Программа Вступительных испытаний по философской антропологии



Скачать 363.12 Kb.
Дата12.05.2016
Размер363.12 Kb.
ТипПрограмма


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Программа

Вступительных испытаний

ПО философской антропологии

По направлению подготовки 032400.68 Антропология и этнология


Квалификация (степень): магистр

1. Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032400.62 Антропология и этнология.



Цель вступительных испытаний – выявить комплекс знаний и умений абитуриента, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера, в результате чего он должен продемонстрировать знания по философской антропологии.

Задачи вступительных испытаний:

- показать специфику философской антропологии по сравнению с другими видами антропологий (социальной, исторической, юридической и т.д.);

- рассмотреть человека в его особых, специфических качествах, отличающих его от всех остальных живых существ;

- рассмотреть проблемы межличностной коммуникации;

- рассмотреть экзистенциальные проблемы, возникающие как в повседневности, так и в экстремальных ситуациях;

- уметь проводить компаративистские исследования различных школ и направлений философской антропологии, оценивать их вклад в развитие философии и науки.



Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.

Абитуриент должен:

- знать предмет философской антропологии, ее место в системе философского и социогуманитарного знания;

- иметь представления об антропологических учениях философской мысли;

- знать основные проблемы философской антропологии: происхождение и сущность человека, его телесное, душевное и духовное основание, его основные отношения: к другому, к обществу, к культуре, природе, в которых раскрывается человеческая природа и основные феномены его бытия;

- иметь представления об экзистенциальных проблемах философской антропологии.


Антропология тесно связана с философским знанием, которое составляет ее методологическую основу, является важным источником построения научной картины мира и формулирования «метафизических» и «онтологических» допущений. От философской антропологии она заимствует выдвижение на первый план анализа человека, рассмотрение его первоосновы во взаимосвязи с другими явлениями. Таким образом, антропологическое познание возможно лишь в рамках более широкого познавательного контекста - философской концепции человека как качественно неоднородной и многомерной действительности.
Форма проведения вступительного испытания – устный экзамен. Нормативный срок подготовки абитуриента к ответу на экзамене – 1 час. Билеты экзамена включают два вопроса, позволяющие оценить теоретическую подготовку абитуриента по антропологии и этнологии.

Лица, желающие освоить магистерские программы по данному направлению подготовки, должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр» или «специалист».

Лица, желающие освоить магистерские программы по данному направлению подготовки и имеющие диплом бакалавра или специалиста, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний.
Критерии оценки знаний на экзамене по философской антропологии в рамках вступительных испытаний в магистратуру по направлению 032400.68 Антропология и этнология.

Для определения качества ответа на вступительных испытаниях в магистратуру учитываются следующие основные показатели:



  • соответствие ответов программе аттестации, формулировкам вопросов;

  • структура, последовательность и логика ответов;

  • полнота и целостность, соответствие ответов на вопросы нормам культуры речи;

  • знание и умение грамотно использовать общенаучный категориальный аппарат, специфические термины философской антропологии;

  • знакомство с источниками по истории и теории философской антропологии;

  • степень и уровень знания исследовательской литературы по проблеме;

  • способность интегрировать знания и привлекать сведения из различных сфер;

  • научная широта, системность и логика мышления;

  • качество ответов на дополнительные вопросы.

Ответ абитуриента оценивается по 100-бальной шкале.


От 80 до 100 баллов выставляется абитуриенту, демонстрирующему всестороннее, системное и глубокое знание программного материала, логическое, последовательное изложение ответа с опорой на разнообразные источники, свободно владеющему соответствующей терминологией, четко артикулирующему личную позицию в понимании рассматриваемой проблемы.

От 60 до 79 баллов оценивается ответ абитуриента, обнаружившего полное и системное знание учебного материала, при построении ответа опирающегося на обязательную литературу, пользовавшегося необходимой терминологией.

От 40 до 59 баллов выставляется абитуриенту, демонстрирующему знания основного программного материала, но допускающему погрешности в ответе, не использующему вовсе или использующему с ошибками необходимую терминологию.

От 0 до 39 баллов выставляется абитуриенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала.

Минимальное количество баллов для дальнейшего участия в конкурсе – 40 баллов.

2. Содержательная часть программы


  1. Антропологические идеи античности.

Проблема человека в античной философии. Космоцентризм, че­ловек как микрокосм, первые философы о мире и человеке. «Ато­нальный человек» и его роль в античной культуре. Софисты и человек «как мера всех вещей». Вопрошание Сократа и антропо­логическая революция в философии. Античные добродетели как техники достижения совершенства человека. Мудрость как выс­шая добродетель, мера человека и образ достойной человеческой жизни. Самопознание как способ и необходимое условие добро­детельной жизни. Человек в философии Платона: соотнесенность человека с надвременным миром идей. Абстрактность образа че­ловека в философии Платона и индивидуализация его в филосо­фии Аристотеля: от «двуногого без перьев» к «животному поли­тическому». Душа как энтелехия человека. Стремление к благу как цель человеческой жизни. Место человека в неоплатонической иерархии.

Человек в эллинистической философии — от гражданина к под­данному. Идея индивидуальности как ответ на исторический вы­зов (распад полиса). Человек наедине с судьбой: стратегия пове­дения, победы и поражения. Стоик, эпикуреец, скептик.

Миссия философа в античном обществе. Образ философа как идеал человека. Модификации образа философа в античной филос­офии. Противоречивость оценки (и самооценки) роли философа.


  1. Образ человека в средневековой философии

Образ человека в философских учениях патристики и схоласти­ки. Христианское опровержение античного образа человека. Теоцентризм и радикальное влияние христианства на формирование нового образа человека. Христианский миропорядок как контекст интерпретации образа человека. Креационизм и человек как по­добие Бога и раб Божий. Соотношение души и тела в образе чело­века средневековья. Человек в мире противоборства добра и зла, света и тьмы. Первородный грех и его мировоззренческий смысл. Христианские ценности и их значение для выработки смысложизненной позиции. Религиозно-нравственное измерение чело­века. Книжный характер средневековой культуры, экзогеза как универсальный метод понимания мира и человека. Образ челове­ка как самоинтерпретация философа.

Становление персоналистского понимания человека. Антрополо­гическая концепция Августина Блаженного и ее влияние на раз­витие учения о человеке. Спасение как цель и назначение жизни человека. Вера и знание как два способа смысложизненной ори­ентации. Самопознание как изумление человека перед самим со­бой. Автобиография, исповедь как самовыражение средневеково­го человека, как «очная ставка» с самим собой.

Выражение человеческой природы в христианских добродетелях: вера, надежда, любовь, грех, святость, спасение, смирение. Ант­ропологические темы греха и искупления, преступления и нака­зания, воли и смирения, свободы и ответственности.

Трактовка индивидуализации у Фомы Аквинского и его значе­ние для построения христианского образа человека. Душа как принцип единения духовно-моральной и телесной жизни. Суб­станциональность человека как сопряженность с объективно предзаданным порядком бытия. Божья милость и принципиальная греховность человека.

Образ человека в мистической традиции. Майстер Экхарт и его учение о человеческой душе как проблеске вечного божественно­го света. Цель и задача человека — забота об «искре божьей» и мистическое единство (без потери индивидуальности) с боже­ственным светом. Человек как единство индивидуального и иррационально-всеобщего, горизонт и граница духовной и телесной природы.

Якоб Беме и учение о сущности человека как его внутреннем мире, содержанием которого является жизнь, свобода и творчество.

Социокультурная значимость знания и образ философа в философской рефлексии средневековья.


  1. Возрожденческий идеал человека.

Радикальное преобразование образа человека в гуманистической философии. Эстетизм и достоинство человека как антифеодаль­ная позиция. Антропоцентризм и пантеизм как метафизическое обоснование гуманистической революции. Гуманистические цен­ности и критика средневекового образа человека. Универсальный человек в философии гуманистов. Образ человека элиты и чело­века социальных низов. Судьба и фатум, человек на равных с судь­бой. «Новая жизнь» и возможности человека. Амбивалентность природы человека: божественное и человеческое, универсализм и индивидуализм, эгоцентризм и становление непосредственно­го отношения к другому. Авантюризм и индивидуализм как прин­ципы самоутверждения человека в бытии. Становление личности нового типа. Жизнь как приключение. Гуманистическая ценность любви и дружбы. Гуманисты и «республика» гуманистов как стиль жизни человека и межличностных отношений.

Возникновение профессиональной политики и политик как кон­центрация личностных качеств человека новой эпохи. Автомизация политики и внеморальные оценки деятельности политика. «Госу­дарь» Н.Макиавелли — образ человека нового типа. Секуляриза­ция общественных отношений и рационализация представлений об устройстве общественной жизни. «Утопия» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы как идеал нового общества и нового че­ловека.

Знание и его влияние на формирование образа человека, прак­тическая магия как синтез мистического и эмпирического постижения бытия, ученый как маг, «ученое незнание», энциклопедизм и титанизм ученого гуманиста.

Реформация и протестантская модель человека. Этика протестантизма и ее роль в формировании буржуазного человека.




  1. Проблема человека в европейской философии нового времени ХVII-ХVIII веков

Разум и свобода как сопряженные аспекты человеческого бытия.

Десакрализация человека и его жизнедеятельности. Ф.Бэкон и Б.Паскаль: оптимистическая и пессимистическая версии оценки возможностей и границ человека. Антропологическая тревога, бесконечность Вселенной как ограничение и обусловленность человека. Метафизическая бездомность человека и одиночество человека нового времени.

Человеческая природа: человек — «чистая доска», человек по природе добр, человек по природе зол. Значение среды и обстоя­тельств в формировании человека и его отношений с другими. Образ человека как средоточие философских определений: чело­век производящий, человек рациональный, человек-машина, человек — чувствующая статуя.

Культ прогресса, человек и его роль в истории. Автомизация человека, человек как социальный атом. «Естественные права» личности и новый тип отношений человека и общества. «Обще­ственный договор» как архетип цивилизованных отношений ин­дивидов и социума. Т.Гоббс и Ж.-Ж. Руссо: две версии обществен­ного бытия индивидов. Европейский человек как представитель мировой цивилизации. Роль знания в формировании человека. Свобода как познанная необходимость и рабство как незнание и необразованность. Культура как образ мира и человек в филосо­фии просвещения.

Фауст и Робинзон как культурные типы и символы европей­ского человека нового времени.


  1. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии.

И. Кант о создании особой сферы философского знания – антропологии. Ант­ропологический вопрос Канта: «Что есть человек?» Свобода че­ловека как главный антропологический сюжет. Гносеологический и этический варианты его обсуждения. Познание мира как усло­вие решения антропологического вопроса. Человек как трансцен­дентальный субъект, активно конструирующий предмет своего познания. Физиологическая и прагматическая антропология. За­дача прагматической антропологии — понять человека как сво­бодно действующее существо, продукт и результат собственных усилий. Саморефлексия, аффекты и привычки как препятствия для выяснения истинной природы человека. Эстетическое изме­рение человека — выявление его творческого потенциала. Антро­пология как практическое руководство к познанию мира и пове­дению в нем человека.

Философия Фихте как история человеческого сердца и жизни. Антропология и панлогизм.

Антропологическая метафизика Гегеля: преодоление антропо­логического вопроса Канта. От «единства целостного человека» как предмета диалектического метода к «агенту» мирового разума. Мировая история как умозрительный порядок во времени, «ме­тафизический дом» человека как основание (логика) его выбо­ров и гарантий. Человек как инструмент самопознания и совер­шенствования мирового разума. Познание как подлинная цель и смысл человеческой жизни, как движение к свободе.

Л. Фейербах и его критика панлогизма. Формула: Я и Ты. Разносторонняя трактовка антропологической темы в классической философии. Спор Гегеля и Фейербаха. Предпосылки для антропологического поворота XX века.




  1. Марксистская традиция в решении проблемы человека.

Диалектико-материалистическая трактовка истории и человека. Человек в системе материально-производственных и социальных связей. Человек как объект и субъект деятельности, общения и познания. Социоцентризм в интерпретации человеческого бытия и сознания. Социокультурные традиции в отечественном марксизме: революционаризм в решении проблем человеческой активности. Проблема свободы и насилия, противоречия цели и средств. Биосоциальная проблема в отечественной традиции философии как отражение нарастающей катастрофичности в системе «человек – природа». Поиск выхода из кризиса.


  1. Наука и человек в позитивизме.

Эффект «очеловечивания» в позитивизме. Образ человека в трудах О. Конта, Дж.С. Милля, Г. Спенсера. Позитивистская версия человека как этап в историко-философском процессе. Роль концепции Ч. Дарвина в построении научной теории человека: ее парадигмальное значение. Биологические модели мироздания как особенности позитивизма.


  1. Концепции человека в философии жизни.

Образ человека деятельного в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях. Философия жизни о неизбежной деградации человека на протяжении тысячелетней истории. Человек как существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов. Жизнь как философская категория.

Антропологизм Шопенгауэра. Трактовка человека как тела, а не сознания. Человек как исходное начало философского размышления.

Ф. Ницше о человеке как еще не устоявшемся животном. Обретение сущности человека. Идея становления человека. Интуиция и интеллект. Философия жизни как глубинное проникновение в мир человеческой субъективности.


  1. Человек как "эмпирическая личность" в прагматизме.

Прагматизм как кризис отвлеченного идеала знания, кризис гно­сеологии, кризис рационализма и интеллектуализма. Стремление праг­матизма превратить познание в функцию жизни. У. Джеймс о многооб­разии религиозного опыта. Признаки мистического опыта, по Джеймсу. Интуиция и интеллект. Опыт как все формы и проявления человеческой жизни. Реконструкция опыта, прежде всего социального. Значительное расширение представлений о человеческой субъективности в прагма­тизме.


  1. Человек как "символическое животное" в неокантианстве.

Развитие кантовских идей в неокантианстве. Концепция Ланге и Когена. Стремление неокантианцев освободиться от психологизма и антропологизма. Развертывание процесса сознания за пределами психи­ки индивида. Растворение философии в теории познания. Теория познания как учение о происхождении и развитии представлений. Отождествление науки с бытием. Стремление превра­тить философию в науку о ценностях. Проблема соотношения рацио­нального и иррационального. Э. Кассирер о человеке как символическом животном.


  1. Основные концепции современной философской антропологии.

Зарождение философской антропологии как определенного тече­ния немецкой философской мысли. М. Шелер о создании нового течения как основополагающей науки о сущности человека. Философская антропология как наука о метафизической природе человека. Его программа философского познания человека во всей полноте его бытия. Проблема философского и естественнонаучного знания.

Философско-антропологическая концепция А. Гелена. Человек как "недостаточное" существо. Антропобиологические основы человеческий деятельности. Культурно-философская антропология (Э. Ротхакер, М. Ландман). Человек как деятельное существо, как творец куль­турного мира. Учение о "стиле жизни", об "окружающей среде". Антро­пологическое видение человека и культуры. Философско-религиозная антропология (Г.Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер). Человек как "объек­тивное существо". Феноменологическая техника "очищения" объекта исследования. Современные версии философской антропологии.




  1. Антропологическая тема в логическом позитивизме.

Критика метафизических проблем в трудах Дж. Рассела и А. Уайтхеда. Осуждение идеи перестройки мира по моральным и интеллектуаль­ным мотивам. Р. Карнап о логике науки. Л. Витгенштейн о мистическом созерцании мира. Попытка снять декартовский дуализм духовного и телесного. Критерии отождествления личности. Связь сознания и тела. Понятие личности у Строссона.


  1. Трансцендентальное "Я" в феноменологии.

Эйдология, или "наука о сущностях". Феноменологическое разъяс­нение субъекта. Субъект как преднамеренное сознание. Трансцендентальные структуры сознания. Понятие межсубъективности. Трактовка человеческой жизни как проходящей через разные уровни осознания и личной ответственности.

Э. Финк об основных феноменах человеческого бытия. Бытийный смысл и строй человеческой игры. Игра как фундаментальная особен­ность нашего бытия. Непосредственность жизни и рефлексия. М. Мерло-Понти о человеке и ему противостоящем. "Я" и "Другой" в феноме­нологии. Мир и разум.




  1. Психоаналитическая концепция человека.

Понятие бессознательного и его место в философской антропо­логии. 3. Фрейд о причине бессознательного и о человеке как эроти­ческом создании. Либидо и "Я". К.Г. Юнг о человеке как вместилище архетипов. Главный принцип характерологии.

Коллективное бессознательное как понятие. А. Адлер о человеке как неполноценном существе. Критика фрейдовского пансексуализма в работах его последователей. Э. Фромм как создатель новой версии психоанализа. Вечность зкзистенционального поиска у Фромма. Проб­лемы гуманизации общества.




  1. Человек и его бытие в экзистенциальной философии.

Экзистенциализм и присущий ему тип философствования. Инди­видуальные вопросы о смысле жизни (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти) в экзи­стенциализме. Основные его темы: элемент случайности в судьбе челове­ка; бессилие разума; отчуждение; неизбежность смерти; одиночество и тайна; небытие.

Стоический антиисторизм как проблема в установке экзистенци­ализма. Экзистенциалистская концепция личности. Понятие челове­ческого существования, бытия. Экзистенция как судьба-признание. Концепция свободы у Ж.-П. Сартра. Его философская антропология. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.




  1. Проблема человека в философии структурализма и постструктурализма.

Основные направления современного структурализма. Личность как отложение многочисленных ушедших эпох, запечатлевших себя в глубинных структурах сознания. Проблема "смерти человека". Критика персоналистской традиции европейской философии в структурализме. Трактовка субъективности у М. Фуко. Человек вожделеющий. История европейской сексуальности. Переосмысление понятий свободы, этики, философского этоса. Новейшие версии структурализма.


  1. Проблема человека в русской философии

Антропологическая ориентация русской философии как ее характерная особенность и традиция. Религиозно-нравственная соотнесенность антропологической тематики. Богоискательство как антропологическая задача и цель. Персоналистское устремление: полнота, цельность и нераздельность личности как тема и задача различных философско-антропологических позиций. Метахудожественное мышление как стиль и специфика русского философ­ствования. Герои художественных произведений как идеальные типы человека в русской философской антропологии.

«Горнее» и «дольнее» как антропологическое измерение. Идея целостной личности в русской философии, ее идейные истоки и представители. Соборность как преодоление противоречия свобо­ды каждого и единства всех. Идея богоподобия как основание для понимания сущности человека, его смысла и на­значения. Антиномия образа Бога и подобия Бога в человеке. Об­раз как данность, подобие как заданность.

Образ человека в западнической и славянофильской философс­ких традициях.

Универсализм как принцип построения образа мира и образа че­ловека. Универсальный синтез религии, философии и науки как условие ответа на вопрос о цели человеческого существования. Всеединство, «всецелая жизнь» как задача и смысл жизнедея­тельности человека. Мировой процесс как «катастрофический путь». Идея Христа как «всечеловека», «личности всех личностей». Личность как замысел божий, идеальный прообраз человека. Индивидуализм и соборность — как противоположные парадиг­мы социокультурного бытия. Любовь как спасение индивидуаль­ности жертвой эгоизма. Человек как носитель бытия и его живой центр.

Русский национальный характер и образ русского человека. На­род как органическая целость, личность высшего порядка, антро­пологический субъект. Миссия русского народа в Европе. Русский идеал человека: всецелость, всепримиримость, всечеловечность.

Пошлость и героизм — две ипостаси русского антропологическо­го самосознания. Подвижничество как практика преодоления по­шлости без надежды ее окончательного истребления. Русская идея и русская душа как парадигмы самопредставления человека в России.

Совершенствование человека как личностная задача и смысл жизни. Аскеза как жизнь в духе и путь преображения человека. Святоотеческая традиция в антропологической философии. Цель­ность духа — необходимое условие понимания человека и его назначения. Соборность как духовная потребность и условие пре­ображения человека. Духовная, нравственная независимость лич­ности как трагическое противостояние миру, не внушающему доверия. Моральный императив как «точка опоры» личности в чуждых ей природном и социальном мирах. Моральная ответствен­ность как сущностная характеристика человека. «Критическое со­знание» и «критически мыслящие личности». «Профан» и «спе­циалист» — два положения человека в отношении к обществу и две тенденции его развития. Всесторонне развитая «разнородная» личность как критерий общественного прогресса.

Проект человека в традиции русского космизма. Антропокосмо-центризм как принцип понимания человека. Космос как смысло­вая целостность, основание смысложизненного самоопределения человека и человечества. Космическая миссия человека. Человек как универсально-индивидуальное существо, связующее звено между божественным и человеческим миром, принадлежность двум мирам: условному и безусловному, высокому и ничтожному. «Вертикальное» и «горизонтальное» измерение человека.

«Общее дело» как объединяющая всех людей задача, всеобщее спасение, движение к всеобщему братству и родству.


  1. Предмет и место философской антропологии в системе философского знания

Человек как комплексная проблема современной науки и философии. Актуальные задачи осмысления человека и его бытия в мире в современную эпоху.

Понятие философской антропологии. Отличие философской антропологии от антропологии и философии человека. Возникновение и развитие философской антропологии. Соотношение естественно-научного знания с философским постижением человека. Отношение философской антропологии к художественным формам познания человека.

Философская антропология как раздел философии, ее место в структуре сложившегося философского знания, в соотношении с онтологией, гносеологией, социальной философией, этикой, эстетикой. Структура философско-антропологического знания.

Философская антропология как область философского знания об инвариантных, устойчивых природных и социокультурных свойствах и качествах человека в их социокультурной изменчивости. Потенциал антропологической картины мира. Методы познания человека и методологические принципы человековедения. Опыт философского истолкования философской антропологии.




  1. Проблема определения человека Природа и сущность человека.

Образ человека в определеном типе культуры. Множественность определений как выражение многогранности человеческого бытия и многоликости образа. Эволюция определений человека в разных типах культуры, смена парадигм - тенденция от «объективности к субъективности» человека, поиск целостности человеческого образа. Проблема уникальности человека. Проблема открытости человека как эволюционного существа.

Различие понятий природы и сущности человека. Платон и Аристотель о несводимости этих понятий. Человеческая природа и ее признаки. Человеческая природа и ее неизменность. Человеческая природа как переменчивое и как данность. Многообразие человеческих качеств и попытки обнаружения главенствующей черты человека.




  1. Человеческое бытие как философская проблема.

Проблема определения бытия. Основные категории человеческого бытия: природа, сущность и существование человека; объектность-субъектность, объективность-субъективность; целостность человека и "частичный человек"; определенность и неопределенность: открытость миру и замкнутость со-бытия; общение и одиночество; отдельность и совместность, проблема "Я и Мы"; совершенство, законченность и несовершенство, завершенность человека; гармония и противоречие; организация, самоорганизация и дезорганизация бытия человека в разных системах; созидание и разрушение, творчество и воспроиз­водство; становление и уничтожение человеческого в человеке; развитие человека как целеполагание; детерминация и свобода; "внутренний человек" и "внешний мир"; бытие человека и его среда. Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей") — субъект, телесно-духовное; род-индивид; личность-индивидуальность; социальное-инди­видуальное и др. "Иерархия бытия" (Н.А. Бердяев) и ее социокультурные формы. Космизм человеческого бытия (Тейяр де Шарден), В.И. Вернад­ский — учение о ноосфере. Повседневность бытия человека.


  1. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие.

Философские, религиозные традиции и конкретно-научное изуче­ние этих проблем. Жизнь и смерть как противоречия целостного бытия, отношение к жизни и смерти в различных социокультурных традициях.

Культурные формы человеческого бытия, рождения, проживания и смерти. Проблема страха смерти как антропо­логической детерминанты человеческого бытия. Прошлое как умершая жизнь человека, ее преодоление как обретение настоящего и устрем­ленность в будущее как надежда и относительная реализация бессмертия. Инобытие и бессмертие, телесная и духовная дезорганизация и смерть. Инобытие и бессмертие человека как проблема рождения, обретение отцовства и материнства. Бессмертие творчества. Жизнь как ценность и проблема "цены человеческой жизни" — своей и чужой в разных социо-культурных и исторических системах. Агрессивность, насилие и жертвен­ность, самопожертвование в родовом и индивидуальном бытии челове­ка. Социально-исторический и культурно-нравственный аспект пробле­мы. Стереотип насилия в социально-политической и художественной культуре современности, терроризм революционаристского сознания. Проблема жертвенности в религиозной, христианской культуре и в реалиях бытия. Отечественные традиции, формы постановки и разре­шения этих проблем.




  1. Бытие человека как жизнедеятельность.

Созидающая и разрушающая деятельность, творческая и репро­дуктивная, духовная и предметно-практическая, познавательная и преобразующая и др. Социальные формы деятельности, их личностная и общественная система, противоречия и формы согласования. Дея­тельность и развитие способностей человека. История как деятельность человека.

Персонификация бытия, проблема человеческой личности. Образ человека, лик, личина, маска. Множественность личностей как полива­риантность человеческого бытия. Человеческие типы, "вечные образы" как персонификация общего и разнообразия человеческого бытия, сис­тем ценностей и смыслов жизни. Образы мировой культуры как "моде­ли" человека: Прометей-Орфей, Дедал-Сизиф, Христос-Дионис, Дон-Кихот-Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Гамлет и Дон Жуан и др. Аллегоричность и символичность человеческого образа, человеческой жизни, ее эстетические формы (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин и др.).

"Амбивалентность" человека, полярность человеческой природы и бытия, рациональность и иррациональность (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм, Ф. Ницше — Ф.М. Достоевский, М.М. Бахтин, Н.Ф. Бердяев и др.). Амбивалентность "формулы жизни" (М.М. Бахтин) —счастье-несчастье; возвышение-падение, приобретение-утрата, обретение-отда­ча, увенчание-развенчание и т.п. в разных социоисторических формах и культурных стереотипах.


  1. Проблема телесности в философской антропологии.

Телесно-физическое бытие человека в "объектном" мире, духовно-ценностно-смысловое бытие человека в "социокультурном", "субъектном мире": проблема их противоречивого соотношения. Философское учение о теле в запад­ной и восточной культурах. Христианская традиция аскезы и жертвен­ности ("умерщвление плоти") как вариант духовно-религиозного отно­шения к человеческой телесности. Культурный "канон" изображения человеческого тела и "образа" в религиозных сюжетах живописи, особен­ность "иконописности" "лика человеческого". Языческая культура "плотского бытия". Учение о "природно-телесных началах" человека в античности. Дионисийство и одухотворенность плоти. Проблема синтеза язычества и христианства в русской философии конца XIX и начала XX века (К. Леонтьев, Вяч. Иванов, Дм. Мережковский и др.). Традиции Возрождения — Рабле и раблезианство как философия телесного бытия и облика человека (М.М. Бахтин о раблезианстве: "застольные, пирше­ственные образы и беседы как тип философствования", "человек как пожирающее существо", в "цепи пожирания", амбивалентность рожде­ния и смерти, индивидуального и коллективного тела, идея "двуполости и двутелости человека", амбивалентность "верха" и "низа", "возвышен­ного и низменного" в бытии и культуре — официальной и народной и т.п.). "Телесная проблема" в философии Нового времени (фрейдизм и соотношение сознательного и бессознательного в природе человека, сексуальность как форма проявления телесной природы человека. (М.Фуко о телесной культуре и др.). Технократически-инструменталь­ный подход к человеку вообще, человеческой телесности, в частности.

"Тело" как средство реализации высших духовных и социальных целей и как "самоцель". Проблема "неорганического тела человека" — системы орудий, техники, компенсирующих "телесно-физическую недостаточность.

Обретение нового типа эволюции человека как совершенствования "неорганического тела" и вместе с тем физических и духовных способностей человека как социокультурная форма передачи и насле­дования опыта. Соотношение между "органическим и неорганическим телом" человека, углубление противоречий и конфликтности в совре­менной технической цивилизации, необходимость коэволюции природ­ных и технических средств.


  1. Пол как природное начало человека и как гендер.

Мужское и женское начало в бытии человека, их роль, двойст­венность пола, проблема сексуальности и "производящих" функций человека. Воспроизводство человеческого рода, его культурные, нрав­ственно-эстетические формы и социальные проблемы. Эрос и личность. Этико-эстетическая культура человеческой телесности, "телесный лик души" (А.Ф. Лосев), образы женщины и мужчины в культуре и современ­ность. Женщина как "вдохновляющие ресурсы человечества", проблема вечной женственности в русской философии и культуре (Вл. Соловьев, А.Блок и др.).

Природные основы бытия человека в социуме — "естественные узы" родоплеменных, этнических, семейных, генетических связей. Де­струкция их в современном мире и ее воздействие на человеческое бытие и образ человека. Природное разнообразие индивидов, природная среда "малой родины" и проблемы социокультурного равенства и неравенства.




  1. Проблема человеческой судьбы

Проблема судьбы и свободы в истории философии и религии. Судьба как фатум. Абсолют, Бог, судьба— предопределение. Судьба и проблема надежды, возмездия и спасения. Промысел, провидение и жизненный путь человека. Судьба как проблема пределов и границ человеческого бытия. Судьба индивида и рода. Судьба как неизбежность и долг (И. Кант, Ортега-и-Гассет и др.). Судьба и свобода выбора возможностей — способен ли человек сотворить свою "судьбу"? Мера и границы человеческой свободы. Свобода как антропологическая ценность. Право на свободу. Свобода и бунт против судьбы. (А. Камю, Ф.М. Достоевский). Жизненный путь как личностно организованное, созданное бытие. Пространственно-временное и духовное "измерение" жизненного пути. Образ "пути" в культуре.

Судьба и ситуация — необходимое и случайное в жизненном пути и биографии человека. Жизненный путь как цепь событий и как жизнен­ный опыт — переживание и осмысление личностного бытия человеком. Биография индивида и жизненный путь народа, общность и индиви­дуальность судьбы. Мера изменяемого и повторяемого в судьбах индиви­дов. Жизнь возможная и действительная, подлинная и неподлинная. Содержательность жизни, проблема ее "использования". Нереали­зованные возможности и иллюзорная жизнь. Судьба и призвание, выбор пути, обретение смысла, построение системы ценностей и идеалов ("дорога к Храму").




  1. Бытие и повседневность

Феноменология человеческой жизни. Структура и культура пов­седневности: уклад жизни, традиционность, обрядность, ритуализация, этикет как формы социокультурной организации человеческого бытия и поведения. Проблема родины и человеческого дома. Соотношение "макро" и "микромира" в человеческом бытии: абстрактные и кон­кретные ценности. Отношение к обыденности, к заботам и обязанностям человеческой жизни и подвижничество во имя высших целей. Возвы­шенное и низменное, потребность человека в религиозной и светской трансценденции.

Философия повседневности (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Ф. Бродель и др.). Этико-эстетическая культура поведения и облика челове­ка. Экзистенциализм о скуке повседневности как выражении абсурдно­сти бытия. Красота и радость повседневности жизни, ее осмысленность.




  1. Вера, надежда, любовь – эксистенциальные состояния человека.

Вера, надежда и любовь — феномены человеческой мудрости (софийность и софиология Вл. Соловьева и др.). Вера религиозная и светская, доверие к другим и самому себе как форма ответственности. Сомнение — как источник познания и развития духа. Защитная и утешительная функция веры. Вера как одна из существенных доминант организации духовного мира человека.

Надежда — желаемый образ свершения будущего. Самоценность настоящего как имеющего надежду в себе самом. Культурные "стерео­типы" и исторические формы надежды. Доминанты и "гаранты" надеж­ды (Бог, социум, общество, государство, община, семья, другие люди, Я сам). Социоцентризм и антропоцентризм в понимании надежды, идеоло­гия патернализма и автономии личности. "Мужество надежды" — бытие человека в мире, покинутом Богом, случайность и заброшенность человека в мире (А. Камю). Душа человека—драма надежды и отчаяния, очарования и разочарования. Эволюция надежды, психология безнадеж­ности бытия человека в кризисном социуме, отчаяние и поиск выхода. Роль надежды в мотивации поведения человека, структуре поступка и жизненном пути.



Любовь как телесное и духовное отношение человека к Другому человеку. Индивидуальность и уникальность любви, ее творческая сила. Самосозидание человека в любви. Любовь как стимул развития, как основание "человеческого в человеке". Н.А. Бердяев о видах любви (любовь-жалость, милосердие, любовь-наслаждение и др.). Любовь и Эрос. Дар и способность любви. "Искусство любить" (Э. Фромм). Само­отдача и самопожертвование в любви. К. Льюис Любовь-нужда, любовь-дар, виды любви - к природе, родине, прошлому, предкам "отеческим гробам" (А.С. Пушкин), к животным и себе подобным, человеку, "ближ­нему и дальнему", к Богу и самому себе. Любовь и ненависть. Злоба и агрессивность человека, социоисторические факторы, их стимулирую­щие и поддерживающие. Культурные формы "любви и ненависти".


  1. Пространство человеческого бытия как среда обитания и развития

Организация и "виды" пространства: физического обитания и пе­ремещения, действия и познания (созерцания, оценки). Пространство как ландшафт (отношение к земле и т.п.), пейзаж, как личная территория бытия. Пространство внешнее и внутреннее Место человека в пространстве как результат объективных обстоятельств судьбы или собственного выбора и творчества. Разнокачественность пространства: проблема соотношения космического, природного, социального и духовно-культурного пространства человеческого бытия. Восприятие пространства человеком, врожденные и культурноисторические формы восприятия. Образы среды и ее эстетика Организация пространства (дома, общины, деревни, города, страны, мира). Соотношение природного и социо-культурного в организации пространства человеческого бытия Архитек­тура пространства деревни и города "Микро" и "макро" пространства Переживание человеком пространственных отношений. Эмоциональный, личностный смысл отношения к пространству. Ландшафт, пейзаж как "вдохновляющие ресурсы человечества", красота пространства и проблема их сохранения в условиях техногенной цивилизации, эколо­гического кризиса Пространственная память - личная и социальная Культурное пространство, его символизация Социальное пространство, пространственные связи и отношения между людьми и группами, социо-культурные формы соединения и разъединения "Автономный человек" и "человек массы". Равенство и неравенство, иерархия отношений в "социальном пространстве". Проблема места человека в социальном и культурном "макро" и "микро" пространстве. Поиск человеком своего "места в жизни" - разные уровни решения этой проблемы. Потеря "места в жизни" (в природной среде - "экологическая ниша", в социо-культурной среде). Проблема человека "перекати-поле", мигранта, "перемещенных лиц", "человека без корней" (Г. Марсель, Г. Белль, А. Солженицын и др.). Со-бытие и со-действие людей в едином прост­ранстве. Человеческое одиночество как разрыв связей и дезорганизация индивидуального и социального пространства человеческого бытия Вещно-предметная структура пространства. Границы и формы, скульптурная организация пространства "телесного бытия человека".

  1. Человек как объект и субъект времени

Время бытия и развития человека. Жизнь как процесс Время как упорядоченное множество событий и действий личной и социальной жизни. Одновременность и последовательность личного и социального бытия. Физическое, биологическое, социоисторическое и социокультурное время Противоречия между "техническим временем" и "естественно-социальным" временем бытия человека Несовпадение темпов и ритмов развития, необходимость гармонизации "временных процессов" - опасность деструкции человеческого бытия и психики. Возможно ли "ускорение" течения времени? Проблемы акселерации, ее возможные причины и последствия для человека. Объективные и субъективные аспекты времени. Направленность времени, проблема прошлого, настоящего и будущего; их содержания и относительной ценности в разных социокультурных системах. Переходное время» обострение противоречий и форм их разрешения. Самоценность всех времен, наличие в каждом из них "веры, смысла, духа и героизма" (П.И. Новгородцев). Проблема отрицания и сохранения содержания в смене эпох и стадий человеческого бытия. Типы позиций человека по отношению ко времени (ностальгическая - "все в прошлом, ценность мига настоящего, человек-однодневка - жизнь-мгновение; "устремленность в будущее - утопизм") и типы культур. Время в языческой и христианской культурах, античность, средневековье и Новое время. Время и "образ мира" (круго­ворот, "застывшая бесконечность", "пустота", "спираль" и т.п. символические образы времени). Непрерывность, линейность, ступенчатость и необратимость времени в идеологии прогрессизма. Идея начала и конечности времени в религиозной культуре (сотворение мира и его конец - Страшный суд). Влияние этого образа времени на бытие человека. Многомерность и разнокачественность времени, идея плюрализма в оценке времени.

  1. Социальное бытие человека

Индивид и общество. Антиномия личного и общественного бытия и формы ее практического и теоретического разрешения в разных социокультурных и философских системах. "Коллективизм", "социаль­ный универсализм и индивидуализм", "социальный атомизм" как прин­ципы решения диалектики индивидуального и социального. Социо-центристские и антропоцентристские концепции личности. Проблема "народобожия и человекобожия" в духовной полемике конца XIX и начала XX века в России. Проблема "внешнего и внутреннего" человека как единство и различие социального индивидуального. Личность как "бесконечность возможностей и безграничность перспектив" (П.И. Нов­городцев), как духовная и социальная категория. "Духовный капитал" и облик личности как единство духовного наследия и собственного жизненного опыта. Культурная и социальная среда и формы реализации возможностей и перспектив личности. Социальная деятельность и обще­ние как формы бытия и условия становления и развития личности. Труд и творчество. Типы социальных общностей и формы общения.

Общение как условие порождения и развития духовности, как со-бытие и со-знание людей как "обмен деятельностью" (К. Маркс) и способностями, как взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание. Средство общения: язык, знаковые системы, символы; проблемы: "Я и Другой", "Я и Мы". "Мы" как первичная категория личного челове­ческого социального бытия", как единство множественности и отдельно­сти (С.Л. Франк). Бытие для себя и для других как социально-нравствен­ные принципы. Взаимодействие целей и интересов личности и общества. Формы идентификации и автономности личности. "Общежитие" людей как компромисс, согласование индивидуальных целей и воли. Отчужде­ние человека от природы, социума, от другого человека и от самого себя. Одиночество и конформизм — формы утраты собственного "Я". Конфликты, их социальные и индивидуальные (нравственные и психо­логические) истоки и формы разрешения.



  1. Человек и история.

Смысл жизни и осмысление человеком опыта общественного и личного. Поиск и нахождение личностью своего места в историческом процессе. Обретение смысла исторического дей­ствия. В какой мере люди являются "актерами собственной историчес­кой драмы"? Демократизация исторического процесса, возрастание роли индивидуальности и влияния личности на исторические события. Обще­ственный и личный долг и ответственность. Проблема несовпадения це­лей и результатов. Рациональное и иррациональное в истории, проблема "разумных решений" и "безумия страстей". Историческая эволюция ти­пов личности и возрастание индивидуального своеобразия историчес­кого развития. Открытость и непредсказуемость общества и личности.

Человек и власть. Нравственно-психологический комплекс власти, ее притягательность, потребность во "властвовании". Культура власти и властных отношений. Социальные истоки и формы власти, мес­то человека в системе властных отношений. Власть и сила: сила власти и власть силы. Власть и авторитет личности. Хищнические формы раз­вития, власть как насилие над природой, обществом и человеком. Герои­зация насилия в культуре. Агрессия как форма самоутверждения лич­ности. "Авторитарный человек".



  1. Насилие и ненасилие как формы социализации человека.

Свобода и насилие в человеческой природе и судьбе. Э.Фромм об амбивалентности природы человека ("Человек — волк или овца"?). "Синдром созидания и синдром распада" в социуме, культуре и человеке. Способность человека к добру и злу. Насилие против зла как средство самозащиты, защиты другого и утверждения жизни. Непротивление злу насилием. Причины возрастания силы и роста деструктивных тенденций в природе человека. Виды насилия, их психологическое основание. "Игровое насилие", "реактивное насилие", агрессия из зависти и рев­ности, из мести, потрясение веры, деструктивности отчаяния, компенсаторное насилие, импотенция (не только сексуальная) и садизм, "архаи­ческая жажда крови" как форма самоутверждения и т.п. Патология наси­лия. Социальные формы насилия, их причины и культурные стереотипы. Насилие в революционаристских традициях. Трагический опыт России, ее судьба, соотношение созидания и разрушения в ее истории. Проблема исторической и личной вины, искупления и наказания.

Культура как историческая мера и форма свободы личности. Эволюция форм принуждения и способы самозащиты личности. Ценность и реальная "цена" человеческой жизни для общества и для индивида. Проблема жертвы и самопожертвования. Традиции светской и религиозной духовности в решении этих проблем в истории идейной жизни России.


Перечень примерных вопросов вступительного экзамена.


  1. Антропологические идеи античности.

  2. Образ человека в средневековой философии

  3. Возрожденческий идеал человека.

  4. Проблема человека в европейской философии нового времени ХVII-ХVIII веков

  5. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии.

  6. Марксистская традиция в решении проблемы человека.

  7. Наука и человек в позитивизме.

  8. Концепции человека в философии жизни.

  9. Человек как "эмпирическая личность" в прагматизме.

  10. Человек как "символическое животное" в неокантианстве.

  11. Основные концепции современной философской антропологии.

  12. Антропологическая тема в логическом позитивизме.

  13. Трансцендентальное "Я" в феноменологии.

  14. Психоаналитическая концепция человека.

  15. Человек и его бытие в экзистенциальной философии.

  16. Проблема человека в философии структурализма и постструктурализма.

  17. Проблема человека в русской философии

  18. Предмет и место философской антропологии в системе философского знания

  19. Проблема определения человека. Природа и сущность человека.

  20. Человеческое бытие как философская проблема.

  21. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие.

  22. Бытие человека как жизнедеятельность.

  23. Проблема телесности в философской антропологии.

  24. Пол как природное начало человека и как гендер.

  25. Проблема человеческой судьбы.

  26. Бытие и повседневность.

  27. Вера, надежда, любовь – эксистенциальные состояния человека.

  28. Пространство человеческого бытия как среда обитания и развития.

  29. Человек как объект и субъект времени.

  30. Социальное бытие человека.

  31. Человек и история.

  32. Насилие и ненасилие как формы социализации человека.



3. Литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Гуревич П.С. Филоссфкая антропология. – М.: Омега-Л, 2012. – 670 с.

  2. Золотухина-Оболина Е.В. Философская антропология учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издателський центр «Март», 2006. – 240 с.

  3. Карабущенко П.Л., Подвойский Л.Я. Философия и элитология культуры А.Ф. Лосева. М: «ЛУч», 2007.–  258 с.

  4. Королькова Е.А. Немецкая философская антропология. – М.: Изд-во ГУАП, 2009. – 39 с.

  5. Культурология. (Учебное пособие) Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. (2010, 480с.)

  6. Культурология: учебник /под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.

  7. Лебедев С.А. Филосоская антропология. Человек многомерный. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 351 с.

  8. Марков Б.Ф. Философская антропология / Учебное пособие. – СПб: «Питер», 2008. – 252 с.

  9. Попкова Н.В. Введение в философскую антропологию. – М.: Издательская группа УРСС, 2008. – 344 с.

  10. Рубенштейн С.Л. Бытие и сознание. – СПб: Изд-во «Питер», 2012. – 288 с.

ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. «Антропологический поворот» в философии XX века. -Вильнюс, 1989.

  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. -М., 1992.

  3. Барулин B.C. Философско-социальная антропология.- М., 1994.

  4. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1993.

  5. Бубер М. Проблема человека. -М., 1995.

  6. Вальверде К. Философская антропология. -М., 2000.

  7. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. -СПб., 1998.

  8. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М., 2000.

  9. Вольтман Л. Политическая антропология. -М., 2000.

  10. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М., 1977.

  11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1977.

  12. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель. -М., 2001.

  13. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // «Философия хозяйства». 2001, №1.

  14. Гиренок Ф.И. Человек в модусе позитивности // «Философия хозяйства», 2002, №3.

  15. Григорьян Б.Т. Человек, его положение и признаки в современном мире. -М., 1986.

  16. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М., 1984.

  17. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. -СПб., 1999.

  18. Культурология. XX век. Энциклопедия. -СПб., 1998.

  19. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М., 1983.

  20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. -М., 1992.

  21. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. -Свердловск, 1991.

  22. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология. От Фейербаха к Фромму: Учебное пособие. -Екатеринбург, 1994.

  23. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

  24. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1998.

  25. Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч. Т.З.

  26. Маркузе Г. Одномерный человек. -М., 1995.

  27. Межуев В.М. - Идея культуры. Очерки по философии культуры. 2006

  28. Мечников И.И. Этюды о природе человека. –М., 1989.

  29. О человеческом в человеке. -М., 1991.

  30. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. // Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.

  31. Проблема человека в западной философии. -М., 1988.

  32. Прохоров Б.Б. Экология человека: Понятийно-терминологический словарь. -М., 1999.

  33. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -СПб., 1911.

  34. Рождение, жизнь и смерть в "волшебном зеркале" изобразительного искусства. СПб., 2001;

  35. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. -М., 1991.

  36. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М., 1991.

  37. Соболева М.Е. Философия символических форм Э.Кассирера. -СПб., 2001.

  38. Современная западная философия. Словарь. -М., 1990.

  39. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.

  40. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. –М., 1992.

  41. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. -М.,1981.

  42. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 1987.

  1. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. -М.,1992.

  2. Феномен человека: Антология. / Сост. П.С.Гуревич. -М., 1993.

  3. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. / Отв. ред. И.Т. Фролов. -М.,1988.

  4. Франк С.Л. Духовные основы жизни. -М., 1992.

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.

  6. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». -М., 1996.

  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.

  8. Фромм Э. Иметь или быть? -М., 1990.

  9. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. -М., 1987.

  10. Хейзинга И. Homo Ludens. // Homo Ludens. Статьи по истории культуры. -М.,1997.

  11. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. /Ред. С. Аверинцев, А. Мешков, Ю. Попов. -М., 1993-1995.

  12. Человек в зеркале наук. –М., 1991.

  13. Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т. Фролов. -М., 1989.

  14. Человек. Философско-энциклопедический словарь. -М., 2000.

  15. Человек: Антология. -М., 1991.

  16. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. -М., 1991

  17. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.

  18. Юнг К. Архетип и символ. -М., 1991.



4. Образец экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вступительное испытание – 2013


Направление: 032400.68 Антропология и этнология

Дисциплина: Философская антропология


Билет № 0

1. Человек и его бытие в экзистенциальной философии.

2. Человек и история.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вступительное испытание – 2013


Направление: 032400.68 Антропология и этнология

Дисциплина: Философская антропология


Билет № 00

1. Проблема человека в философии структурализма и постструктурализма.



2. Насилие и ненасилие как формы социализации человека.



Каталог: files -> document -> priem2013
priem2013 -> Программа вступительных испытаний по психологии личности по направлению подготовки 030300. 68 Психология
document -> О. Н. Щенникова Неформальная коммуникация в политике
document -> Рабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
document -> Вступительное испытание «Психология» (собеседование) Вопросы для собеседования: Предмет психологии. Специфика научной психологии
document -> Рабочая программа дисциплины Основы библиографии Направление подготовки 030900 Юриспруденция Профиль подготовки
document -> Профилактика бродяжничества воспитанников с рекомендациями для персонала детского дома Материал подобран педагогом-психологом О. А. Панченко
priem2013 -> Программа вступительных испытаний «Общая конфликтология»
priem2013 -> Программа вступительных испытаний по дошкольной педагогике по направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
priem2013 -> Программа вступительных испытаний «Технологии регулирования конфликтов»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница