Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие



Скачать 157.5 Kb.
Дата13.05.2016
Размер157.5 Kb.
ТипПлан-конспект
План-конспект

лекционного занятия

на тему: «Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие»

Подготовил и провел:

Студент группы ПП

Факультета педагогики и психологии


Руководитель-методист:

Тирасполь 2013



План занятия

Тема: Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие
Цели занятия:

Образовательная цель: усвоение понятий познавательные психические процессы, ощущения, восприятие, систематизировать знание по теме;

Воспитательная цель: способность развитию творческой активности обучающихся.

Развивающая цель: способствовать формированию понятий психических познавательных процессов.

Задачи:

- — рассмотреть понятие ощущения, его видов, свойства

— рассмотреть понятие восприятия, его видов, свойства, иллюзии восприятия;

— определить взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов;


Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы
Методы обучения: словесный (рассказ- объяснение); практический (упражнения)
Структура:

1. Организационная часть (2-3мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)

3.Сообщенеие новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала (40-48 мин.)

4. Закрепление нового материала (5- 10 мин.)

5.Задание на дом(3-5 мин.)

6. Подведение итогов (3-5 мин.)
Список литературы:


  1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1997.

  2. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001.

  3. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – М., 1999.

  6. Дополнительная

  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.

  8. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.

  9. Психология. Учебник. / Под реакцией А.А. Крылова. –М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.

  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Ход занятия

1. Организационный момент подготовка доски, приветствие, отметка отсутствующих
2. Мотивация учебной деятельности, цели и задачи темы ознакомление с планом лекции

  1. Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений

  2. Виды ощущений

  3. Основные свойства ощущений

  4. Чувствительность и ее измерение

  5. Восприятие

  6. Виды восприятия

  7. Свойства восприятия


3. Актуализация опорных знаний

Что такое психика?

Что такое психические познавательные процессы?

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
4. Изучение нового материала

Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений.

О богатстве окружающего мира, о звуках, запахах и температуре, красках и величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.



Ощущение – это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта работа совершается непрерывно.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач С.И.Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоит сенсорная перегрузка и сенсорная недогрузка (сенсорная изоляция).


Физиологическая основа ощущений.

Для возникновения ощущения необходимо наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение.



Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущение носит рефлекторный характер. Анализатор состоит из трех частей:

  1. периферического отдела (рецептора) , являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс.

  2. афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей, соединяющих периферический отдел с центральным.

  3. подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом.
Виды ощущений.

  1. По модальности раздражителя ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

  2. По месту расположения рецепторов ощущения делятся на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

- Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов (органические ощущения, ощущения боли).

- Проприоцептивные ощущения передают сигнал о положении тела в пространстве, их рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях и связках (ощущения равновесия, ощущения движения).

- Экстерорецептивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира, их рецепторы расположены на поверхности тела. Они делятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус и осязание). Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (зрение, слух). Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но, в то же время, молекулы, характеризующие запах предмета, с которым происходит контакт рецептора, несомненно принадлежит данному предмету.
Основные свойства ощущений:

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону.

2. Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о положении раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.
При воздействии раздражителя на органы чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Чувствительность и ее измерение.
Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы – подпороговые – не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Именно кора стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.



Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. (E = 1/P, где Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя).

Верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения…



Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Разностная чувствительность относительна, но не абсолютна. Чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Согласно основному психофизическому закону интенсивность ощущений пропорциональна логарифму сил раздражителя. Т.е. при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).


Восприятие

Восприятие — это следующий за ощущением, более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений. Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств — различные ощущения, — являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами. Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.


Восприятие может быть пассивным или активным. При пассивном восприятии сам предмет совокупностью своих свойств воздействует на человека, «запуская» процесс восприятия. При активном восприятии человек всеми доступными ему органами чувств стремится ощутить как можно больше характеристик предмета или события, а также некоторую часть информации додумать, доисследовать, довообразить.
Исследуем восприятие объекта путем активного и пассивного осязания (ощупывания).
Практическая работа. Выполняется в парах. Выберите мысленно из вещей, что сейчас есть у вас, какой-нибудь плоский предмет. Один из вас будет исследователем, а другой — испытуемым. Испытуемый закрывает глаза и делает то, что ему говорит исследователь. В задании несколько шагов-опытов.
1 опыт — пассивное осязание неподвижного предмета. Экспериментатор кладет предмет на неподвижную ладонь испытуемого. Экспериментатору запрещается нажимать на предмет, а испытуемому — перемещать его на ладони и ощупывать другой рукой. По сигналу испытуемого экспериментатор прячет предмет, испытуемый открывает глаза и в тетради зарисовывает предмет в реальную величину.
2 опыт — пассивное осязание при движении предмета. Экспериментатор плавно обводит ребром предмета по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый зарисовывает ее на новом листе.
3 опыт — искусственное активное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур предмета, указательным пальцем правой руки (или левой, если он — левша). При этом разрешается 3-4-кратное обведение контура предмета. Экспериментатор придерживает его так, чтобы он оставался неподвижным.
4 опыт — активное осязание. Испытуемый сам одной рукой ощупывает предмет, сколько хочет. Затем открывает глаза и снова зарисовывает его.
5 опыт — бимануальное осязание (двумя руками). Испытуемый ощупывает предмет двумя руками. Затем сообщает, что это такое.
Виды восприятия.

Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. Например, вы «ловите» маршрутку:

1) вы видите, что едет машина с каким-то, пока не видным, номером — возможно, вашим (обнаружение);

2) вы всматриваетесь в номер, пытаясь увидеть очертания цифр (различение);

3) приближаясь, черточки начинают приобретать знакомые очертания и становятся похожими на определенные цифры (идентификация);

4) вы узнали номер маршрутки. Это не ваша!

В зависимости от того, что является объектом восприятия, можно выделить следующие его виды:

— восприятие предметов,

— времени,

— движений,

— отношений между предметами,

— пространства,

— человека.
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).
Например, иллюзии зрения.
А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).

Рис. 1
Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).


Рис. 2
Интересны в этом отношении эксперименты с детьми 1,5-2 лет. Две шоколадки одинакового размера окружались: одна — бумажками большого размера, другая — маленькими бумажками. Дети всегда тянулись за той, которая казалась им больше. За какой тянулись дети? (вопрос ученикам).


При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. При воздействии алкоголя или наркотиков оно замедляется (отсюда множество историй о «заторможенности» восприятия наркоманов). Время, насыщенное приятными эмоциями, событиями, активной деятельностью, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени, в течение которого ничего не произошло, помнится «пустым», «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени.
Упражнение «Чувство времени». Все закрывают глаза. Учитель подает сигнал: «Начали!». Надо постараться уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Просто откройте глаза и поднимите руку, как только, с вашей точки зрения, прошла минута. Каждый продолжает сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В зависимости от того, раньше, вовремя или позже ученик поднял руку, учитель знаком показывает, какой значок ему следует отметить в тетради: -, 0 или +.
Свойства восприятия.

Хотя восприятие субъективно и у всех оно разное, есть некоторые общие черты, характеризующие восприятие человека — свойства восприятия.


1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Можно его приглушить, изменить, не обращать на что-то внимание, но нельзя его прекратить. Восприятие всегда в поиске новой информации — так уж оно устроено.

Упражнение. Попробуйте ничего не чувствовать, «выключить» свое восприятие мира.
2. Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Вся информация, получаемая нами с помощью органов чувств, относится нами к этому предмету. Вещь вызвала в наших рецепторах какие-то сигналы, а не деятельность рецепторов вызвала образ вещи (это уже не восприятие, а галлюцинации — представление о предмете). Восприятие — это отражение реально существующих предметов и явлений, поэтому предметные свойства окружающего нас мира являются решающими для нормальной работы восприятия. Когда нет реальных воздействий, нет нормального восприятия, оно искажено. Это показано в опытах по сенсорной депривации (лишению ощущений). Человека погружали в ванну с водой температуры тела (таким образом он не чувствовал никаких телесных ощущений), под монотонные однообразные звуки (а восприятие не терпит однообразия, ему нужны изменения и приносимая ими информация), при рассеянном белом свете («никаком», будто его и нет), руки были в перчатках (чтобы исключить осязание). В такой ситуации восприятию нечего было перерабатывать — не поступало никакой информации. И тогда оно начинало работать искаженно — «развлекать само себя»: у человека возникали галлюцинации и ему начинало казаться, что он сходит с ума. Аналогичные состояния возникают у человека при воздействии однообразных стимулов: беспорядочных узоров, повторяющихся звуков, бессмысленных слов, — восприятие притупляется.
3. Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. В простом наборе линий рано или поздно мы увидим какие-то фигуры (рис.3 и 4).

Рис. 3


Рис. 4


В эксперименте с курами птицам предъявлялись две кормушки с кормом: в светло-серой зерна можно было есть, тогда как в темно-серой они были приклеены. Куры научились клевать зерна только со светло-серой кормушки. В дальнейшем им предъявлялось другие две кормушки: светло-серого и почти белого цвета. Если бы куры реагировали только на цвет, они бы направлялись к светло-серой кормушке. Но они всегда шли к белой, тем самым реагируя на отношения между цветами. То же наблюдалось и в дальнейшем, когда прежняя темно-серая («несъедобная») кормушка предъявлялась вместе с черной: куры направлялись к ней, как к более светлой. Благодаря целостности, мы воспринимаем мир в виде вещей и событий, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. При некоторых заболеваниях происходит нарушение целостности восприятия и тогда больной видит отдельные части предмета, не опознавая целого (видит два колеса, перекладину, руль, но не узнает велосипед).
4. Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Например, верблюд может повернуться к нам передом или боком, быть плохо освещен, может быть выкрашен в черно-белую полоску, — но мы все равно признаем в нем верблюда, а не зебру. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.
5. Осмысленность. Животное способно воспринимать несомую предметом информацию только буквально: хрустнула ветка — крадется враг, стукнула миска — несут еду. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы. Как Штирлиц: стоит цветок на окне — явка провалена, штора отдернута — можно заходить. Так же по части изображения человек способен «додумать» целую картину, да еще и объяснить ее. Можете ли вы в рис. 5 признать солдата, идущего с собакой мимо дыры в заборе? А на рис. 6 — угадать слово? А понять смысл сочетания букв: СОБАКАЕСТМЯСО?

Рис.5


Рис.6


Некоторые свойства восприятия можно охарактеризовать количественно:
Порог восприятия. Существует физиологический порог восприятия — уровень чувствительности рецептора, при котором он регистрирует наличие стимула. А есть порог осознания восприятия стимула. Между ними есть разница. Иногда организм чувствует что-то, но не может понять что. Например, знаешь, что написал с ошибкой, но не видишь ее. Порог восприятия можно измерить только специальными приборами.

А вот объем восприятия можно измерить без приборов.


Упражнение «Измерение объема зрительного восприятия». Выполняется в парах. Пусть ваш партнер отвернется, а вы тем временем выложите на стол 10-12 различных предметов (не кучкой). Накройте их (платком, шарфом). Партнер оборачивается и готовится смотреть. Вы должны показать ему выложенные предметы очень быстро — открыть и сразу закрыть. Пусть он запишет, что он увидел. Затем поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Обычный объем мгновенного восприятия составляет 7 плюс-минус 2 предмета. А как у вас?

Вывод


Восприятие является одним из основных процессов непосредственного познания действительности.


  1. Подведение итогов, домашнее задание.

  1. Что такое ощущения? Какие бывают ощущения?

  2. Каковы основные свойства ощущений?

  3. Что такое восприятие? Как оно связано с ощущением?

  4. Что такое пассивное и активное восприятие?

  5. Какие операции использует восприятие?

  6. Какие виды восприятия вы знаете?

  7. Что такое иллюзии восприятия? Приведите примеры.

  8. В чем особенности восприятия формы?

  9. Каковы свойства восприятия?

  10. Как можно измерить восприятие?


Список литературы по теме :

  1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1997.

  2. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001.

  3. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – М., 1999.

  6. Дополнительная

  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.

  8. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.

  9. Психология. Учебник. / Под реакцией А.А. Крылова. –М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.

  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1



Рисунок 2


Рис. 3



Рис. 4


Рис.5



Рис.6
Каталог: foto -> 2013
2013 -> Активность личности, деятельность
2013 -> 1 Определение писхотерапии. Отличие психт-и от психол-го консульт. И психокорекции
2013 -> 1. Предмет и задачи психодиагностики
foto -> 1/ понятие о конфликтологии. Предмет современной конфликтологии
foto -> Цели и задачи психолого -педагогической коррекции в образовательном учреждении
foto -> Руководство разновидность управления Личность руководителя Стиль руководства
foto -> 1 Сущность психологии как науки, ее функции
2013 -> Анализ межличностных отношений
2013 -> Психология личности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница