ПРОГРАММА
профилактики саморазрушающего поведения подростков
«Перспектива реальности»
Педагог – психолог:
Дебель М.А
Для обычного человека суицид является слишком ужасным и бессмысленным событием, чтобы он мог его понять. Против него никогда не проводилось широких общественных компаний... К нему никогда не проявлялось организованного общественного интереса. ...Хотя во многих случаях его можно было бы предотвратить с помощью кого–то из нас.
Карл Меннингер.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.
Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологические концепции, берущие начало в научных трудах первой половины XIX века, рассматривали самоубийство как продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания.
В начале XX века появилась социологическая теория самоубийств Дюркгейма, считавшего, что суицидальные мысли возникают прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Учитывая особенности этого разрыва, Э. Дюркгейм (1994) выделял следующие типы суицидов:
-
эгоистический (у лиц, недостаточно интегрированных с социальной группой),
-
альтруистический (полная интеграция с социальной группой),
-
анемический (реакция личности на тяжелые изменения в социальных порядках, приводящие к нарушению взаимных связей индивида и социальной группы).
Влияние этой теории заметно прослеживается и в современной концепции, рассматривающей самоубийство как своеобразный «крик о помощи».
Большинство советских авторов при объяснении механизмов, лежащих в основе суицидального поведения, исходили из классических представлений И. П. Павлова о суициде как следствии кратковременного или длительного торможения рефлекса цели. По И. П. Павлову, рефлекс цели — это «стремление к обладанию раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова». Сила этого рефлекса представляет собой относительно стабильную величину, проявляющуюся независимо от смысла и ценности цели. Однако, находясь под постоянным влиянием внешних условий, рефлекс цели подвергается широким изменениям: от усиления до почти полного исчезновения. В последнем случае и возникает суицид, так как с угасанием рефлекса цели исчезает и ценность жизни.
В соответствии с современными воззрениями, утвердившимися в отечественной суицидологии, самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность ситуации не заключена в ней самой, а определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей.
В психологии выделяют достаточно много факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения. Так, на попытку самоубийства влияют индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности, уровень алкоголизации населения, время года и т.д.
По международной статистике, подавляющая, непропорционально большая часть суицидов, приходится на долю подростков и молодежи в переходном возрасте. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», т.е. «самоубийство, совершенное в пору полового созревания».
Шаг из окна высотного дома… Огромная доза нелепых родительских таблеток… Зажатая в кулаке бритва, полосующая юношеские или девичьи невинные вены… Более старомодный бросок с моста… Приставленный ствол пистолета к пульсирующему виску… Забытая сегодня, но весьма популярная в прошлом намыленная петля…
Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи.
А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Анализируя контингент современных подростков нашего учебного заведения, мы можем выделить ряд индивидуально – психологических характеристик, которые могут являться предпосылками к саморузрушающемуся поведению:
Во-первых, результаты диагностической методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» за несколько лет показывают, что в нашем учебном заведении есть категория учащихся аддиктивного поведения.
Во-вторых, многочисленные исследования особенностей саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков позволили выделить группу риска (А.Е. Личко, Ю.В. Попов, Л.Н. Юрьева, П.И. Сидоров, 1991 и др.). Вероятность аутоагрессивного поведения велика при следующих типах акцентуации характера: циклоидный, эмоционально-лабильный, истеройдный.
В нашем учебном заведении есть учащиеся, относящиеся к данным типам акцентуаций. Каждый тип имеет следующие характеристики:
Циклоидный тип – 14%. Суицидальные действия обычно совершаются в субдепрессивной фазе на высоте аффекта. Потенцирует суицид публично нанесенная обида, унижение, цепь неудач, что наталкивает подростка на мысли о собственной никчемности, ненужности, неполноценности.
Эмоционально–лабильный тип – 20%. Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило, в тот же день.
Истероидный тип – 2%. Для них характерны демонстративные и демонстративно–шантажные суицидальные попытки.
Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета суицидента», не дали результатов. Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений.
Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.
В–третьих, Е. Шир отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока. Следует отметить, что в нашем «Центре образования», большинство учащихся, имеют нарушения в социальном, педагогическом, духовном и нравственном развитии. Это подростки из неблагополучных семей, условно осужденные и стоящие на учёте в КДН и ЗП и ОДН.
В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики саморазрушающего поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах.
Цель программы: создание условий для осознания самоценности личности каждого учащегося в социуме.
Исходя из поставленной цели, специалисты социально – психологической службы решают следующие задачи:
-
изучение социальных условий жизнедеятельности учащихся;
-
изучение индивидуально – психологических особенностей учащихся;
-
изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
-
формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
-
способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении существующих в обществе стереотипов жизненного успеха;
-
изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
-
повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
-
привитие существующих в обществе социальных норм поведения;
-
формирование осознанной жизненной позиции;
-
развитие ценностно-смысловых ориентаций;
-
развитие адекватного отношения к своей личности;
-
развитие навыков эффективно преодолевать критические ситуации;
-
развитие навыков ответственного поведения;
-
внедрение индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учащимися группы риска по суицидальному поведению.
Этапы реализации программы «Перспектива реальности»
I этап: Общая профилактика суицидального поведения.
Цель: предупреждение самоповреждающего поведения среди подростков.
Направления работы:
-
Диагностическое. Направлено на изучение индивидуально–психологических особенностей личности подростка («Акцентуации характера», «Определение социально-психологического типа личности»), изучение социально–бытовых условий обитания учащихся, выявление предрасположенности к суицидальному поведению («Склонность к отклоняющемуся поведению», «Самооценка психических состояний»).
-
Профилактическое. Индивидуальные беседы, групповые дискуссии, классные часы, круглые столы о способах эмоциональной разрядки, толерантности, отношению к здоровью, вредных привычках, ценностях и смыслах жизни и т.д. Психологические практикумы по обучению проблем-разрешающего поведения; построению конструктивного общения; поиска социальной поддержки и её восприятия и оказания, адекватному выражению эмоционально-чувственных переживаний, контролю эмоционально-волевых проявлений. Оформление информационных стендов «Депрессия», «Стресс», «Эмоции и чувства», «Агрессия» и т.д.
-
Коррекционно-развивающее. Индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
-
Консультационное. Индивидуальные и групповые консультации с родителями и педагогическим коллективом по возрастным и индивидуально – психологическим особенностям подростков. Построение индивидуальной траектории личности учащихся. Индивидуальные консультации по запросу.
II этап: Вторичная профилактика – работа с выявленной «группой риска».
Цель: предотвращение суицидального поведения.
Направления работы:
2.1. Диагностическое. Направлено на изучение степени риска категории учащихся, имеющих предрасположенность к суицидальному поведению («Шкала тревожности и депрессии», «Тест НСВ -10», «Человек под дождём»).
2.2. Профилактическое. Индивидуальные беседы, групповые дискуссии, классные часы, круглые столы о построении позитивного будущего, отношении к жизни и смерти, реализации «внутреннего Я». Психологические практикумы по обучению «Я - высказываний», стратегий постановки целей, «Тренинг эмпатии». Оформление информационных стендов «Что делать, когда тебя не понимают?», «Где рождаются эмоции»
2.3. Коррекционно-развивающее. Индивидуальные занятия по формированию социальных установок, изменение системы ценностей, усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой. Групповые занятия по развитию навыков ведения беседы, принятия критики, отстаивания мнения, просьбы о помощи, преодоления обвинения.
2.4. Консультационное. Индивидуальные консультации с родителями учащихся «группы суицидального риска». Групповые консультации с педагогическим коллективом «Как распознать суицид», «Рекомендации по управлению эмоций» «Способы эффективного взаимодействия с учащимися «группы риска»». Построение индивидуальной траектории личности учащихся. Индивидуальные консультации по запросу.
III этап: Третичная профилактика – работа с учащимися – суицидентами.
Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
3.1. Диагностическое. Направлено на изучение степени риска категории учащихся, совершивших попытку к суициду («Шкала тревожности и депрессии Зигмонда», «Шкала депрессии Зунге», «Тест НСВ -10», «Человек и дерево», «Рисунок семьи»).
3.2. Профилактическое. Индивидуальные беседы, групповые дискуссии, классные часы, круглые столы о сплоченности школьного коллектива, значимости каждого, поиски достоинств и уникальности каждого ученика в классе, «Ценность жизни», психологически практикум «Что важнее жизни».
3.3. Коррекционно-развивающее. Индивидуальные занятия по выработке адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях, уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности, изменение системы ценностей, усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой. Групповые занятия по развитию навыков эмпатии, принятия критики, отстаивания мнения, просьбы о помощи, преодоления обвинения.
3.4. Консультационное. Индивидуальные консультации с родителями учащихся «группы суицидального риска». Групповые консультации с педагогическим коллективом «Как распознать суицид», «Способы эффективного взаимодействия с учащимися «группы риска»». Построение индивидуальной траектории личности учащихся. Индивидуальные консультации по запросу.
При сопровождении на втором и третьем этапе профилактики суицидального поведения психологом службы заполняется индивидуальная карта психологической помощи и поддержки подросткам с саморазрущающим поведением.
Классным руководителем индивидуальная траектория развития подростка. На третьем этапе – психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетнего, совершившего суицид.
Социальным педагогом индивидуальный план работы с подростком.
Поделитесь с Вашими друзьями: |