Психологические аспекты работы преподавателей и студентов с мультимедиа-средствами



страница1/4
Дата14.05.2016
Размер0.66 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


Содержание

Введение………………………………………………………………………………

3

Психологические аспекты работы преподавателей и студентов с мультимедиа-средствами………………………………………………………………………….....



4


Повышение педагогической эффективности обучения при использовании мультимедиа………………………………………………………………………….

5


Мультимедиа и традиционные формы обучения…………………………………..

8


Методы использования разработанных мультимедиа-ресурсов в обучении…….

9


Требования к преподавателям, разрабатывающим и использующим мультимедиа-ресурсы………………………………………………………………..

12


Методы использования мультимедиа в обучении студентов……………………..

16


Заключение……………………………………………………………………………

27


Литература…………………………………………………………………………….

29

Введение
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательных компонентов учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению студентом полного или сокращенного вариантов обучения.

Такие средства обучения способствуют появлению не только новых возможностей для общения, передачи информации, но и возможностей для порождения новых проблем, решений, новых точек пересечения, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами массовой информации.

Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:


  • решить задачи гуманизации образования;

  • повысить эффективность учебного процесса;

  • развить личностные качества студентов (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);

  • развить коммуникативные и социальные способности студентов;

  • существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;

  • определить студента в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

  • учесть субъективный опыт студента, его индивидуальные особенности;

  • осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой студент самообучается и саморазвивается;

  • привить студенту навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

Мультимедиа является полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать повышению их мотивации.

Однако при использовании мультимедиа в образовании должны быть учтены многие аспекты. Даже принимая во внимание повсеместное распространение средств мультимедиа в современном мире, нужно осознавать, что доступность учебных материалов и аппаратного обеспечения для студентов варьируется в очень широких пределах.

Чтобы в полной мере реализовать академический потенциал мультимедийных технологий, студентам требуется поддержка компетентных преподавателей. Помимо прочих обязанностей, преподаватели должны быть способны руководить процессом обучения студента и указывать ему эффективные стратегии обучения.

Подобно использованию учебников, применение мультимедийных средств обучения обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает студенту в учебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

Мультимедиа-средства могут применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься людьми с различными психолого-возрастными особенностями восприятия и обучения: некоторые студенты предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов.

Использование мультимедийных средств в образовании позволяет студентам работать над учебными материалами по-разному. В этом случае студент имеет возможность решить, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности мультимедиа приложения и как реализовать совместную работу с одногруппниками. Таким образом, студенты становятся активными участниками образовательного процесса.

В процессе обучения студенты могут влиять на процесс изучения нового материала, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать тот материал, который их интересует, повторять изучение материала столько раз, сколько им нужно, что помогает устранить многие проблемы индивидуального восприятия.

Использование качественных мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента студентов.
Психологические аспекты работы преподавателей и студентов с мультимедиа-средствами
Использование мультимедиа-технологий в обучении студентов порождает ряд особенностей, значимых с точки зрения психологии и педагогики. Одним из таких аспектов является психология общения преподавателей и студентов с мультимедиа-ресурсами и компьютерной техникой.

Умственная деятельность сохраняет свое опосредствованное строение, но само средство является новым. Значит, вопрос о влиянии ЭВМ на развитие умственных процессов человека должен быть переформулирован так: в чем отличие опосредования умственных процессов компьютером от опосредования знаками? Вносит ли новое средство новые изменения в самую структуру умственных процессов? Можно ли, другими словами, выделить новый этап в развитии высших психических процессов человека?".

Он выделяет три основных точки зрения в описании взаимодействий человека, компьютера и мультимедиа-ресурсов в сфере умственного труда: теорию замещения, теорию дополнения и теорию преобразования.

Замещение имеет место тогда, когда соответствующее программное обеспечение компьютера освобождает пользователя от знания алгоритмов решения многих классов конкретных задач в той или иной предметной области. Пользователю, чтобы получить интересующее его решение, достаточно «механически» ввести условия задачи в компьютер. Алгоритм как полностью формализованная процедура решения задач данного типа разрабатывается другими специалистами, программистами составляется соответствующая программа, которая затем вводится в компьютер; пользователь только использует алгоритм, хранящийся в памяти компьютера, не осваивая его. Во взаимодействии человека с машиной действие пользователя опосредствуется внешней, не усваиваемой им процедурой. Разработчики же алгоритма и программисты не освобождают себя от этой формальной процедуры, наоборот, они специально проводят формализацию, чтобы освободить потенциальных потребителей продукта от необходимости повторного решения задачи, относящейся к известному типу.

Дополнение имеет место в случаях совместного решения одной задачи человеком и машиной, когда ЭВМ перенимает на себя решение некоторых частных задач, не важно как, но ранее решавшихся человеком. Компьютер дополняет человеческие возможности по переработке информации, увеличивая объем и скорость такой переработки.

В более широком плане компьютер может рассматриваться как орудие - орудие деятельности преподавателя, остающегося, «лидером» педагогического процесса. Вместе с тем, очевидно, что позиция или роль преподавателя и роль студента разные. Значит, человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.

Кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения студентов:


  1. Визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.

  2. Ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.

  3. Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.

  4. Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.

  5. Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).

  6. Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.

В деятельности студента в системе «человек - компьютер - мультимедиа-ресурс», где отдельные умственные действия опосредствуются внешней изначально не усваиваемой им процедурой, формируется другой стиль мышления. Например, в последние годы резко выросло число студентов, которые могут формально воспроизводить определения, доказательства и т.п., не понимая их смысла и не испытывают при этом никакого дискомфорта. Вероятно, освобождаясь от детального рассмотрения задач, алгоритм решения которых «известен» компьютеру, студент лишается многих творческих моментов, возникающих в процессе поиска способа решения, а значит, не получает и каких-то важных компонентов опыта творческой деятельности.

Поэтому, применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа-ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-ресурсов, должна лежать система личностных знаний.


Повышение педагогической эффективности обучения при использовании мультимедиа
В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа-ресурсов в образовании основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной (индивидуальной и/или групповой) деятельности студентов, развитие критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли.

Рост активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности часто напрямую связывают с наличием и умелым поддержанием у него непосредственного интереса к компьютеру, вызываемого привлекательностью и функциональными возможностями мультимедиа-ресурсов. Однако наличие этого интереса далеко не всегда гарантирует становление в будущем опосредствованного интереса к компьютеру как средству достижения истинных целей учебной деятельности.

Чаще всего в этом случае срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: скачанные в сети Интернет готовые проекты, рефераты, курсовые работы и другие мультимедиа-ресурсы стали сегодня уже привычным фактом.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование мультимедиа-ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Компьютер и мультимедиа-ресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития студента (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

Поэтому в обсуждении перспектив использования мультимедиа-ресурсов в образовании не должна преуменьшаться, как иногда это делается, ни роль обучения, ни роль преподавателя, хорошо знающего свою дисциплины и умеющего управлять развитием учебно-познавательной деятельности студентов. Только сделав преподавателя своим союзником, вооружив его конкретными мультимедиа-ресурсами, пригодными для использования на учебном занятии, и методиками их применения, можно надеяться на успешное развитие на новой технологической базе педагогических технологий.

Использование мультимедиа-технологий в обучении обычно рассматривается в четырех основных направлениях:


  • компьютер и мультимедиа-технологии как объекты изучения;

  • компьютер и мультимедиа-технологии как средства представления, хранения и переработки учебной информации;

  • компьютер как средство организации учебного взаимодействия студентов;

  • компьютер как средство управления учебной деятельностью студентов.

Мультимедиа как форма представления информации разных видов, расширяет возможности организации учебной деятельности. Мультимедиа-ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед преподавателем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» занятий и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации несут с собой новые виды учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У преподавателей появляется возможность создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа-ресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

При использовании мультимедиа-ресурсов на занятии преподаватель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия со студентами (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм; варьирование поля самостоятельности студентов, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля студента, предоставление студенту возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия студентов между собой.

Неслучайно в практике все шире применяются такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых используются возможности глобальных сетей, коллективное участие в электронных конференциях, поиск мультимедиа-ресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций и т.п. При желании преподаватель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры по коллективному решению задач на основе общения, опосредствованного компьютером, между отдельными студентами, группами студентов, параллельными группами. Использование же интерактивной доски поможет ему значительно интенсифицировать и сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усиливает эмоциональную составляющую учебного процесса, позволяет по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность студентов, делает ее привлекательной для них.

Наиболее часто в научных и учебно-методических публикациях описываются убедительные примеры управления учебно-познавательной деятельностью (оперативный контроль, направленный на активизацию внимания, на этапе изложения нового материала; интерактивное взаимодействие с компьютером на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, умений и навыков; текущий контроль на промежуточных этапах и итоговый контроль достигнутых результатов; коррекция как самого процесса обучения, так и его результатов на основе переструктурирования и дозировки учебного материала).

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанных на насущных потребностях студентов. Только в случае высокой мотивации студентов к использованию мультимедиа-ресурсов, возможно результативное обучение целенаправленному использованию образовательного потенциала таких ресурсов. Для того чтобы определить характер обучения приемам работы с мультимедиа-ресурсами необходимо рассмотреть специфику мотивации поведения студентов при работе с мультимедиа-информацией.

Понятием мотив обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступка и поведения человека. Мотив - это желание удовлетворить какую-то потребность.

Мотивация играет важную роль в процессе обучения, и является ключевым фактором успешного обучения. Мотивация определяется совокупностью убеждений и взглядов студента в таких вопросах, как его собственный процесс обучения, поведение преподавателя, академические требования, качество учебных материалов и роль занятий. Исследования подтверждают, что применение мультимедиа-ресурсов в обучении стимулирует мотивацию обучаемых. Образовательные средства мультимедиа могут пробуждать в студентах азарт к обучению и любопытство, а также помогают им формировать умозрительные образы и модели. Таким образом, в большинстве случаев применение мультимедиа положительно сказывается на мотивации студентов. Однако средства мультимедиа - не панацея, и, как и всякий учебно-методический аппарат, они не могут с равным успехом быть эффективны одновременно для всех студентов.

Достаточно сложная структура мотивации, побуждающая студента к учению, обусловлена относительно постоянным и независящим от конкретной ситуации мотивом - изучить определенную область науки, окончить колледж. Такие мотивы относительно постоянны, и, следовательно, при определенных внешних воздействиях они могут изменяться. Подобные факторы имеют непосредственное отношение к процессам реализации и использования мультимедиа-ресурсов в обучении, поскольку уровень овладения техническими средствами для работы с информацией и использования образовательного потенциала мультимедиа-ресурсов дает студентам возможность в будущем продолжить свое образование и получить престижную профессию.

В начальный период работа студентов с мультимедиа-ресурсами носит, в основном, информативно-коммуникативный характер. Первоначальным мотивом выступает потребность получения новой, не слишком содержательной и достоверной информации. Как правило, подобная мультимедиа-информация не требует никакой критической переработки и осмысления. Далее в качестве основного мотива начинает выступать потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющих обмениваться информацией.

Современные компьютерные средства привлекают большинство обучаемых богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации о любимых музыкальных группах, музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о домашних животных, о жизни других людей. Разброс поиска очень велик.

Использование мультимедиа-ресурсов способствует развитию у студентов желания пробовать все новые и новые решения, при условии, что преподаватель обеспечивает должную поддержку.

Внутренняя мотивация, обуславливаемая чувством удовлетворения от процесса обучения, а не только от внешних поощрений, увеличивает индивидуальную вовлеченность студента в процесс обучения и способствует улучшению результатов обучения. Одним из интересных открытий является тот факт, что поощрения могут скомпрометировать заинтересованность, если начальный интерес в поощряемой деятельности высок, а поощрение получить настолько просто, что это кажется нечестным. Если же начальная заинтересованность не столь высока, то легкое поощрение может увеличить интерес и, таким образом, положительно сказаться на эффективности. Примечательно, что функционирование многих современных мультимедиа-средств обучения основано на учете данного фактора.

Существует достаточно много естественных мотивационных аспектов при работе с мультимедиа-ресурсами. Практически у каждого студента существует желание иметь свой собственный мультимедийный сайт в сети Интернет. Кроме того, студенты с удовольствием используют электронную почту и чат. Такие сервисы Интернет обеспечивают студентов особыми способами коммуникативного общения, дают возможность обрести новых друзей, самовыразиться, заявить о себе, используя для этих целей элементы мультимедиа-технологий.

Повышению активности студентов в процессе обучения и более эффективному процессу усвоения новых знаний и технологических приемов способствует использование в мультимедиа-ресурсах различных проблемных ситуаций. Дело в том, что перед пользователями, работающими в реальных компьютерных сетях, проблемные ситуации возникают достаточно часто. Так, например, студенты могут осознавать, что перед ними открыт огромный объем мультимедиа-информации, но при ознакомлении с ним они могут не уложиться в то время, которое отведено для информационного взаимодействия. При этом, имеющихся у студентов умений поиска и переработки информации оказывается недостаточно, возникает проблемная ситуация и, как следствие, потребность совершенствовать подобные навыки и умения, прибегая к помощи преподавателя.

Наличие и потребность в решении проблемных ситуаций также является одним из мотивов работы студентов с мультимедиа-ресурсами. Проблемность ситуации заключается в том, что студенты заинтересованы в получении необходимой мультимедиа-информации за как можно более короткий временной отрезок. Для этого преподавателю необходимо научить студентов планировать время работы, обучить различным способам решения одной и той же задачи, приемам работы с поисковыми системами и каталогами, умению критически оценивать получаемую мультимедиа-информацию.


Мультимедиа и традиционные формы обучения
Использование мультимедиа-технологий может породить новые формы организации учебной деятельности в колледже. В то же время такие технологии могут повысить эффективность и форм обучения, ставших традиционными, к которым, в первую очередь, необходимо отнести аудиторные занятия. Использование мультимедиа-технологий в условиях аудиторных занятиях имеет свои положительные и отрицательные стороны, требующие более детального рассмотрения.

К достоинствам аудиторной организации обучения относят:



  • экономическую выгоду (по сравнению с индивидуальным обучением);

  • организационную упорядоченность системы обучения и руководства ею (четкость и непрерывность учебного процесса);

  • систематический и планомерный характер предъявления учебного материала;

  • возможность сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, оперативно переходить от одних форм к другим;

  • стимулирующее влияние группового коллектива на учебную деятельность каждого студента на основе знания преподавателем индивидуальных особенностей студентов, а студентами друг друга;

  • своеобразное соревнование между студентами при коллективном характере работы на учебном занятии;

  • возможность специализации преподавателей в рамках предметного обучения;

  • тесное сочетание обязательной учебной деятельности с различными видами внеурочной работы.

К числу основных недостатков относят:

  • ориентацию на среднего студента, в результате которой создаются трудности при обучении слабых студентов и происходит задержка развития сильных;

  • преобладание однообразного, неиндивидуализированного характера идейно-эмоционального воздействия на студентов со стороны преподавателя;

  • как правило, стандартное построение занятий в течение всего периода обучения;

  • преобладание фронтальных форм работы при изложении нового материала;

  • ограниченные возможности для применения коллективных форм учебной работы;

  • невозможность «досрочного» изучения материала сильными студентами.

Обучение студентов большинству учебных дисциплин в рамках аудиторных занятий идет в специальных аудиториях. Основной формой организации обучения является учебное занятие. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов занятий и их модулей. Мультимедиа-технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления дидактических поисков.

Современные мультимедиа-технологии позволяют говорить о предметном занятии в компьютерном классе, с интерактивной доской.

Преподаватель на таком занятии, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями мультимедиа-технологий. Для этого необходимы, прежде всего, мультимедиа-ресурсы, которые можно легко встраивать в структуру занятия.

К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов и мультимедиа-ресурсов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать преподавателю такие мультимедиа-ресурсы, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в учебное занятие, проводимое в условиях существующей классно-урочной системы.

В настоящее время наиболее доступными мультимедиа-средствами обучения являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски.

Несмотря на все сказанное технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер, мультимедиа-ресурсы и интерактивная доска позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех занятий.

Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п.

Мультимедиа-технологии позволяют сделать студента не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить учебные занятия.

Похожую картину можно наблюдать и при изложении учебного материала самим преподавателем у классной доски. Если к тому же материал приходится сразу записывать, то у студента зачастую ускользает и его понимание. Хорошо известно, что оперативно поставленные текущие контрольные вопросы, на которые по ходу занятия студентам необходимо давать ответы, значительно повышают качество обработки и усвоения воспринимаемой ими информации.

В условиях традиционных аудиторных занятиях эффективность такого дидактического приема, к сожалению, не велика - преподаватель физически не может быстро обработать и оценить ответы студентов. Совсем другое дело, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы рассчитаны на компьютерную обработку. Преподаватель получает возможность оперативно отслеживать «средний процент понимания» и вносить в ход занятия необходимые коррективы. Более того, по окончанию занятия можно отследить и оценить работу каждого студента. Таким образом, мультимедиа-технологии позволяют инициировать и стимулировать внутреннюю активность студентов даже в условиях применения объяснительно-иллюстративного метода.


Каталог: netcat files -> File
File -> Отчет о выполненной работе по соглашению №14. В37. 21. 0041 от 6 июля 2012 года
File -> Научно-образовательный материал Н2-78 6 Выполнение поискового научного исследования: «Мониторинг комплекса проблем, связанных с компьютерной и/или Интернет-зависимостью московских школьников»
File -> Методические рекомендации включают 3 основных направления
File -> Семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения»
File -> -
File -> Учебное пособие «Психология молодежного предпринимательства»
File -> К указаниям начальника Главного военно-медицинского управления
File -> Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования
File -> Программа вступительных испытаний предмету по предмету «История» включает следующие разделы: древнейшая история человечества
File -> О выявлении компонентного состава переводческой компетентности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница