Рабочая учебная программа по курсу «Теория и история исполнительского искусства» для аспирантов исполнительских отделений



Скачать 317.5 Kb.
страница1/6
Дата21.05.2016
Размер317.5 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская академия музыки им. Гнесиных

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«Теория и история исполнительского искусства»
для аспирантов исполнительских отделений

МОСКВА 2008
Рабочую программу составил Бычков Ю.Н., канд. искусствоведения, и.о. профессора РАМ им. Гнесиных
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе


Согласовано

Заведующий кафедрой



Пояснительная записка


Курс теории и истории исполнительского искусства читается в течение второго года занятий в аспирантуре Российской академии музыки для аспирантов исполнительских отделений. Это авторский курс, не имеющий прецедентов в системе российского музыкального образования. Новизна его состоит, прежде всего, в систематической разработке основных вопросов теории исполнительского искусства, трактуемых в культурологическом контексте, а также в комплексном изложении истории исполнительства, ориентированном не на отдельную исполнительскую специальность (вокал, фортепиано, скрипка, баян или другой инструмент), а на музыкальное исполнительство в его совокупности с выходами как на начальные стадии его развития, так и на современную музыкальную жизнь.

ЦЕЛЬЮ данного курса является дать аспирантам культурологическое представление об исполнительстве как форме музыкальной деятельности в её соотнесении с деятельностью композитора и музыкального слушателя, рассмотреть принципиальные вопросы развития исполнительского искусства, проанализировать новые формы исполнительства, сформировавшиеся в ХХ веке (и продолжающие формироваться и утверждаться в настоящее время).

Курс рассчитан на один учебный год. Занятия лекционные – 70 часов. Кроме того предусмотрены индивидуальные консультации, необходимость которых вытекает из того, что слушатели представляют различные формы исполнительства (вокалисты, дирижеры, исполнители на различных инструментах) и им необходимо дать указания по изучению и осмыслению теоретических и исторических аспектов исполнительства в соответствующей сфере.

Тематический план курса





№№ тем


Наименование разделов и тем

Кол-во лекционных

часов

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ




Тема 1


Понятие о музыкальной культуре. Роль музыки в жизни общества.

2




Тема 2

Структурные характеристики музыкальной культуры

4




Тема 3

Массовая музыкальная культура ХХ века

2




Тема 4

Академическое музыкальное искусство. Его природа и роль в музыкальной культуре

4




Тема 5

Музыкальное любительство и художественная самодеятельность. Музыкальный профессоинализм и его социокальтурные функции

2




Тема 6

Общественная музыкальная среда. Музыкальное произведение и проблема его идентичности

6




Тема 7

Виды музыкальной деятельности. Композитор, исполнитель, слушатель

4



РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО




Тема 8

Исполнительский характер музыкального искусства. Место исполнительства в системе музыкальной коммуникации

2




Тема 9

Теоретические основы художественной интерпретации. Интерпретация музыкального произведения

2




Тема 10

Эстетика исполнительского искусства. Исполнительский стиль. Факторы его формирования

2




Тема 10а

Высотное интонирование

??



РАЗДЕЛ 3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА




Тема 11

Интонационные основы музыкального искусства. Система исполнительских музыкальных средств

2




Тема 12

Исполнительский темп и ритм. Агогика, её исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы

4




Тема 13

Громкостная динамика и тембр как средства исполнительской выразительности

4




Тема 14

Уровни интонирования музыкального текста: артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы

6




Тема 15

Орнаментика в музыке разных стилей

2



РАЗДЕЛ 4. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА ИСПОЛНИТЕЛЯ




Тема 16

Личность исполнителя. Психологические основы исполнительского процесса

4




Тема 17

Художественная культура исполнителя

2



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА




Тема 18

Первичные формы музыкального исполнительства. Исполнительство в античный период и в средние века

2




Тема 19

Исполнительское искусство XVII-XVIII веков

2




Тема 20

Музыкальное исполнительство XIX века

2




Тема 21

Развитие исполнительства в России

2




Тема 22

Музыкальное исполнительство ХХ века

6







Обзор изученного материала. Консультации

2




ИТОГО

70






Содержание курса



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница