«Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»



Скачать 174.29 Kb.
Дата12.05.2016
Размер174.29 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Котовска Тамбовской области



На тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Проект разработала: Дзюба Елена Николаевна,

учитель музыки МОУ СОШ №1 города Котовска

г. Котовск 2008г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. В Новом Государственном стандарте начального общего образования по искусству сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности», начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. В связи с этим комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием разностороннего и гармоничного развития личности подрастающего человека.

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед школой, а музыкальное искусство, уроки музыки способствуют творческому (креативному) развитию ребёнка. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Программа развития МОУ СОШ №1 г. Котовска определяет общую стратегию развития школы и действия по её реализации. Я в свою очередь стараюсь внести индивидуальный вклад в развитие школы по приоритетным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Так как цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю, то в основе моей педагогической концепции – формирование духовности и культуры школьников, инициативности, толерантности, самостоятельности, способности к успешной социализации – определены как важнейшие задачи образовательного процесса.

В процессе работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка. В своей работе я столкнулась с тем, что у детей вызывает затруднение умение словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии, существует реальная необходимость развивать у детей практику высказываться о музыке, нужна специальная работа по обогащению лексического состава речи учащихся начальных классов. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, мало бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что нужно разбудить интерес ребёнка к самому себе, сделать творческую деятельность потребностью, развивать творческие и личностные способности детей, расширять их кругозор.

Поэтому я выбрала темой своего педагогического проекта « РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКАХ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» и считаю это направление своей работы одним из самых перспективных.

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь В Ы Б Р А Н Н О Й Т Е М Ы :


Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проект направлен на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ». Особое внимание в этом документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности.

Следует так же отметить, что именно уроки музыки способствуют развитию креативного (творческого) потенциала младших школьников. Активное участие ребёнка в разных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные способности (ритм, слух, память), даёт шанс ребёнку попробовать свои силы. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и живое воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а так же обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Музыкально-творческая деятельность даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делая их духовно богаче в целом.


Н О В И З Н А О П Ы Т А:


В рамках данного проекта сделана попытка систематизировать, обобщить и уточнить основные приёмы и особенности развития креативного потенциала и творческой активности у детей младшего школьного возраста как непосредственно на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Произведена коррекция основной программы посредством использования серии оригинальных игр и введения системы творческих заданий, целостно развивающих личность школьников.

П Р О Т И В О Р Е Ч И Я :


Движущими силами в реализации данного проекта являются противоречия, возникающие в процессе педагогической деятельности на уроках музыки. Основное противоречие состоит в несоответствии выдвигаемых в ходе обучения новых познавательных и творческих задач уже имеющемуся уровню знаний и умений учащихся в интеллектуальном развитии в целом. На практике это противоречие ориентируется на «зону ближайшего развития» ученика и позволяет ставить такие познавательные задачи и выдвигать креативные идеи, которые ученик может расширить, привлекая своё творческое воображение.

Другое противоречие связано с противопоставлением новых образовательных потребностей ученика старым возможностям их удовлетворения.

Следующим существенным противоречием является пространственно-временная ограниченность групповой формы обучения в противовес желанию преподавателя найти индивидуальный подход к каждому ученику.

И, наконец, хочется упомянуть противоречие между необходимостью охватить большой объём материала и ограничением количества часов музыки в учебном плане, что неизбежно ведёт к сокращению числа творческих заданий, используемых на каждом занятии.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:


Организация процесса совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников в рамках рассмотрения творчества как комплекса интеллектуальных и личностных особенностей школьников в ходе генерирования ими оригинальных идей и поиска нешаблонного пути их реализации.

Т И П О Л О Г И Я П Р О Е К Т А :


В соответствии с характером разрабатываемой проблемы данный проект можно определить как ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ и предусматривающий совместную групповую работу учителя и учеников. По характеру поисковой деятельности проект носит ТВОРЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ и разрабатывается как МОНОПРЕДМЕТНЫЙ. Что касается продолжительности исследования, то сроки его исполнения варьируются в рамках от одного года до четырёх лет, то есть это ДОЛГОСРОЧНЫЙ проект, рассчитанный на детей младшего школьного возраста.

Ц Е Л И П Р О Е К Т А :


В соответствии с Методическим письмом Министерства образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях», ОСНОВНУЮ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА можно сформулировать следующим образом: ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ, ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К МИРУ МУЗЫКИ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ И ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ПРОШЛОГО. Так же предусматривается выполнение следующих целей:

1) развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

2)воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

3)освоение учащимися целостной картины мира, в которой синтезируются познавательные, творческие и эстетические аспекты;

4)овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания;

5)формирование музыкально-релаксационной культуры.


З А Д А Ч И П Р О Е К Т А :


Главная задача проекта: на уроках музыки не только давать детям знания, умения и навыки, но и создавать условия для развития и повышения уровня креативности детей через систему творческих заданий. Так же существуют другие задачи проекта:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

*формировать у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни и других составляющих эстетической культуры личности.

*формировать знания учащихся о музыке, первоначальные представления о языке музыкального искусства

*формировать образно-слуховые представления о гармонии музыки со звуками и образами природы

*формировать установки на творческое, эмоциональное освоение музыки

ОБУЧАЮЩИЕ:

*учить детей слушать и переживать услышанную музыку


*учить умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о её эмоциональном восприятии

*знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, способствовать развитию танцевально-игрового творчества

*учить детей воспринимать окружающую действительность через мир слова, музыки, хореографии и живописи

*способствовать выполнению разнообразных музыкально-терапевтических упражнений, использующих целительные возможности музыки.



РАЗВИВАЮЩИЕ:

*развивать музыкальные способности детей: слух, ритм, память.

*развивать художественное воображение, эстетический вкус, творческую фантазию путём выполнения творческих заданий.

*способствовать развитию творческой самореализации, раскрытию способностей детей.



ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

*воспитывать любовь к Родине, родной природе, окружающему миру, русской культуре

*воспитывать музыкальные интересы и вкусы детей

Г И П О Т Е З А :


ТВОРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МУЗЫКИ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ПОЛНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННИХ КРЕАТИВНЫХ СИЛ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗВИТИЮ ИХ ФАНТАЗИИ, ВООБРАЖЕНИЯ, АРТИСТИЗМА, ЭМОЦИЙ, ИНТЕЛЛЕКТА, ТО ЕСТЬ, РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВАЖНЫХ ДЛЯ ЛЮБЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К А Я О С Н О В А П Р О Е К Т А


В настоящее время стоит отметить несколько основных программ по музыке для начальной школы, в которых важное место отводится адаптации креативного потенциала младших школьников. Это такие программы как «Музыка» Д. Б. Кабалевского, «Музыка» Ю.Б.Алиева, «Музыкальное искусство» Л.Школяр, В.Усачёвой, «Музыка» Е.Критской, Г.Сергеевой, Т.Шмагиной, «Музыка» Т.И.Баклановой.

Д.Б.Кабалевский в своей программе на первый план выдвигает высокое этическое начало, стремление найти индивидуальный подход к каждому ученику, привить эстетический вкус, чувство добра и красоты. Это по его мнению наивысшее проявление креативного потенциала школьника, его творческого начала. В программе Л.Школяр и В.Усачёвой новаторски рассматривается методика импровизации, ломаются устоявшиеся представления о характере музыкального материала, предлагаемого для прослушивания и исполнения на уроках музыки. В основе данной методики лежит образный подход, стремление превратить однообразный материал в более привлекательный и интересный, что вызывает у школьников подъём творческих сил и в полной мере раскрывает их креативный потенциал. Хотелось бы так же отметить программу Ю.Б.Алиева, в которой особое внимание уделяется формированию у детей любви к музыке, потребности в общении с ней. Данная цель достигается с помощью таких форм музыкально-творческой деятельности как импровизация, вокальное интонирование, музыкально-пластическая деятельность. Подобную методику также предлагает Е.Критская, однако в её программе акцентируется сфера исполнительской деятельности учащихся посредством развития у школьников навыков хорового пения и инсценирования песен, музыкально-ритмических движений в совокупности с освоением элементов музыкальной грамоты. Автор считает, что творческое начало у детей наиболее ярко проявляется в размышлениях о музыке, рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинениях и эссе о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах. Подчёркивая особые целительные силы музыки, Т.Бакланова в своей программе «Музыка» опирается на музыкально-релаксационную культуру посредством освоения учениками элементарных приёмов снятия психологического и мышечного напряжения с помощью разного рода музыкально-терапевтических упражнений креативного характера. Авторская методика, положенная в основу программы Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству», представляет собой серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре вокальной, исполнительской, актёрской, изобразительной и исследовательской видов деятельности.

Комплексно проанализировав все вышеизложенные источники, я хотела бы расширить список уже известных форм и методов творческих заданий своими собственными разработками в области технологии становления креативности учащихся младших классов и представить ориентировочный план решения проблемы проекта.

П Л А Н И Р У Е М Ы Е П У Т И Р Е Ш Е Н И Я П Р О Е К Т А


Предполагается, что образовательные потребности учащихся на уроках музыки должны реализовываться через систему творческих заданий. Специфика заданий обусловлена психологическими, интеллектуальными художественными параметрами младшего школьного возраста. с целью развития креативного потенциала школьников, повышения у них интереса к предмету, а также активизации познавательной деятельности, предусматривается использование различных передовых образовательных технологий, таких, как технология развивающего обучения, технология личностного ориентирования, проектная и информационная технологии. Особое внимание нужно уделить здоровьесберегающей технологии, так как забота о здоровье детей – первостепенная задача каждого педагога. Следует чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление, учитывать изменения голосового аппарата у детей.

Современные интерактивные технологии играют важную роль в плане разработки наглядных материалов и заданий креативного типа. С помощью ИКТ создаются различные карточки-задания, пособия, тесты, буклеты, мультимедийные презентации и слайдшоу.

Новые приёмы обучения призваны разнообразить жизнь школьника, развивать его внутренний мир и определять пути его успеха. Поэтому на мой взгляд, урок должен быть построен на основе использования разнообразных методов и форм работы. Так, при изложении нового материала, я использую диалогические формы работы, методики и материалы, построенные на интеграции различных культур, методы стилевого подхода и проблемного обучения, а так же творческий метод. Для того, чтобы все школьники были вовлечены в совместный творческий процесс и учились самостоятельно добывать знания, я практикую методы ассоциативного восприятия, звуковой аналогии, двигательного уподобления, эмоциональной драматургии и зрительной наглядности. Использование метода импровизации и сценического движения позволяет поднять исполнительское мастерство детей на более высокий уровень, научить их держаться на сцене во время внеклассных мероприятий. Метод художественно-творческого и образного моделирования активизирует воображение и креативное представление учащихся. Атр-терапевтические методы способствуют гармонизации личности школьника с природной и социальной средой, с их помощью можно научить школьников чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, выявлять характерные особенности своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности. В рамках арт-терапевтических методов предусматривается использование вокалотерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, дыхательной музыкотерапии, цветотерапии, улыбкотерапии.

В процессе выявления и развития креативного потенциала учащихся предусматриваются различные формы учебных занятий: типовые уроки, включающие в себя объяснения и практическую деятельность, комплексные уроки (музыкальное рисование, цветовое и словесное моделирование, написание творческих работ, игра, импровизация). Разная зона ближайшего развития детей, и, как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний, музыкальные способности и подготовка приводят к тому, что на моих уроках класс делится на несколько творческих групп. Ученики выполняют разного рода творческие задания, развивающие и дополняющие друг друга. Это даёт возможность каждому ребёнку проявить себя и быть активным на уроке.

Руководствуясь проблемой проекта, я закладываю в основу взаимодействия с классом «педагогику сотрудничества», которая обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Я стараюсь уделить внимание каждому школьнику и так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы все оказались вовлечёнными в процесс творческой деятельности. На уроках предусматривается использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы. Так как креативные способности могут развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, на создание нового и оригинального, то в процессе реализации проекта предусмотрено применение приёмов «обмена мнениями» и «размышления вслух». Широко применяются эвристическая беседа, дискуссия, творческие импровизации и игры.

В ходе работы над проектом создана серия оригинальных творческих заданий и игр, целостно развивающих креативный потенциал личности школьников: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», «Дыхательно-игровая гимнастика», караоке-разминка, интересные игры-распевки собственного сочинения.



«Музыкальная копилка слов» служит для того, чтобы прослушав музыку, ученики могли в полной мере выразить словами свои чувства, эмоции, настроения. Данная игра используется для расширения лексического запаса и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей к проявлению творческого воображения.

Систематическое выполнение упражнений «Дыхательно-игровой гимнастики» обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, снимает усталость, несёт в себе гармонию и энергию, столь необходимую для поддержания творческих сил.

В вариативную часть проекта включены разнообразные арт-терапевтические упражнения, позволяющие активно развивать у ребёнка певческий аппарат, певческое дыхание, звукообразование, звуковедение, координацию слуха и голоса.

С целью закрепления материала, изученного на уроке, удобно использовать творческие домашние задания. Целью таких заданий является активизация и стимулирование креативной музыкальной деятельности учащихся во внеурочное время и вне школы. В качестве примеров творческих домашних заданий можно привести работу с буклетами, цветовое моделирование, рисование, написание небольших по объёму творческих работ и т.д.

Использование в проектной деятельности различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки у младших школьников повышает интерес учащихся к предмету, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт школьникам импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества, что напрямую согласуется с основной проблемой, целями и задачами данного проекта и позволяет на практике проверить корректность выдвинутой гипотезы.

П Л А Н И Р У Е М Ы Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы :


В ходе разработки проекта планировалось разностороннее приобщение каждого ученика к креативной деятельности в спектре вокальной, исполнительской, актёрской, литературной и изобразительной видах деятельности. С самых первых шагов проекта предполагалось проведение прослушивания детей, а также определение их музыкальных и интеллектуальных способностей, что обусловливается разным начальным уровнем музыкальной подготовки школьников. Необходимым условием реализации проекта считается наблюдение за динамикой музыкально-творческого развития (креативности), овладением творческими умениями на уроках музыки. Это осуществляется с помощью беседы с учениками на разные темы, что позволяет составить представление о кругозоре школьника, его интересах и умении общаться до начала и после завершения проекта. Письменные формы опроса, среди которых наиболее актуальной является анкетирование, помогают составить сравнительный анализ промежуточных результатов в процессе работы над проектом, с целью своевременной необходимой корректировки некоторых недостаточно детально разработанных методологических аспектов.

Так как общение с учащимися продолжается вне уроков, особое внимание в планировании результативности данного проекта уделялось подготовке школьников к внеклассным мероприятиям и разного рода конкурсам. В данном случае учитель выступает как консультант, режиссёр и член жюри при оценке результатов, что позволяет ему вести постоянное наблюдение за детьми, изучать их склонности, интересы, а также выявлять музыкально-одарённых детей.

Устойчивый положительный результат можно получить только в условиях комплексной и регулярной работы в соответствии с составленной методологической основой проекта.

Д И А Г Н О С Т И К А Р Е З У Л Ь Т А Т И В Н О С Т И П Р О Е К Т А


Проверка эффективности и результативности проекта осуществлялась с помощью диагностических контрольных заданий, которые предназначены для отслеживания роста креативного потенциала школьников по следующим компонентам:

1) Музыкальное восприятие, включающее в себя лексическую характеристику образного содержания музыкальных произведений, а так же базовые знания о средствах музыкальной выразительности.

2)Активность на уроке, то есть умение школьников своевременно и корректно выразить свою точку зрения.

3)Выполнение заданий креативного типа.

На начальном этапе реализации проекта школьникам была предложена соответствующая анкета с целью выявления уровня креативности. Та же анкета была предложена им, когда проект находился в завершающей стадии разработки для компаративного анализа и обобщения полученных результатов. Анкета включала в себя как вопросы общего характера с кратким ответом ,например: «Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?», так и вопросы открытого типа с развёрнутым ответом, например: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?», а подробный перечень вопросов анкеты приводится в приложении к проекту.

По результатам анкетирования уровень креативности повысился в среднем на 37% по сравнению с первоначальными показателями. Для выявления уровня самостоятельных возможностей и умения анализировать музыкальные средства выразительности учащимся был предложен ряд творческих заданий по характеристике новых для них музыкальных произведений. В результате 78% учащихся успешно справились с поставленной задачей, что напрямую свидетельствует о высоком уровне развития креативных способностей школьников.

И, наконец, стоит обратить внимание на факт увеличения среднего качества знаний по предмету при 100% обученности детей на 3-5%.

П О Л У Ч Е Н Н Ы Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы


Полученные образовательные результаты в целом совпадают с заранее спланированными показателями результативности. Использовав предложенные в ходе проекта методы и формы работы, касаемые увеличения креативного потенциала у детей, удалось добиться развития интереса к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для творческой деятельности у младших школьников. У учащихся выработаны прочные вокально-хоровые навыки, слушательская культура, а также навыки интерпретации музыкальных произведений.

Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки, стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс для поиска, пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества. В результате работы над проектом у школьников сформировалась творческая познавательная активность и повысилась самооценка.

Предложенные формы и приёмы организации творческой деятельности универсальны, так как их можно использовать и на других учебных предметах, поэтому данный проект интересен не только учителям музыки, но и педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, педагогам-организаторам, учителям эстетического цикла.

В процессе разработки проекта составлена серия оригинальных творческих заданий, целостно развивающих творческий потенциал личности школьника: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», « Дыхательно-игровая гимнастика», караоке-разминка и т.д. создан комплекс уроков по музыкально-релаксационной терапии « Путешествие в Волшебный мир звуков».

В рамках работы с музыкально-одарёнными детьми развивались их индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений и участия в школьных мероприятиях. Ежегодно мои ученики принимают участие в городском вокальном конкурсе «Утренняя звезда», что приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать этим детям основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности, в чём состоит моя главная задача при работе с одарёнными детьми.

Результаты проекта обобщены в виде выступлений на методических объединениях учителей эстетического цикла школы и города. Свои наработки я продемонстрировала на областном семинаре директоров школ в декабре 2005 года (открытый урок «Старинные русские праздники»); в феврале 2006 года («Музыкальный час»), а также на областном семинаре заместителей директоров школ в феврале 2007 года (участие в литературно-музыкальной композиции « С малой родиной я говорю»), на IX Международной научно-практической конференции «Развитие профессиональной компетентности и компетенции участников образовательного процесса «(был показан фрагмент открытого урока). В рамках приоритетного национального проекта «Образование» 4 октября 2007 года в нашем городе прошёл калейдоскоп открытых уроков «Лучшие учителя – образованию города Котовска», где я представила урок «Музыка осени» из цикла «Путешествие в Волшебный мир звуков».



Говоря результативности проекта в общем и целом, стоит заметить, что по данным проведённой диагностики выявлена положительная динамика развития креативного потенциала у детей младшего школьного возраста.


Каталог: docs
docs -> В сборнике представлено сокращенное изложение программ курсов, разработанных и преподаваемых членами кафедры журналистики кфу
docs -> Продуктивность реализации Программы развития учреждения
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология развития»
docs -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
docs -> Агрессивное поведение детей и подростков
docs -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников»
docs -> Консультация для родителей: «Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница