропологический дискурс в казахской философии»


для магистрантов очной формы обучения специальности 6М020100 «Философия»

Программа разработана на основании рабочей программы, утвержденной

«____»_________20__г.

Рекомендована на заседании кафедры от « ___» _____________ 20__г.

Протокол № _______

Заведующий кафедрой ____________ Ахметова Г.Г. « ___» _______ 20__г.

Одобрено учебно-методическим советом факультета Истории и права

«__»_______20__г. Протокол № ___

Председатель УМС ______________Сулейменова Ш.К. « ___»________ 20__г.

1. Паспорт учебной дисциплины
Наименование дисциплины «Антропологический дискурс в казахской философии»
Дисциплина обязательного компонента

Количество кредитов и сроки изучения

Всего – 2 кредита

Курс: 1, 2

Семестр: 1, 3

Всего аудиторных занятий – 30 часов

Лекции - 15 часов

Практические /семинарские занятия - 15 часов

СРМ– 120 часов

в том числе СРМП – 30 часов

Общая трудоемкость - 150 часов


Форма контроля

Экзамен – 1, 3 семестр


Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин:

история,


  • психология,

  • этика,

  • культурология,

  • религиоведение,

Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин:



  • история философии,

  • история мировой культуры.


2. Сведения о преподавателях и контактная информация

Ф.И.О. Кудабаев Амантай Жетписович

Учёная степень, звание, должность: кандидат философских наук, профессор
3. Предмет, цели и задачи

Предмет дисциплины: Антропологический дискурс в казахской философии – дисциплина компонента по выбору, направленная на расширение знаний магистрантов специальности «Философия» по изучению особенностей рефлексии о человеке, экзистенциального аспекта в казахской философии. Изучение дисциплины формирует комплексное представление о проблематике учений о человеке; специфике философствования её представителей, роли религиозных и этических составляющих в мировоззрении и культуре казахов.


Цель преподавания дисциплины: дать целостное представление о мировоззрении и философии человека в антропологическом дискурсе казахской философии, раскрыть духовную значимость и направленность мышления.
Задачи изучения дисциплины:

  • определить духовную направленность развития казахской философии, логику развития философских идей;

  • изучить основные философские положения её представителей, специфику рефлексии;

  • выявить взаимосвязь этической, религиозной, культурной составляющей и их влияние на казахскую антропологическую мысль.



4. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

иметь представление о:

- использовать базовые знания, полученные по данной дисциплине для изучения других философских дисциплин;

- уметь использовать полученные знания для эффективного решения теоретических задач.

- знать узловые этапы развития казахской философии.



знать:

основных мыслителей казахской философии особенность их мировосприятия и философствования;

содержание основных понятий, мировоззренческую направленность;

особенность философского подхода к изучению мира человека.



приобрести практические навыки:

- свободно оперировать философской терминологией;

- анализировать и выбирать соответствующую методологию исследования;

- использовать полученные знания для решений проблем теоретического и практического характера.


5. Тематический план изучения дисциплины
Распределение академических часов по видам занятий

п/п

Наименование тем

Количество аудиторных часов по видам занятий

СРМ

лекции

практические (семинарские)

Лаб., студ., инд.

Всего


в том числе СРМП

1.

Философская антропология протоказахов (Анахарсис, Коркыт-ата, аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Х.А. Ясауи).

3

3

-

24

6

2.

Представление о месте и роли человека в творчестве акынов-жырау (Асан Кайғы, Шалкииз, Актамберды-жырау, Доспамбет-жырау, Бухар-жырау).

3

3

-

24

6

3.

Эпоха Зар заман (Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкейулы).

3

3

-

24

6

4.

Морально-этические взгляды казахских просветителей конца XIX и начала XX века (Ш. Валиханов, И. Алтынсарин А. Кунанбаев, А Байтурсынов и др.). Религиозная мысль (Ш. Кудайбердиев, М. Ж. Копеев).

3

3

-

24

6

5.

Философско-антропологические воззрения современных философов второй половины ХХ века.

3

3

-

24

6

Итого: 150 (2 кредита)

15

15

-

90

30



6. Содержание лекционных занятий



Лекция 1. Философская антропология протоказахов (Анахарсис, Коркыт-ата, аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Х.А. Ясауи).

Анахарсис-первый тюркский мыслитель степи. Система «критической» философии. Смысл жизни и место человека в мире в представлении Коркыт-ата. Аль Фараби и его учение о правителе-философе. Этические принципы Ю. Баласагуни и его произведение Кутадгу билиг. Категория “добродетели” в понимании М. Кашгари. Учение о совершенном человеке и суфийский путь просветления в мировоззрении Х.А. Яссауи.


Лекция 2. Представление о месте и роли человека в творчестве акынов-жырау (Асан Кайғы, Шалкииз, Актамберды-жырау, Доспамбет-жырау, Бухар-жырау).

“Жер уйык” и экзистенциальные мотивы в концепции: мир и человек Асан Кайғы. Идея судьбы и предопределенности жизни человека в творчестве Шалкииз-акына. Понятие свободы и представление о степном просторе как условие достижения человеком счастья в поэтизированной философии Актамберды-жырау. Идея равенства людей и размышления о тленности всего сущего в творчестве Доспамбет жырау. Концепция о бренности мира во взглядах Бухар-жырау Калкаманулы.


Лекция 3. Эпоха Зар заман (Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкейулы).

Морально-нравственное сознание казахского народа в эпоху "Зар Заман". Родоначальник поэзии "Зар Заман" в литературе Шортанбай Канайулы, в период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Критика Шортанбаем новой социальной группировки в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. Дулат Бабатайулы и его нравоучительные моральные предписания в стихах "Осиет-Наме". Размышление о земле предков (атамекен), свободе и независимости казахского народа в творчестве Мурата Монкейулы.




Лекция 4. Морально-этические взгляды казахских просветителей конца XIX и начала XX века (Ш. Валиханов, И. Алтынсарин А. Кунанбаев, А Байтурсынов и др.). Религиозная мысль (Ш. Кудайбердиев, М. Ж. Копеев).

Материалистический взгляд на природу человека и идеал свободного человека Ш. Валиханова. Этические воззрения И. Алтынсарина. А. Кунанбаев: проблема жизни и смерти и его моральный принцип “Будь человеком!”. Общечеловеческие ценности в произведениях А Байтурсынова. Философия человека в произведении “Три истины” (вера, знание, совесть) Ш. Кудайбердиева. Образ совершенного и несовершенного человека в работе “Чертов торг” М.Ж. Копеева.


Лекция 5. Философско-антропологические воззрения современных философов второй половины ХХ века.

Предмет и задачи современной казахской философии. Этапы развития казахстанской философской антропологии (60-90 годы). Деятельность отечественных философов: Ж.М. Абдильдина, А.Н. Нысанбаева, А.Х. Косымжанова, Д.К. Кшибекова, Г.Е. Есима, Т.Х. Габитова, М.С. Орынбекова, А.К. Касабека, Ж.А. Алтаева и др.


7. Содержание практических занятий, их объем в часах



Тема 1. Философская антропология протоказахов (Анахарсис, Коркыт-ата, аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Х.А. Ясауи).

  1. Предфилософия протоказахов. Особенности кочевого

мироощущения (категории миропонимания).

  1. Антропологическая философия периода распада монгольского государства и становления развития казахского ханства (XIV век).

  2. Первые мудрецы протоказахов, скифы: Анахарсис и Токсары.

  3. Этика аль-Фараби: чистота сердца, социальная справедливость, совестливость в отношениях между людьми. Богочеловек в представлении суфия Х.А. Ясауи.


Тема 2 Представление о месте и роли человека в творчестве акынов-жырау (Асан Кайғы, Шалкииз, Актамберды-жырау, Доспамбет-жырау, Бухар-жырау).

  1. Асан Кайгы: философские размышления о смысле жизни и

назначении человека в этом мире.

  1. Специфичность философского видения мира и человека в трудах Шалкииз-жырау и Актамберды-жырау.

  2. Антропологический подход в решении вопроса жизни и смерти человека в творчестве Доспамбет-жырау.

  3. Национальные духовные ценности в понимании Бухар-жырау.


Тема 3 Эпоха Зар заман (Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкейулы).

  1. Духовная нищета эпохи Зар-заман.

  2. Философско-антропологические мотивы в творчестве Шортанбай Канайулы.

  3. Вопросы нравственного воспитания человека в произведении Дулата Бабатайулы «Осиет-наме».

  4. Философские размышления (о человеке, народе, атамекен, политика царизма) в труде Мурата Монкейулы «Сары-арка»


Тема 4. Морально-этические взгляды казахских просветителей конца XIX и начала XX века (Ш. Валиханов, И. Алтынсарин А. Кунанбаев, А Байтурсынов и др.). Религиозная мысль (Ш. Кудайбердиев, М. Ж. Копеев).

  1. Впоросы человеческого бытия и веры казахов в произведениях Ш. Валиханова.

2. Ведущий вклад И. Алтынсарина в развитие казахского образования. Наука и познание как духовный стержень развития общества.

3. Моральный кодекс человека в словах назидания А. Кунанбаева.



4. Учение о совести Ш. Кудайбердиева.
Тема 5. Философско-антропологические взгляды современных философов второй половины ХХ века.

  1. Основные проблемы современной казахской философии (предмет и задачи).

  2. Марксистская диалектика как всеобщий метод духовно-практической деятельности человека в трудах казахстанских философов (Ж.М. Абдильдин, А.Н. Нысанбаев, Д.К. Кшибеков и др.).

  3. Постсоветский период развития и становления антропологической философии в Казахстане (А.Х. Косымжанов, А.К. Касабек, Г.Е. Есим, М.С. Орынбеков, А.Б. Наурзбаева).

  4. Современные тенденции развития философско-антропологической мысли в Казахстане.


8. Задания самостоятельной работы

Тема 1. Философская антропология протоказахов

  1. Разработка вопросов:

  1. В чем заключается особенность казахской философии?

  2. Какое место занимает Аль-Фараби в истории казахской философии и мысли?

  1. Провести анализ роли антропологической философии при построении Казахского ханства

  2. Выполнение реферата на тему «Суфийские взгляды Х.А.Яссауи»


Тема 2 Представление о месте и роли человека в творчестве акынов-жырау

  1. Научно анализировать творчество Асан Кайгы

  2. Раскрыть и проанализировать особенности духовной культуры в творчестве Бухар-жырау

  3. Разработка вопросов:

  1. Какие антропологические отражения имеются в трудах Доспамбет- жырау?

  2. Какую роль играют институт акынов и жырауов в истории и становлениие казахской философии?


Тема 3 Эпоха Зар заман.

  1. Подготовить реферат на тему «Вопросы нравственного воспитания человека в произведении Дулата Бабатайулы «Осиет-наме»

  2. Произвести философский анализ произведения Мурата Монкейулы «Сары-арка»

  3. Подробнее ознакомиться с монографиями, посвященные философско-антропологическимпроизведениямакынов и жырау, живших в эпоху Зар заман


Тема 4. Морально-этические взгляды казахских просветителей конца XIX и начала XX века

  1. Разработка вопросов:

  1. Какой тематике были посвящены произведения ученых и акынов казахской истории на рубеже ХІХ и ХХ веков?

  2. В чем состоит вклад Ы.Алтынсарина в систему образования казахов?

  1. Подготовить реферат на тему «Моральный кодекс человека в словах назидания А. Кунанбаева»

  2. Проанализировать морально-этические взгляды в трудах Ш. Кудайбердиева.


Тема 5. Философско-антропологические взгляды современных философов второй половины ХХ века.

  1. Провести анализ и подробно рассмотреть основные проблемы, затронувшие казахские мыслители Нового

  2. Написать реферат на тему «Постсоветский период развития и становления антропологической философии в Казахстане»

  3. Разработка вопросов:

  1. Что понимается под термином «марксистская диалектика»?

2)Какие тенденции в развитии философско-антропологической мысли наблюдается в Казахстане?
10. График консультации СРОП (СРОП составляет 25% из СРО)




Виды занятия

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1.

Консультирование по вопросам лекций













12.35

13.25





2.

Консультирование по вопросам семинаров







12.35

13.25











3.

Консультирование по вопросам СРО
















12.35

13.25


4.

Консультирование по темам курсовых работ
















12.35

13.25


5.

Консультации по вопросам тестовых заданий

12.35

13.25

















Консультация по всем вопросам осуществляется согласно графику СРОП на текущий семестр
11. Расписание проверок знаний обучающихся

Посещение лекции и практическая (семинарская, лабораторная, индивидуальные, студийные) оцениваются 0-100 баллов


График выполнения и сдачи заданий по дисциплине




Виды работ

Тема, цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Форма контроля

Срок сдачи

1

2

3

4

5

6

7

1

Реферат

Суфийские взгляды Х.А.Яссауи




4 недели



4-ая неделя

2

Реферат

Вопросы нравственного воспитания человека в произведении Дулата Бабатайулы «Осиет-наме




2 недели




6-ая неделя

3

Рубежный контроль

Модуль 1,2







коллоквиум

8-ая неделя

4

Реферат

Моральный кодекс человека в словах назидания А. Кунанбаева




3 недели




11-ая неделя

5

Реферат

Постсоветский период развития и становления антропологической философии в Казахстане




2 недели




14-ая неделя

6

Рубежный контроль

Модуль 3,4







коллоквиум

15-ая неделя

12. Критерии оценки знаний обучающихся


Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе.

Каждое задание оценивается 0-100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике и другие, рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных работ, работ и заданий по СРС), получившие положительную оценку за защиту курсового проекта (работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по каждой дисциплине (в
том числе и по дисциплинам, по которым формой итогового контроля ГЭ)
определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и
ИК (экзамена, дифференцированного зачета или курсовой работы/проекта) с
учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК).

И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

КП/КР защищаются перед комиссией. Оценка выставляется в


соответствии с продемонстрированными знаниями с учётом отзыва
руководителя.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае,


если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска,
так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по
неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно».
Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся
до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный
экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100%.

Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля.

Оценка знании магистрантов




Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95-100

Отлично

A-

3,67

90-94

B+

3,33

85-89

Хорошо

B

3,0

80-84

B-

2,67

75-79

C+

2,33

70-74

Удовлетворительно

C

2,0

65-69

C-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


13. Требования преподавателя, политика и процедуры

Посещение обучающимися всех аудиторных занятий без опазданий является обязательным. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. Допускается максимально только два пропуска занятий. Два опоздания на занятие приравниваются одному пропуску. В случае более двух пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем магистранта не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся контингентом студентов данного курса, запрещается.

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий – за 3 дня до начала экзаменационной сессии.

Магистранты, не сдавшие все задания, и не защитившие курсовую работу, не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебных материалов проверяется тестами или письменными работами. Тестирование магистрантов может проводиться без предупреждения.

При выполнении самостоятельной работы магистрантов под руководством преподавателя (СРМП) учитывать следующие четыре основные функции.

Первая – предполагает реализацию активного восприятия магистрантами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что магистранты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д. На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция магистрантов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Магистранты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.



Четвертая функция магистрантов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

14. Список литературы

Основная:

  1. Бегалинова К. К. Альжанова У.К. Философия. В двух томах. Алматы 2008.

  2. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- XX веков. 2008.

  3. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. А., 2010.

  4. Абай. Книга слов. А., 2008.

  5. Абдильдин Ж. Великая степь и мировосприятие традиционного казаха // Евразийское сообщество. 2009,- №3.

Дополнительная:

  1. Электронный учебный курс по философии. - Центр информатизации образования, - 2013

  2. В. Л. Калашникова. Философия:курс лекций: учебное пособие для вузов, - Владос, 2009

  3. Мананикова, Е. Н. Философия:учеб. Пособие. - Дашков

Каталог: arm -> upload -> umk
umk -> Рабочая программа по дисциплине Психология профессионализма для студентов специальности
umk -> Методические указания к контрольным работам для заочной формы обучения дисциплины Пенитенциарная психология для студентов специальности
umk -> Тема 1 Современная педагогическая наука, ее взаимодействие
umk -> Рабочая учебная программа по дисциплине Психолгия спорта для студентов специальности 5В010801 Физическая культура и спорт
umk -> Цели и задачи дисциплины 1 Введение
umk -> Цели и задачи дисциплины 1 Введение
umk -> Методические указания по изучению дисциплины «Профессиональная психология»
umk -> Рабочая учебная программа по дисциплине Теория межкультурной коммуникации для магистрантов специальности 6М020400- культурология
umk -> Методические указания по изучению дисциплины: Социальная психология Для студентов специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница