Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 01. 01 «Русская литература»



страница1/3
Дата22.05.2016
Размер309 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Г.Ф. Ромашкина/

__________ _____________ 2011 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.01.01 «Русская литература»


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Л.С. Кислова /

«______»___________2011г.


Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы_____________Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 23 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Е.Н. Эртнер/

«______»___________ 2011 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук

17.06.2011 Протокол №3

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/

«17»ИЮНЯ 2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/М.Р. Сорокина /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы

Л.С. Кислова


СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.01.01 «Русская литература»

Тюменский государственный университет

2011

Кислова Л.С. СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.01.01 «Русская литература». Тюмень, 2011, 23 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Гендерный анализ текста [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол. н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Кислова Л.С., 2011.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – изучение отечественной женской литературы как культурной парадигмы и гендерный анализ произведений современных авторов.

В настоящее время гендерные исследования все шире включаются историками и культурологами в арсенал творческих лабораторий.

Гендерные исследования – сравнительно новая отрасль обществознания, сформировавшаяся в последние десятилетия ХХ века. Центром их внимания является пол человека. Однако в противовес классической философии и феминологии гендерные исследования реализуют новый подход в понимании пола, что нашло свое отражение в формировании аналитической категории «gender» (социокультурный пол). Этот термин должен подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Гендер – понятие, которое используется для обозначения социальных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола. Гендерология – это научная дисциплина, изучающая, каким образом тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также какого рода последствия это распределение имеет для них. В России гендерные исследования проводятся с начала 90-х годов ХХ в. Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических категорий, связанных с традиционными проблемами личности, социальных групп, общества в целом, так и общественную практику, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений. Гендерные исследования испытывала значительное влияние новейших философских разработок, влияние постмодернистской эстетики. Они явились результатом определенного переосмысления движения и идеологии феминизма.

В качестве методологических оснований гендерных исследований можно обозначить следующие положения.



  1. Отношения женщин и мужчин, будучи по своей природе биологическими, в обществе становятся социокультурными и функционируют на новой, социальной основе. Таким образом, социальное становится определяющим для биологического.

  2. Женщина и мужчина – не только биологические, но и культурно-исторические феномены. Их отношения не статичны, поскольку являются изменяющейся реальностью.

Особое внимание уделяется рассмотрению современной литературы в рамках гендерного дискурса. Предполагается изучение следующих аспектов: гендер и коллективная идентичность, поиски гендерной идентичности, гендер и построение символических границ, гендерная метафоризация, гендерная асимметрия, гендер и национальная традиция.

При анализе литературного произведения в системно-целостном ключе необходимо рассматривать мужское и женское, интерпретируя эти парадигмы как доминантные. Следует также обозначить, каким образом в исследуемых текстах структурируются концепты женского.



Задачи:

  1. Охарактеризовать современную женскую литературу как культурный феномен рубежа ХХ-XXI веков и ознакомить студентов с теорией «женского письма» (Ю. Кристева, Л. Иригарэ, Э. Сиксу).

  2. Рассмотреть особенности поэтики ряда произведений современной женской литературы и специфику «женского письма» (на примере анализа текстов по выбору).

  3. Отметить наиболее репрезентативные фигуры в современной женской литературе.

  4. Проанализировать оппозиционные отношения внутри системы персонажей в произведениях, представленных новой женской литературой: мужчина глазами женщины и женщина глазами мужчины в художественных текстах рубежа XX – XXI веков.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Современные гендерные исследования» расположена в разделе «Дисциплины по выбору». Курс связан с дисциплинами «Русская литература – Актуальные проблемы современного литературоведения», «Поэтика и риторика художественного текста», «Проблемы современной текстологии».
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

В результате изучения дисциплины аспирант должен обладать следующими профессиональными компетенциями:



  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии;

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований;

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций;

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



    Знать, что «гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов неразрывно связаны с социальными, политическими, лингвистическими, литературоведческими гуманитарными теориями.

    Уметь анализировать представления о характере мужского и женского в литературе.

    Владеть навыками гендерного анализа текста.




  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, реферат, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.



  1. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



    Тема


    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Формы контроля

    Лекции

    семинарские (практические) занятия*



    самостоятельная работа*





    1

    2

    4

    5

    6

    7



Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре. Концептуальное основание философской теории феминизма. Открытие гендера и его методологическое значение

    2




    4

    Конспекты лекций, опрос по темам



Современная женская драма: тенденции развития. Драматургия Елены Греминой, Ксении Драгунской, Елены Исаевой, Ольги Михайловой, Ольги Мухиной, Надежды Птушкиной. Театр Нины Садур

    2




    4

Конспекты лекций, опрос по темам



Русская женская проза 1980-2000-х годов

    2




    4

Конспекты лекций, опрос по темам



«Взрывоопасный мир Татьяны Толстой»: гендерные стереотипы и тайна Вечной Женственности

    2




    2

Конспекты лекций, опрос по темам



Постреализм. Формирование новой системы. Антимир в художественной прозе Людмилы Петрушевской. Субъективность через коммунальность: стратегии женской идентичности. Постмодернистская драма Людмилы Петрушевской

    2




    4

Конспекты лекций, опрос по темам



«Новая мифология» Людмилы Улицкой: устойчивый гендерный конфликт и приемы гендерной метафоризации

    2




    2

Конспекты лекций, опрос по темам



Поэтика женского образа в художественной прозе и драматургии Марии Арбатовой

    2




    2

Конспекты лекций, опрос по темам



Современная женская поэзия (Екатерина Горбовская, Вера Павлова, Елена Фанайлова, Светлана Кекова). «Новая женственность» в лирике Веры Павловой. Поэтическая метафизика Елены Шварц

    2




    2

Конспекты лекций, опрос по темам



Гендерные исследования и филологическая наука



2

    4

Конспекты лекций, опрос по темам



Поэтика прозы Татьяны Толстой



2


    2

    конспекты научных статей



Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев»)



2

    2

    собеседование по теме, контрольная работа



«Жизнь – смерть – возрождение» в рассказах О. Славниковой «Басилевс» и «Тайна кошки»



2

    2

    конспекты научных статей, мини-контрольная работа, круглый стол по теме: Философская драма Ольги Михайловой («Русский сон», «Стрелец», «Жизель»)



Стратегии «женского письма»



2

    2

    собеседование по теме, доклады



Поэтика чуда в драматургии Надежды Птушкиной («Жемчужина черная, жемчужина белая», «Пока она умирала…», «Плачу вперед!», «Мисс…»)



2

    2

    мини-тестирование, собеседование по теме; презентация индивидуальных проектов по массовой женской литературе



Гендерный конфликт в драматургии Марии Арбатовой («Пробное интервью на тему свободы», «По дороге к себе», «Взятие Бастилии»)



2

    4

    конспекты научных статей, собеседование по теме «Гендерные исследования»



Феномен «женского письма» в повести М.Палей «Кабирия с Обводного канала»



2

    2

    круглый стол по теме: Постмодернистская драма Людмилы Петрушевской (цикл «Песни ХХ века»)



    Итого:

    16

    16

    76

    зачет


Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные



Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре. Концептуальное основание философской теории феминизма. Открытие гендера и его методологическое значение

    Конспекты лекций, опрос по темам

    4



Современная женская драма: тенденции развития. Драматургия Елены Греминой, Ксении Драгунской, Елены Исаевой, Ольги Михайловой, Ольги Мухиной, Надежды Птушкиной. Театр Нины Садур

Конспекты лекций, опрос по темам

    4



Русская женская проза 1980-2000-х годов

Конспекты лекций, опрос по темам

    4



«Взрывоопасный мир Татьяны Толстой»: гендерные стереотипы и тайна Вечной Женственности

Конспекты лекций, опрос по темам

    2



Постреализм. Формирование новой системы. Антимир в художественной прозе Людмилы Петрушевской. Субъективность через коммунальность: стратегии женской идентичности. Постмодернистская драма Людмилы Петрушевской

Конспекты лекций, опрос по темам

    4



«Новая мифология» Людмилы Улицкой: устойчивый гендерный конфликт и приемы гендерной метафоризации

Конспекты лекций, опрос по темам

    2



Поэтика женского образа в художественной прозе и драматургии Марии Арбатовой

Конспекты лекций, опрос по темам

    2



Современная женская поэзия (Екатерина Горбовская, Вера Павлова, Елена Фанайлова, Светлана Кекова). «Новая женственность» в лирике Веры Павловой. Поэтическая метафизика Елены Шварц

Конспекты лекций, опрос по темам

    2



Гендерные исследования и филологические науки

Конспекты лекций, опрос по темам

    4



Поэтика прозы Татьяны Толстой

    конспекты научных статей

    2



Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев»)

    собеседование по теме, контрольная работа

    2



«Жизнь – смерть – возрождение» в рассказах О. Славниковой «Басилевс» и «Тайна кошки»

    конспекты научных статей, мини-контрольная работа, круглый стол по теме: Философская драма Ольги Михайловой («Русский сон», «Стрелец», «Жизель»)

    2



Стратегии «женского письма»

    собеседование по теме, доклады

    2



Поэтика чуда в драматургии Надежды Птушкиной («Жемчужина черная, жемчужина белая», «Пока она умирала…», «Плачу вперед!», «Мисс…»)

    мини-тестирование, собеседование по теме; презентация индивидуальных проектов по массовой женской литературе

    2



Гендерный конфликт в драматургии Марии Арбатовой («Пробное интервью на тему свободы», «По дороге к себе», «Взятие Бастилии»)

    конспекты научных статей, собеседование по теме «Гендерные исследования»

    4



Феномен женского письма в повести М.Палей «Кабирия с Обводного канала»

    круглый стол по теме: Постмодернистская драма Людмилы Петрушевской (цикл «Песни ХХ века»)

    2




ВСЕГО



    76




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Русская литература – Актуальные проблемы современного литературоведения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Поэтика и риторика художественного текста

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Проблемы современной текстологии

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины

Тема 1. Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре. Концептуальное основание философской теории феминизма. Открытие гендера и его методологическое значение

Гедерные стереотипы: проблемы обусловленности, пути и способы формирования. Проблема гендерных масок.

Мужчина глазами женщины.

Гендерные стереотипы как основа конфликтов.

Проблема толерантного гендерного общения: принципы, стратегия, тактика.

Природа женщины: ментальные особенности и культурный статус. Концепция феминизма: от истоков к сегодняшнему дню. Феминистская литературная критика. Феномен женского письма и чтения.


Тема 2. Современная женская драма: тенденции развития. Драматургия Елены Греминой, Ксении Драгунской, Елены Исаевой, Ольги Михайловой, Ольги Мухиной, Надежды Птушкиной. Театр Нины Садур

Современная женская драма как культурный феномен. Сопоставительный анализ ряда произведений. Сравнение качественных особенностей женской драматургии «новой волны» и «новой драмы». Сопоставление женской и «мужской» драматургии рубежа XX-XXI веков. Определение гендерной доминанты. Рассмотрение оппозиционных отношений внутри системы персонажей в пьесах, представленных «новой драмой» и драматургией «новой волны». Специфика взаимоотношений мужчины и женщины в творчестве женщин-драматургов. Мужчина глазами женщины и женщина глазами мужчины в драматургических произведениях рубежа XX-XXI веков. Поиск толерантности как парадигмальной основы гендерных отношений. Исторический дискурс в драматургии Е.Греминой («Этюды для левой руки», «Дело корнета О-ва», «За зеркалом», «Друг ты мой, повторяй за мной», «Семейный альбом в четырех фотографиях», «Сахалинская жена», «Глаза змей»). Театр Е. Исаевой («Китайская любовь, или Хелло, Полли!», «Шестикрылая Серафима», «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе», «Первый мужчина», «Про мою маму и про меня», «Юдифь»). Философская драматургия О. Михайловой («Жизель», «Стрелец», «Русский сон», «Родная кровь»). Фантасмагорическая драма О. Мухиной («Таня-Таня», «Любовь Карловны», «Ю»). Оппозиция игра – жизнь в драматургии К. Драгунской («Рыжая пьеса», «Мужчина, брат женщины», «Яблочный вор», «Навсегда-навсегда», «Русскими буквами»). Утопическая драма Н. Птушкиной («Овечка», «Мисс...», «Брава, Лауренсия!»).



а) Исторический дискурс в драматургии Елены Греминой

История и современность. Историческая правда и вымысел. Роль личности в истории. Человек и время. Вымышленный персонаж в историческом дискурсе.

Е. Гремина «Этюды для левой руки», «Дознание через окольных лиц», «Дело корнета О-ва», «За зеркалом».

б) Философская драма Ольги Михайловой

Художественное время в драматургии О. Михайловой. Оппозиции «сон – явь», «реальность – вымысел»: система отражений. Художественное пространство: перспективные построения и зрительные иллюзии. Мир «зазеркалья». Пространство встречи и поэтика случайного в драматургии О. Михайловой.

О. Михайлова «Жизель», «Русский сон», «Стрелец».

в) Фантасмагорическая драма Ольги Мухиной

Роль оппозиции «фантазия – реальность» в драматургии О. Мухиной. Мир иллюзий и антимир в творчестве Ольги Мухиной. Система отражений. Поэтика женского образа. Роль приема контраста в драматургии О. Мухиной.

О. Мухина «Таня-Таня», «Ю».



г) Оппозиция «игра – жизнь» в драматургии Елены Исаевой и Ксении Драгунской

Оппозиция «игра – жизнь» обусловливает особую сюжетную организацию произведений Е. Исаевой и К. Драгунской. Концептуально доминирующим мотивом является мотив игры.

Функциональная и смысловая роль приема «текст в тексте», определяющего сюжетно-композиционный особенности драматургии Е. Исаевой.

Игровое пространство и открытое пространство жизни. Правила игры и законы жизни. Бинарная оппозиция «мужчина – женщина» в игровой системе координат.

Е. Исаева «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе».

К. Драгунская «Навсегда-навсегда», «мужчина, брат женщины», «Яблочный вор».



д) «Утопическая» драма. Творчество Надежды Птушкиной

Концепция любви в драматургии Н. Птушкиной. Тема судьбы в «новой драме» Н. Птушкиной. Амбивалентная оппозиция «победа – поражение». Поэтика финала. Идея «другой жизни».

Н. Птушкина «Овечка», «При чужих свечах», «Пока она умирала», «Монумент жертвам», «Плачу вперед», «Мало секса», «Жемчужина черная, жемчужина белая».

е) Театр Нины Садур

В пьесах Нины Садур мир повседневной жизни отвергается как неподлинный и несвободный. Выход за пределы реальности симулякров означает вступление в область метафизического мрака (хаоса, смерти, безумия), вступление на путь неизбежного самоуничтожения. В драматургии Н. Садур грань между «фантастикой» и «отражением реальности» несущественна, и реальность не отличима от галлюцинации. Развязка, сопряженная с разгадкой, восстанавливает ситуацию первоначальной неопределенности. Доминирующим в драматургии Н. Садур является мотив катастрофы.

Н. Садур «Чудная баба», «Группа товарищей», «Уличенная ласточка», «Замерзли», «Панночка», «Ехай».
Тема 3. Русская женская проза 1980-2000-х годов

Становление женской прозы 1980-1990-х годов: динамика, проблематика, поэтика. Эпоха манифестов. Дискуссии о месте женской прозы в русской литературе. Формирование нового типа героини и субъекта письма. Травматический субъект как открытие женской прозы 1980-1990-хх годов. Оппозиция «мужское – женское». Елена Тарасова, Светлана Василенко, Ирина Полянская, Марина Палей, Людмила Петрушевская, Нина Садур. «Женское» как языковой эксперимент. Женская проза на пути к формульности. Использование писательницами-беллетристками констант женской прозы без пафоса, характерного для «Новых амазонок» 1980-1990-х годов: Виктория Токарева, Людмила Улицкая. Женская проза XXI века (2000-е годы). Перформативность «женского». Категории «детского» в женской прозе 2000-х годов (Екатерина Садур, Ирина Денежкина, Лулу С., К.Букша). Литературный трансвестизм: «женское письмо» как игровое моделирование другого (Мария Рыбакова, Катя Ткаченко, Валентин Черных, Оксана Робски). Дамский роман 2000-х годов: формула женского счастья. Русский гламурный роман (Оксана Робски, Татьяна Огородникова). Женский психологический детектив. Женский иронический детектив. Типичные черты женского письма: автобиографичность, телесность, специфическая женская речь, мелодраматическое начало.



«Новые амазонки» в поисках гендерной идентичности

Репрезентация женского в новой российской женской прозе, как и в классическом феминизме, приобретает характеристики женского биологического. Эта репрезентация осуществляется через противопоставление с мужским. Рассматривается сформировавшийся в период появления «Новых амазонок», субъект письма, утверждающий женское как травматическое. Позиционирование телесности, интимности, биологической принадлежности, подавляемых в официальном советском дискурсе, становится основой состоятельности женской литературы конца 1980 – 1990-х годов. Яростное разрушение мифов о мужественности и женственности. Оппозиции: активность – пассивность, сила – слабость, интеллект – эмоции, дух – тело, определенность – неопределенность, герой – жертва, связанные с традиционным представлением о мужском и женском, опрокидываются в русской женской прозе конца ХХ века. Разрушение оппозиций позволяют качествам, традиционно приписываемым женщине, проецируются на мужскую ментальность. В прозе этого времени миф о женщине как жертве доведен до предела и культивируется своеобразное наслаждение от страданий.

С. Василенко «Шамара», «Звонкое имя», «Хрюша», «Суслик», «Дурочка», И. Полянская «Чистая зона», «Предлагаемые обстоятельства», «Прохождение тени», «Читающая вода», Л. Ванеева «Венецианские зеркала», М. Палей «Кабирия с Обводного канала», Е. Тарасова «Не помнящая зла».
Тема 4. «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой»: гендерные стереотипы и тайна Вечной Женственности

«С феминистской точки зрения, вопрос не в том, написана ли книга женщиной, отражает ли ее жизненный опыт, и не в том, как она соотносится с творчеством других женщин, но более в том, насколько возможно прочтение этой книги с феминистских позиций» (Н. Фурман «Политика языка»).

Более пристальное рассмотрение прозы Т. Толстой открывает разнообразие женских характеров, объединенных авторским стилем, но не их «природой»; их разнородными функциями в различных контекстах. В текстах Т. Толстой присутствует выраженная интертекстуальность и особенности оценочного голоса самого повествователя. Героини Т.Толстой существуют в орбите событий, имеющих отношение к интеллекту, морали, красоте, способности чувствовать, профессии, однако в прозе Т.Толстой неизменно существует другой, скрытый аспект, усложняющий образы. Женская красота, ее вожделенность, отношение героини к гендерным маскам, неустанно навязываемым социумом – основные вопросы, которые продолжают волновать представителей феминизма, – получают различное толкование в произведениях Толстой, в зависимости от конкретного рассказа и от функции в нем женского персонажа. Оксюморонные мезальянсы и разрушение гендерных клише.

В произведениях Т. Толстой «…пересматриваются закосневшие представления, регулирующие отношения между полами типа: «женская сущность может реализоваться только в замужестве», «каждый имеет право на личное счастье», то есть брак непременно связан с одомашниванием, «семейный очаг свят», для женщины красота и неприступная добродетель – пропуск в мир счастливого супружества и т.д. (Е. Гощило «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой». Екатеринбург, 2002. С. 75).

Т. Толстая. Рассказы «Охота на мамонта», «Поэт и муза», «Огонь и пыль», «Милая Шура», «Соня», «Лилит».
Тема 5. Постреализм: формирование новой системы. Антимир в художественной прозе Людмилы Петрушевской. Субъективность через коммунальность: стратегии женской идентичности

Семантика художественного пространства определяет утрату чувства реальности в человеке конца советской эпохи, приводящую к разрушению самой реальности. Нарушается взаимосвязь бытового, социального, культурного, природного пространств. Трансформируется ценностности предметно-вещной среды. Явная неукорененность человека в современном мире, его перемещение в бесконечности пространства. В бытовых конфликтах проявляются глобальные процессы – одиночество, любовь, смерть, предательство. В сюжетах преобладают фабульные повторы, алогизм, «очаговая» конфликтность. Персонажи Л. Петрушевской воплощают психологические, социальные и архетипические функциональные предназначения и имеют оппозиционную природу: мать – дитя, мужчина – женщина, муж – жена, свекровь – невестка. Локальные конфликты неизменно перерастаю в глобальные.

Интертекстуальный подход позволяет выделить в текстах произведений Л. Петрушевской уровень событийного сюжета и уровень авторской рефлексии над ним. Событийный сюжет часто оказывается клишированным, выполняющим роль цитаты, которая деконструируется в тексте и органично встраивается в новую художественную реальность.

Статус женщины в драматургии Л. Петрушевской. Бинарная оппозиция «мужчина – женщина» как концептуальная доминанта. Быт и бытие в художественной прозе Л. Петрушевской. В произведениях Л. Петрушевской границы замкнутого мира семьи, в котором существуют герои, расширяются, а локальный жизненный опыт одного человека становится достоянием всего общества, позволяя примеривать ситуацию «катастрофы» на все человечество в целом. Мотив отчуждения в прозе Петрушевской пронзителен и структурно связан с мотивом нищеты. Система мотивов в произведениях Л. Петрушевской. Мотив «любовь – ненависть», характерный для творчества Л. Петрушевской, как правило, является определяющим в константном для произведений Л. Петрушевской сюжете «таинство любви – таинство рождения». Героини Л. Петрушевской разбивают традиционный стереотип «женского счастья» и создают его новую модель.

Л. Петрушевская. Сборники рассказов «Реквием», «В садах других возможностей», «Тайна дома», повести «Такая девочка, совесть мира», «Время ночь», «Маленькая Грозная».

Постмодернистская драма Людмилы Петрушевской

Л. Петрушевская. Цикл «Песни ХХ века» («Песни ХХ века». «Что делать!» «Опять двадцать пять». «Мужская зона». «Сцена отравления Моцарта». «Аве Мария, мамочка»)

Драматургия русского феминистского постмодернизма. Анализ пьесы «Мужская зона».

«Л. Петрушевская в пьесе «Мужская зона» обращается к самым радикалистским формам постмодернистского искусства… Она избирает своим методом шизоанализ… и одновременно осуществляет деконструкцию классических текстов (Шекспира, Пушкина)… и деконструкцию имиджей реальных исторических лиц (Ленина, Гитлера, Бетховена, Энштейна), создает комедийно-абсурдистский бриколаж» (Скоропанова 1999: 412].

Выразительным средством деконструкции имиджа героев становится игра с половой принадлежностью персонажа. Однако и «мужской шовинизм» у Л. Петрушевской – лишь конкретизированное выражение отрицания любого типа тотальности, предпочтение ему особого, женского типа разума и соответственно культурного контекста, в котором принцип «удовольствия» преобладает над принципом «реальности». Возникновение бинарной оппозиции «мужское – женское».

Постмодернистскую эстетику принято считать женской в противовес эстетике мужской – модернистской. Теоретики постмодернизма (Деррида, Бодрийяр и др.) настаивают на превосходстве женской эстетики над мужской.

«В «Мужской зоне» Перушевской фаллократизм как метафора тоталитарно-авторитарного типа культуры, типа мышления и сознания отвергается, высмеивается. Мужское и женское утрачивают свою жесткую оппозиционность, обретают в пьесе трансагрессивный характер» (И. С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. М., 1999. С. 418).

Оппозиция «мужское – женское», таким образом, нейтрализуется, воплощается в игровом дискурсе, в терминах вызова и стратегии видимостей. Ж. Бодрийяр и Ж. Деррида о женской принадлежности постмодернистской эстетики.


Тема 6. «Новая мифология» Людмилы Улицкой: гендерные стереотипы и приемы гендерной метафоризации

Художественное время в прозе Л. Улицкой. Оппозиции «сон – явь», «реальность – вымысел»: система отражений. Художественное пространство: перспективные построения и зрительные иллюзии. Мир «зазеркалья». Пространство встречи и поэтика случайного в произведениях Л. Улицкой. Поэтика женского образа. Роль приема контраста в прозе Л. Улицкой. Миф о семье в творчестве Л. Улицкой. Гендерные стереотипы и приемы гендерной метафоризации. Мотив материнства. Мотив родства по выбору.

Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Девочки», «Сонечка», «Сквозная линия», «Казус Кукоцкого», «Искренне Ваш Шурик», сборники рассказов «Первые и последние», «Бедные родственники».
Тема 7. Поэтика женского образа в прозе и драматургии Марии Арбатовой

Героиня М. Арбатовой разрушает сложившиеся стереотипы женского счастья и создает его новую модель. В творчестве Арбатовой демонстрируются особые взаимоотношения внутри семейного круга и совершенно иная роль женщины в обществе.



Драматургия М. Арбатовой.

В отечественной драматургии последних десятилетий практически впервые предпринимается попытка продемонстрировать женский характер оппозиционного склада. Пьесы М. Арбатовой формируют особый тип героя, созвучный новому времени. Тип женщины, вступающей в противоборство с вечными мифами общества. Гендерный конфликт в драматургии М. Арбатовой носит, по существу, мировоззренческий характер и не сводится только к системе традиционных противоречий в отношениях мужчины и женщины.

М. Арбатова «Виктория Васильева глазами посторонних», «Уравнение с двумя известными», «Сны на берегу Днепра», «Сейшен в коммуналке», «Взятие Бастилии», «Дранг нах вестен», «Семинар у моря», «Пробное интервью на тему свободы», «По дороге к себе».

Художественная проза М. Арбатовой.

Конфликтные ситуации в художественной прозе М. Арбатовой. Стремление героини к абсолютной самореализации, к духовному прорыву и миру с собственным «Я». Сознательное разрушение матримониальных отношений как тормозящих процесс самореализации. Эксцентричные поступки героини М. Арбатовой – особая форма протеста против несовершенства окружающего мира. Новаторские принципы создания женского образа, воплощенные в художественной прозе М. Арбатовой.

В произведениях М. Арбатовой не демонстрируется распространенная упрощенная модель взаимоотношений, основу которой составляет лишь вечное противостояние мужского и женского начал, а рассматривается иной, более высокий уровень их взаимодействия. Автобиографический дискурс в произведениях М. Арбатовой.

М. Арбатова «Мне сорок лет», «Прощание с ХХ веком», «Меня зовут женщина», «Мобильные связи», «На фоне Пушкина… и птичка вылетает…», «Визит нестарой дамы», «Семилетка поиска».


Тема 8. Современная женская поэзия (Екатерина Горбовская, Вера Павлова, Елена Шварц, Елена Фанайлова, Светлана Кекова). «Новая женственность» в лирике Веры Павловой. Поэтическая метафизика Елены Шварц

Соединение натуралистических деталей и абсолютной духовности, возвышенного женского очарования. Женское видение мира. Женская биология и женская тайна. Категория «новой женственности» и выраженная телесность, выступающая доминантой в интерпретации темы любви. Отсутствие запретов, прямое и иносказательное обозначение определенных женско-телесных практик. Тленность тела и сопряженность телесности и смерти. Лирическая ситуация в стихах В. Павловой характеризуется камерностью и связана с определенным топосом – пространством комнаты. Афористическая природа поэзии В. Павловой. Осознанное включение в художественную реальность физиологической конкретики как объекта лирической рефлексии. Лирическая героиня В. Павловой: преодоление границ собственного одинокого «Я». Мотив биологического сестринства в лирике В. Павловой.

Доминантная роль категории телесности в художественной философии Е. Шварц. Телесность придает романтико-символистской модели мира в поэзии Е. Шварц релятивность. Непосредственная связь тела с мирозданием, с высшими силами. «Телесность поэтической метафизики Шварц демонстративна и вызывающа – почти на грани возможного… Именно тело у Шварц знаменует высшую целесообразность бытия – парадокс же в том, что реализуется эта целесообразность через образы, вызывающие устойчивую ассоциацию с болью, слабостью и немощью человеческой…» [Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В конце века (1986-1990-е годы). Книга 3. М., 2001. С. 35-36].

Неразделимость жизни и смерти в поэзии Е.Фанайловой. В центр мироздания выступает не человек как таковой, а именно его слабость, немощь и абсолютная беспомощность. Барочность как род романтической иронии. «Нерасторжимое единство кошмара и иронии. Плавный переход барочности в постмодернистский поиск компромисса между хаосом и космосом» [Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. С.35]. Гротескное совмещение абстрактности и конкретности, красоты и безобразия, дня и ночи, света и мрака, божьего и дьявольского, жизни и смерти, вечности и мгновения.

Е. Горбовская. Сборник стихов «Первый бал» и др.

В. Павлова. Сборники стихов «Небесное животное», «Второй язык», «Линия отрыва», «Четвертый сон».

Е. Шварц. Сборники стихов «Западно-восточный ветер», «Дикопись последнего времени».

Е. Фанайлова. Сборник стихов «С особым цинизмом»

С. Кекова. Циклы «Халкидонские лилии», «Солдатская трава».
6. Планы семинарских занятий

Тема 9. Гендерные исследования и филологическая наука


  1. Англо-американское феминистское литературоведение (1970-1980-е гг.).

  2. Французский «интеллектуальный феминизм» (1980-1990-е гг.).

  3. История феминизма в России.

  4. Гендерные исследования в российском литературоведении.

  5. Время манифестов: становление новой женской прозы.

  6. Травматический субъект как открытие новой женской прозы 1980-1990-х гг.

Литература

  1. Абашева М. П., Воробьева Н. В. Русская женская проза на рубеже ХХ–XXI веков: учеб. пособие по спецкурсу. ПГПУ. Пермь: ГОНИЦАА, 2007. 176 с.

  2. Жеребкина И. Гендерные 90-е, или Фаллоса не существует. СПб., 2003. 256 с.

  3. Иригарэ Л. Пол, который не единичен // Гендерные исследования. 1999. № 3 (2/1999). С. 64-71.

  4. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.

  5. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. С. 5-17.

  6. Савкина И. Л. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – М. : НЛО, 2007. – 416 с.

  7. Сиксу Э. Хохот Медузы // Гендерные исследования. 1999. № 3 (2/1999). С. 71-89.


Тема 10. Поэтика прозы Татьяны Толстой

  1. Сюжет, пространство и время в романе «Кысь».

  2. Роман «Кысь» как антиутопия.

  3. Мотив «мир-библиотека»: соотношение устного слова и письменного текста.

  4. «Мужское» и «женское» в рассказах Т. Толстой.

  5. Мотивы любви и смерти в рассказах Т. Толстой.

  6. Синдром «непрожитой жизни».

  7. Система персонажей. Функции имен собственных.

  8. Гендерные маски и разрушение гендерных клише в рассказах Т. Толстой.

Художественные тексты

Т. Толстая. Поэт и муза. Охота на мамонта. Огонь и пыль. Милая Шура. Кысь.



Литература

  1. Гощило Е. Взрывоопасный мир татьяны Толстой. Екатеринбург, 2000. С. 74-89.

  2. Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя. № 7. 1988. С. 226-228.

  3. Богданова О. Интертекст в рассказах Татьяны Толстой // Мир русского слова. № 3. 2002. С. 81-85.

  4. Богданова О. Современный литературный процесс. СПб., 2001. С. 16-41.


Тема 11. Концепция «живой жизни» в прозе Дины Рубиной («Высокая вода венецианцев»)

  1. Мотив путешествия в повести Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев».

  2. Образ города в повести Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев». Венеция как «гео-этническая панорама».

  3. Мотивы смерти и катастрофы.

  4. Мотивы преодоления и забвения.

  5. Художественное время-пространство.

  6. Оппозиция «мужчина-женщина» в художественной системе Д. Рубиной.

  7. Гендерная самоидентификация героини в повестях Д. Рубиной. Поэтика женского образа.

  8. Карнавальное мироощущение в повести Д. Рубиной.

  9. Вещные образы в тексте Д. Рубиной.

Художественные тексты

Д. Рубина. Маленькая повесть «Высокая вода венецианцев».



Литература

  1. Александров Н. Взгляд с Масдичной горы [Электронный ресурс]. URL:http://www.dinarubina.com/critique/provence-aleksandrov.html

  2. Арсеньев А. Белый клоун, рыжий клоун… [Электронный ресурс]. URL:http://polit.nnov.ru/2003/12/29/clown/

  3. Басинский П. И смешно, и грустно [Электронный ресурс]. URL:http://www.dinarubina.com/critique/basinsky2005.html

  4. Кислова Л. Испанская тема в художественной прозе Д. Рубиной («Последний кабан из лесов Понтеведра», «Воскресная месса в Толедо») // Литература и культура в современном гуманитарном знании: Материалы Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2005. Ч. 2. С. 37-41.

  5. Кислова Л.С. «Итальянский текст» в художественной прозе Д. рубинной («Высокая вода венецианцев», «Вилла “Утешение”») // Современная русская литература: Проблемы изучения и преподавания: Сб. статей: в 2 ч. Пермь. 2007. Часть 2. С. 257-262.

  6. Серго Ю. Поэтика межъязыкового диалога в романе Д.Рубиной «Последний кабан из лесов Понтеведра» // Современная русская литература: Проблемы изучения и преподавания: Сб. статей: в 2 ч. Пермь. 2007. Часть 2. С. 95-102.


Тема 12. «Жизнь – смерть – возрождение» в рассказах О. Славниковой «Басилевс» и «Тайна кошки»

  1. Образ «роковой женщины» в рассказе О. Славниковой «Басилевс». Поэтика женского образа.

  2. Предметно-вещный мир в рассказе.

  3. Хронотоп. Отношения героини и времени.

  4. Система оппозиций: жизнь – смерть, молодость – старость.

  5. Мотив возрождения. Образ чучела.

  6. Поэтика финала.

  7. Смысл заглавия.

Художественные тексты

Славникова О. Басилевс, Тайна кошки (сборник «Любовь в седьмом вагоне»)



Литература

  1. Александрова Т. Ольга Славникова и Дмитрий Быков [Электронный ресурс] // Зеленая лампа. Литературный дискуссионный клуб. URL:http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?ID=2523

  2. Басинский П. шок и натиск. Ольга Славникова об уральских хитниках // Российская газета. № 5. С. 14.

  3. Беляков С. Ольга Славникова. Жизнь насекомых [Электронный ресурс] // Частный корреспондент. URL:http://www.chaskor.ru/article/olgaslavnikova_zhizn_nasekomyh_ 9606

  4. Беляков С. Оптические эффекты. Заметки о творчестве О.А. Славниковой // Урал. 2002. № 4. С. 236-246.

  5. Беляков С. Цветок зла. О рассказе Ольги Славниковой «Басилевс» // Новый мир. 2007. № 4. С. 187-189.

  6. Вежлян Е. Эксперимент с форматом // Знамя. 2009. № 5. С. 225-226.

  7. Володихин Д. Глоток надежды // Знамя. 2009. № 5. С. 222-224.

  8. Галиева Ж. граница между небом и землей // Вопросы литературы. 2009. № 6. С. 127-141.

  9. Елагина Е. постижение прозаичности // Нева. 2007. № 2. С. 217-219.

  10. Ермолин Е. Время правды пришло // Новый мир. 2001. № 11. С. 182-186.

  11. Касымов А. Нетерпение бумаги // Знамя. 2000. № 10.

  12. Кучерская М. Ольга Славникова. Старшее поколение провоцирует творческий климакс у молодых [Электронный ресурс] // Полит.ru. URL:http://www.polit.ru/culture/2006/03/07/slavnikovaint.html

  13. Лукьянин В. Непрочитанная Славникова // Дружба народов. 2000. № 12. С. 196-199.

  14. Пчелкина К. Большой русский роман, или холодная скука. Ольга Славникова «2017» [Электронный ресурс] // Журнал Drugie. URL:http://www.drugaya.ru/content/doc765.html

  15. Рахаева Ю. Беседа с Ольгой Славниковой // Дружба народов. 2009. № 6. С. 213-219.

  16. Ремизова М. Мнимые величины // Новый мир. 2006. № 9. С. 168-174.

  17. Цыбульский В. Засада в полосе отчужденья [Электронный ресурс] // Газета.ru. URL:http://www.gazeta.ru/culture/2008/10/16/a_2857727.shtml




Каталог: files
files -> Рабочая программа дисциплины «Введение в профессию»
files -> Рабочая программа по курсу «Введение в паблик рилейшнз»
files -> Основы теории и практики связей с общественностью
files -> Коммуникативно ориентированное обучение иностранным языкам в Дистанционном образовании
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница