Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии



Скачать 361.5 Kb.
страница1/5
Дата21.05.2016
Размер361.5 Kb.
  1   2   3   4   5
Тема: Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии.
Слово «психология» в переводе с греческого означает – «наука о душе», т.к. «психе»- душа, «логос»- учение. Психология – это наука изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика – это особое свойство головного мозга человека, заключающееся в способности получать информацию от окружающего мира, создавать образ объективного мира и на основе этого регулировать свое поведение и деятельность.

Психология зародилась в недрах философии 2,5 тысячи лет назад и основоположником ее считают древнегреческого философа Аристотеля, который написал трактат «О душе». Душой в то время называли все непонятное необъяснимое в человеке «душа просит, тоскует, радуется», что душа способна любить и ненавидеть, чувствовать и терпеть. Аристотель говорил, что душа состоит из 3-х частей: растительная, которая отвечает за рост и физическое развитие ребенка; животная, которая отвечает за инстинктивное поведение человека( плотские желания, естественные и материальные потребности); разумная, которая отвечает за интеллект и умственное развитие. От того, какая часть души развита лучше, такова личность, характер и поведение человека. Большой вклад в развитие психологии как науки внесли Платон, Демокрит, Гиппократ, Фрейд, Юнг, Выготский, Павлов, Теплов, Эльконин, Давыдов, Мухина, Венгер и др.

Психология как наука развивалась по этапам: 1. Психология как наука о душе.2. Психология как наука о сознании. 3. Психология как наука о поведении. 4. . Психология как наука о психике.

Основные отрасли психологии: зоопсихология – изучает особенности психики животных; детская психология – изучает психику и условия формирования личности детей; социальная – изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами; педагогическая – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; музыкальная психология – изучает особенности восприятия музыки и обучения музыкальной грамоте; психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков; медицинская – изучает психологические особенности поведения врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии; юридическая – изучает психологические особенности поведения преступников, следователей, адвокатов, проблемы формирования личности преступника; экономическая – рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека ( психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.); военная – изучает поведение людей в условиях боевых действий и имеющих оружие; патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад личности при различных формах мозговой патологии; парапсихология - изучает экстрасенсорные способности (ясновидение, телепатию и т.д.)

Знать психологию учителю надо для того, чтобы понимать законы развития личности ребенка и учитывать их при разработке содержания обучения, подбора методов и приемов обучения, способов взаимодействия. Учителю надо знать, как работает память и внимание, какими категориями мыслит ребенок, каковы особенности его воли, каков темперамент и характер, какие чувства испытывает ребенок. Изучение и учет индивидуальных психологических особенностей учеников позволит учителю понять и развить нужные качества личности ученика и затормозить негативные проявления в характере воспитанника, чтобы достичь положительных результатов в обучении и воспитании. Знание психологии поможет учителю более глубоко понять значение различных форм и методов обучения, применять их осознанно, отбирать наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию ученика.




Тема: Понятие темперамент. Типы и их характеристика. Учет темперамента в работе с детьми.

Темперамент – это врожденные индивидуальные особенности человека, которые определяют динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, который под темпераментом понимал преобладание определенной жидкости в организме человека («темпе» - с греческого «жидкость» ). Преобладание крови (сангвис) – сангвинический темперамент, преобладание слизи (флегма) – флегматический, преобладание желчи (холе) - холерический, преобладание черной желчи ( мелайн холе) – меланхолический. Иван Петрович Павлов изучал Высшую нервную деятельность коры больших полушарий и пришел к выводу, что основу темперамента составляют не наличие жидкости в организме, а особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Но он оставил названия темпераментов принятых Гиппократом, т.к. типы Высшей нервной деятельности соответствуют типам темперамента. Гиппократа. Холерик (безудержный тип ВНД, преобладает возбуждение над торможением, ) – подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, а в критические моменты – высокая концентрация сил. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным и высокомерным. Нет душевного равновесия, бурно реагирует на все, чувства глубоки и постоянны, взгляды устойчивы, прямолинейны и сообразительны, вспыльчивы и резки, работоспособны. (Пушкин, Петр 1,Бетховен, Лист, Байрон, Айвазовский). Сангвиник (сильный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – высокая психическая активность, быстрая реакция, богатство мимики, она подвижная и выразительная, контактен и общителен, высокая сопротивляемость трудностям, уравновешен. Обычно приподнятое настроение, быстро и эффективно мыслит, большая работоспособность, легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, непостоянен в привязанностях, мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности, глубоких мыслей, может развиться поверхностность и непостоянство (Суворов, Наполеон, Екатерина 2, Марк Твен, Моцарт, Прокофьев, Вивальди, Бомарше). Флегматик (инертный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – медлителен и нетороплив, долго думает и что - то делает, устойчив в настроении, спокоен, слабо проявляет эмоции и чувства, мало активен, уравновешен. Всегда спокоен, медлителен, маловпечатлителен, удовлетворен окружающим миром, долго обучается, но помнит выученное долго. Редко выходит из себя, чувства возникают медленно, но сохраняются долго (однолюб), мимика и жесты невыразительны, упорный труженик, всегда доводит дело до конца, терпелив и выдержан, не любит быть в центре внимания, может сформироваться лень равнодушие (Кутузов, художник Глазунов, Гайдар, Бородин, Поленов). Меланхолик (слабый тип ВНД) – сдержанность речи и движений, неактивен, раним, пессимист, впечатлителен и замкнут, быстро утомляется. Высокочувствителен и раним, стеснителен и осторожен, реакция внешне заторможена, а внутренне очень чувствителен, ему трудно долго на чем-то сосредоточиться, сильные воздействия могут вызвать тормозные реакции, тревожен, боязлив, не очень контактен, скрытен и иногда мстителен (Шопен, Сибелиус, Есенин, чехов, Гоголь, Чайковский, Левитан).Учет темперамента в работе с детьми. Стараться у холериков развить тормозные реакции, его нельзя часто критиковать, делать замечания мягко, но настойчиво, требовать хорошего выполнения работы и он сделает, покричит, но сделает, он не любит однообразной и кропотливой работы. У меланхоликов развивать доброжелательность, с ними надо быть мягким и тактичным т.к. чрезмерная строгость и резкое повышение требований затормаживает их деятельность и снижает работоспособность. Они обучаются долго, быстро устают, по этому надо чаще менять вид деятельности. У флегматиков следует развивать активность и не допускать безразличия к своей деятельности, проявлять терпение, т.к. они долго учатся и переучиваются, вялы и пассивны, могут заниматься неинтересным делом и доведут его до конца. У сангвиников тормозить беззаботность и беспечность, учить заниматься неинтересным делом и доводить его до конца, формировать усидчивость, терпение и не переоценивать свои возможности.

Тема: Понятие о воле. Функции воли. Волевые качества личности: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, терпение и др. Пути формирования воли.
Воля – это сознательная деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Препятствия к достижению цели – это материальные условия, природа, противодействия других людей, лень, плохое настроение, чувство страха и т.п. Преодоление препятствий требует от человека волевого усилия – это состояние нервно-психического напряжения физических, умственных, моральных сил человека в конкретный момент или ситуации. Воля проявляется не только в умении что–то захотеть и достигнуть, но и в умении отказаться от чего–либо, если это нужно ( от курения). Воля проявляется в 3 функциях: регулирующая – человек сам регулирует свое поведение ( можно делать, но я не буду), здесь воля проявляется в форме воздержания; стимулирующая – человек преодолевает внутренние препятствия и противоречия, стимулируя себя (не хочу, но надо делать), воля проявляется в форме внешнего поступка; задерживающая – проявляется в форме сдерживания нежелательных физиологических проявлений (дыхания, терпение боли, жажды, голода), эта функция проявляется в форме торможения. Решающую роль в волевых действиях играет 2 сигнальная система, т.е. слово, обусловленное словесными указаниями («иди и делай» или самоприказ – «не делай этого»). В каждом волевом действии выделяют 2 этапа: Подготовительных, где происходит осознание цели и желание ее достичь, осознание возможностей ее достижения, борьба мотивов (зачем мне это нужно), принятие решения о возможных действиях в достижении цели. Исполнительный этап – осуществление принятого решения и самооценка выполненного действия. Исполнение решения может иметь форму внешнего действия – поступка и воздержания от внешнего действия (не делает). Волевые качества личности. Решительность- способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без задержки переходить к их выполнению. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам, выполнять принятые решения без чужого влияния. Настойчивость – способность доводить начатое дело до конца. Целеустремленность – подчинение своего поведения достижению устойчивой, жизненно важной цели, готовность отдать этому все свои силы и способности. Смелость – отсутствие боязни принять на себя ответственность за принятое и выполненное решение. Мужество – это готовность идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам. Выдержкаспособность постоянно контролировать свои действия и поступки, воздерживаться от плохих поступков.

Пути формирования воли.

1. Организация деятельности (трудовой, учебной, спортивной, игровой, творческой и т.п.) в процессе которой ребенок учится преодолевать препятствия и делать волевое усилие.

2. Личный пример взрослых и в первую очередь родителей и учителей.

3. Знакомство с правилами и нормами поведения, нравственными ценностями через беседы, литературу, дискуссии по проблемам и т.п.

4. Самовоспитание – это упорная работа по формированию полезных волевых качеств. Ученик должен знать, что маленькая победа над собой делает из него человека.


Тема: Понятие способностей. Виды способностей: общие и специальные. Уровни развития способностей: склонности, одаренность, талант, гениальность. Пути развития способностей.

Способности – это индивидуально психологическое качество человека, позволяющее успешно выполнять определенные виды деятельности. Основные критерии способностей: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Способности – это не знания, умения и навыки, это только возможность их приобретать и наращивать. Способность можно обнаружить только в деятельности. Физиологической основой способностей являются наследственные предпосылки – задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств. Выделяют следующие виды способностей:

- Общие (они есть у всех людей) это уровень активности, внимание, воля, уровень интеллекта, точность движений, физические качества, восприятие и т.п.

- Специальные – это способности, необходимые для осуществления определенных видов деятельности (музыкальные, танцевальные, к рисованию, пению, спортивные).

- Профессиональные – обеспечивающие успех в профессии (педагогические, конструктивные, технические, экономические и т.п.).

- Творческие – позволяющие создавать новое, иногда ранее не существующее. Они проявляются в любой деятельности: в научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и т.п.



По уровням развития способности бывают:

- одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая быстрое и успешное овладение деятельностью, когда другие люди еще не освоили ее. Одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей.

- Талант – высокий уровень развития – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества в процессе деятельности.( талантливый врач, художник, композитор, педагог и т.п.). И.Репин считал, что талант – это награда за каторжный труд. Талантливые люди требовательны к себе, самокритичны, способны ставить себе новые цели и задачи.

- Гениальность – наивысший уровень развития способностей, она обеспечивает достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение. Творения гениев опережают эпоху и время на 100 – 200 лет и по этому иногда гениев не замечают и не понимают.

Пути развития способностей.

1. Усвоение накопленного человечеством культурно-исторического опыта, знаний и умений

( обучение и самостоятельное учение, посещение концертов, музеев, выставок).

2. Создание развивающей среды (музыкальные инструменты, краски, спортивное оборудование).

3.Обучение и воспитание у хороших педагогов.

4. Организация деятельности ( занимаются музыкой, поют, рисуют, танцуют и т.п.).

5. Индивидуальный подход к ребенку с учетом темперамента, характера, склонностей, задатков.

6. Самовоспитание, саморазвитие собственных способностей, умений и навыков.

7. Формирование устойчивых интересов у детей, их углубление и расширение.


Тема: Понятие оптимального концертного состояния. Компоненты состояния: физиологический ( хорошая подготовка, самочувствие), мыслительный ( представление программы, волевое сосредоточение), эмоциональный. Подготовка к концерту.

Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть музыканту на экзамене, зачете, необходимо быть в состоянии концертной готовности. Концертное состояние – это зафиксированное сознанием человека ощущение благополучия, комфорта в тех или иных подсистемах организма. Оно выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей концертной ситуации и среде. Психологические параметры оптимальной концертной готовности соответствуют боевому состоянию у спортсменов. Оптимальное концертное состояние включает в себя несколько компонентов:



Физический компонент: это хорошая физическая подготовка музыканта, певца, хореографа. Это сила, выносливость, хорошее соматическое здоровье, расслабление мышц рук, плеч и ног, чтобы предупредить мышечные зажимы в кистях, плечах, ногах, грудных мышцах. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыканта возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука и т.п. Рекомендуется эти ощущения запоминать, чтобы иметь возможность перед выступлением их воссоздать. Чтобы иметь хорошую физическую форму надо заниматься игрой на инструменте по 3-4 часа в день, но с перерывами, а также заниматься бегом, плаванием, футболом. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления, которая состоит из мыслительного компонента, включающий в себя: 1. Знание и четкое представление себе программы выполняемых движений и слуховых образов. 2. Волевое сосредоточение внимания на предстоящем действии ( игре, пении, танце), которое позволит музыканту, артисту перенести все то, что было сделано в предварительной работе во внешний план, т.е. показать свою работу зрителям, слушателям. Этого можно достичь ежедневными упражнениями концентрации внимания на слуховых ощущения ( произведение звучит в голове), хорошим знанием музыкального произведения, внутренней установкой на цель профессионального обучения и на исполнение произведения в нужном образе. Погружение в слуховую материю происходит с помощью упражнений: пропевание мелодии без музыкального сопровождения, пропевание вместе с инструментальным исполнением, пропевание вместе с мысленным проигрыванием произведения с фиксацией внимания на двигательных ощущениях прикосновения к клавишам или струне, где проверяется свобода движения и наличие ненужных зажимов. Ежедневно играть так, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, легкое – приятным. Для выявления ошибок в исполнении следует играть с закрытыми глазами, с отвлекающими факторами и помехами, выполнять определенные движения (повороты, 50 прыжков или 30 приседаний, а потом играть и т.п.) Надо представить себя со стороны: как вы выглядите на выступлении, стоите, играете, какие звуки издает ваш инструмент. Можно использовать прием ролевого погружения, когда вы себя видите на концерте в роли великого музыканта и представляете, что это не вы играете, а он, небоящегося выступлений, скопировать его манеру игры поведения. Сенсорные системы (слуховые, двигательные, мышечные) и мысленные представления работают в единстве. Эмоционально – волевой компонент характеризуется ощущением эмоционального подъема и вдохновения, складывающегося из предвкушения предстоящего успешного выступления, желания играть для других людей. Удачному выступлению сопутствуют приподнятое настроение, особый боевой настрой, хорошее самочувствие и отношения с окружающими. Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с отсутствием тревоги и беспокойства, скованности и застенчивости. Чтобы сформировать у себя эмоциональную устойчивость нужно как можно чаще выступать перед публикой, тогда музыкант не будет бояться сцены, зрителей, научится спокойно реагировать на неудачи и критику, у него сформируется адекватная самооценка своей деятельности. Волевое поведение проявляется в умении заставить себя преодолеть страх и выступить перед слушателями, проявлять упорство и настойчивость, выдержку и самообладание, т.е. преодолевать трудности внешнего и внутреннего плана на пути достижения цели. Для успеха в выступлении музыканту необходимо научиться приводить себя в состояние комфорта и благополучия.

Тема: Общее понятие о памяти. Виды памяти: двигательная, словесная, слуховая, эмоциональная, долговременная, кратковременная, непроизвольная и произвольная. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Память – это отражение прошлого опыта, то, что видел, слышал, чувствовал, делал и воспринимал человек раньше. Память состоит из образов тех предметов и явлений, которые человек воспринимал раньше, а сейчас мысленно воспроизводит с помощью представлений. Представления бывают зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными, двигательными и эмоциональными. У обычных людей образы представлений бледнее и отрывочнее, чем у музыкантов, художников и хореографов, у них представления очень яркие, точные, полные. Если бы не было памяти, то человеку пришлось каждый день учить одно и тоже, и он бы находился в состоянии новорожденности. Физиологическую основу памяти составляют временные связи в коре больших полушарий между новым и тем старым материалом, который уже имеется в сознании человека. Эти связи называют ассоциациями, они бывают простыми: - по смежности, когда запоминается предмет и явление, который находится рядом с уже знакомым или следует за ним;- по сходству, запоминаются предметы и явления, имеющие сходные признаки и свойства (запомнить номер телефона по дню рождения или имя человека по именам знакомых людей);- по контрасту и противоположности (если человек чистюля, он запомнит, что было грязным и где было грязно). Ассоциации бывают сложными, когда человек запоминает материал, понимая его смысл и назначение. Виды памяти: двигательная – это память на движения рук, ног и тела. Словесная - запоминает стихи, теоремы, т.е. словесную информацию. Эмоциональная - запоминает эмоции, настроение, чувства. Образная – это память на образы: слуховые – запоминает то, что слышал (музыкальное произведение, голос любимого человека); зрительные – запоминает то, что видел (лицо человека, его одежду); вкусовые – запоминает то, что ел; обонятельные – запоминает то, что вдыхал, нюхал. Долговременная память – запоминает на долго и помнит информацию с первого класса. Кратковременная - память на короткое время, ответил и забыл. Непроизвольная – информация запоминается сама собой, без волевого усилия и цели запомнить. Произвольная – чтобы запомнить информацию, человек ставит цель и проявляет волевое усилие, заставляет себя выучить и запомнить. Процессы памяти: запоминание – это процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей, переживаний. Сохранение – удержание в сознании заученного и переработка того, что запомнилось. Сохранить информацию помогают частые повторения и упражнения (таблица умножения). Воспроизведение - избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека или обстоятельствами. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии объекта (я это уже где то видел). Забывание – это избирательное стирание информации в результате длительного времени или психической травмы. Не всегда желательный, но неизбежный процесс. Существует два рода памяти: видовая, присущая всем людям и индивидуальная, присущая только данному человеку (ведущая слуховая или зрительная, или двигательная). Объем памяти – это количество информации, которую может воспроизвести человек после непосредственного восприятия (у взрослых 7-8 объектов). Точность – идентичность воспроизводимого материала, отсутствие искажений. Быстрота – это время или число повторений, необходимое для полного и правильного запоминания. Феноменальная память отличается скоростью, точностью запомненного материала. Условия успешного запоминания: 1.Постановка цели (что запомнить), мотивы (зачем надо запоминать). 2. Установка на длительное запоминание. 3. Осмысление материала, разбивание его на смысловые части, связывать новый материал, с уже заученным. 4. Повторять материал через 24 и 48 часов два раза в день: утром и вечером по 10 минут в течение 4-х дней. 5. Повторять отдельные части материала. Особенности запоминания:1. Лучше запоминается материал, который вызывает эмоции. 2. Новая информация по объему не должна превышать 30% всего материала. 3. Заучивать нужно с перерывами и промежутками по 5-10 минут, а работать по 20 минут. 4. Нужно повторять вечером то, что выучил утром. 6. Запоминать материал нужно с помощью ассоциаций.


Каталог: posobia
posobia -> Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
posobia -> Учебное пособие в помощь студентам
posobia -> Учебное пособие для студентов педагогических вузов
posobia -> Учебное пособие для студентов психологических специальностей Балашов 2007 ббк 88. 40я73 С44
posobia -> Психология травматического стресса
posobia -> Учебное пособие для студентов направления 100100. 62 «Сервис» Профиль «Информационный сервис»
posobia -> Педагогическая система развития вербальных творческих способностей дошкольников
posobia -> Учебное пособие разработал
posobia -> Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями
posobia -> Учебное пособие разработал


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница