Руднев В. П. Р83 Энциклопедический словарь культуры XX века



страница1/12
Дата15.05.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
В. РУДНЕВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КУЛЬТУРЫ XX века
Ключевые понятия и тексты
АГРАФ
МОСКВА 2001
Предисловие автора ко второму изданию
Первое издание настоящего словаря, выходившее двумя тиражами в 1997 и 1999 гг., привлекло к себе внимание публики и прессы. Автор благодарен читателям и критикам за те фактические замечания, которые были ими сделаны в рецензиях и устных отзывах. Большинство из этих замечаний автором учтены и указанные фактические ошибки исправлены.
Что касается самого главного идеологического замечания в адрес первого издания словаря, замечания, касающегося авторской субъективности в отборе словарных статей, то здесь автор остался верен своему взгляду на вещи, суть которого в двух словах выражается в том, что объективность это не более чем род авторитарной иллюзии. Поэтому в новом расширенном издании словарь стал еще более субъективным.
Здесь к написанным 140 статьям добавилось еще 30:
"Беги, Лола", "Блоу-ап", влечение к смерти, деперсонализация, "Золотой век", истерия, комплекс кастрации, лингвистика языкового существования, "Логико-философский трактат", "Матрица", механизмы защиты, невротический дискурс, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), обсессивный невроз, обсессивный дискурс , отрицание, парадоксальная интенция, полифонический характер, "Психопатология обыденной жизни", "Фундаментальная структура психотерапевтического метода", реклама, "Семнадцать мгновений весны", стадии психосексуального развития, структурный психоанализ, "Толкование сновидений", травма, трансфер "Чапаев и Пустота", философия смерти, "Философские исследования", шизофренический дискурс.
Я желаю всем счастья.
В. Руднев

ББК67.3
Р83


Информационный спонсор — радиостанция «Эхо Москвы»
Руднев В.П.
Р83 Энциклопедический словарь культуры XX века. — М.: «Аграф», 2001.-608 с.
«Энциклопедический словарь...» Вадима Руднева, известного ученого-лингвиста и философа, является значительно расширенным и исправленным изданием ранее выпущенного издательством «Аграф» «Словаря культуры XX века», и представляет собой уникальный словарь-гипертекст, поясняющий наиболее актуальные понятия из основных областей культуры XX века: философии, психоанализа, лингвистики, семиотики, поэтики, стихосложения и литературы. Таким образом, это словарь гуманитарных идей XX столетия.
Увлекательная, остроумно написанная книга эта поможет свободнее ориентироваться в вопросах современной культуры самому широкому кругу читателей.
ББК67.3
А +
ISBN 5-7784-0176-0
© Издательство «Аграф», 2001 © Руднев В.П., 2001
Памяти моего отца Петра Александровича Руднева

ОТ АВТОРА


СОДЕРЖАНИЕ
Б
"БЕГИ, ЛОЛА"
"БЛОУ-АП"
Д
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, или психическая анестезия (anastesia psychica dolorosa)
З
"ЗОЛОТОЙ ВЕК"
И
ИСТЕРИЯ,
К
КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
Л
ЛИНГВИСТИКА ЯЗЫКОВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
М
"МАТРИЦА" (1999)
Н
НЕВРОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
О
ОБСЕССИВНЫЙ ДИСКУРС (см. также истерический дискурс, невротический дискурс, шизофренический дискурс)
ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ,
ОТРИЦАНИЕ
П
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР (см. также характерология)
"ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ" (1901)
Р
РЕКЛАМА (от лат. reclamare — выкрикивать)
С
"СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Т
"ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ" (1899)
ТРАВМА
ТРАНСФЕР (нем. — Ubertragung, франц. — transfert, русск. — перенос)
Ф
ФИЛОСОФИЯ СМЕРТИ.
"ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА" (1999)
Ч
"ЧАПАЕВ И ПУСТОТА"
Ш
ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

ОТ АВТОРА


В романе современного сербского прозаика Милорада Павича "Хазарский словарь" (здесь и далее во всех статьях нашего словаря, если слово или словосочетание выделено полужирным шрифтом, это значит, что этому слову или сочетанию слов посвящена отдельная статья—за исключением цитат), так вот, в "Хазарском словаре" Павича рассказывается история о том, как один из собирателей этого таинственного словаря, доктор Абу Кабир Муавия, стал писать по объявлениям из газет давно прошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получать ответы в виде посылок с различными вещами. Постепенно эти вещи так заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Это были, как пишет автор, "огромное седло для верблюда, женское платье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, в которой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала, одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито, старая рукопись на неизвестном ему языке [...].
Год спустя комната в мансарде была забита вещами, и однажды утром, войдя в нее, д-р Муавия был ошеломлен, поняв, что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющее смысл".
Доктор Муавия послал список вещей на компьютерный анализ, и в пришедшем ответе значилось, что все эти вещи упоминаются в утраченном ныне "Хазарском словаре".
Когда-то один умный и талантливый человек в одной и той же беседе произнес две фразы: "Не придавайте ничему значения" и "Все имеет смысл" (о различии между понятиями смысл и значение см. статьи знак, смысл и логическая семантика). Он хотел сказать, что важно не то, что люди говорят, а как и зачем они это говорят (то есть, если перефразировать это в терминах семиотики, для человеческого общения важны не семантика, а прагматика высказывания).
Добавлю от себя (хотя это давно придумали основатели психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг): если какое-то слово по случайной ассоциации влечет за собой другое слово (см. об этом также парасемантика), не следует отмахиваться от второго слова — оно может помочь лучше разобраться в смысле первого слова.
Поначалу идея словаря казалась невозможной и такой же бессмысленной, как склад вещей в комнате арабского профессора. Но, помня о том, что "ничему не следует придавать значения", в то время как "все имеет смысл", мы включили в "Словарь..." те слова и словосочетания, которые были понятны и интересны нам самим.
Словарь представляет собой совокупность трех типов статей.
Первый и наиболее очевидный тип — это статьи, посвященные специфическим явлениям культуры XX века, таким, как модернизм, трансперсональная психология, семиотика, концептуализм и т. п.
Статьи второго типа посвящены понятиям, которые существовали в культуре задолго до XX века, но именно в нем приобрели особую актуальность или были серьезно переосмыслены. Это такие понятия, как сновидение, текст, событие, существование, реальность, тело.
Наконец, третий тип статей — это небольшие монографии, посвященные ключевым, с точки зрения автора словаря, художественным произведениям XX в. Само обращение к этим произведениям правомерно, но выбор их может показаться субъективным. Почему, например, в "Словаре..." нет статей "Улисс" или "В поисках утраченного времени", но есть статьи "Портрет Дориана Грея" или "Пигмалион"? Осмелимся заметить, что эта субъективность мнимая. Для словаря выбирались те тексты, которые лучше поясняли концепцию культуры XX в., воплощенную в словаре. Например, статья о романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" включена в качестве иллюстрации важнейшей, на наш взгляд, темы разграничения времени текста и реальности как частного проявления фундаментальной культурной коллизии XX в. — мучительных поисков границ между текстом и реальностью.
Статья о пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" была включена в качестве иллюстрации того, как художественный текст опережает философские идеи — в своей комедии Шоу провозгласил, что наибольшую важность в жизни человека играет язык, что вскоре стало краеугольным камнем обширного философского направления, называемого аналитическая философия (см. также логический позитивизм, языковая игра).
Важнейшей особенностью словаря является то, что он представляет собой гипертекст, то есть построен так, чтобы его можно было читать двумя способами: по алфавиту и от статьи к статье, обращая внимание на подчеркнутые слова и словосочетания.
В словаре затрагиваются в основном следующие области культуры XX в.: философия, психоанализ, лингвистика, семиотика, поэтика, стихосложение и литература. Таким образом, это словарь гуманитарных идей XX века.
Списки литературы к словарным статьям намеренно упрощены. За редким исключением, это статьи и книги, доступные гражданам России и сопредельных государств.
Словарь предназначен в первую очередь для тех, кому дорого все, что было интересного и значительного в XX столетии.
Вадим Руднев

1

СОДЕРЖАНИЕ


А______
13 АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
14 АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО
17 АВТОКОММУНИКАЦИЯ
19 АКМЕИЗМ
23 АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
25 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
27 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
32 АНЕКДОТ
34 АТОМАРНЫЙ ФАКТ
36 АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Б______
39 "БЕГИ, ЛОЛА"
43 "БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК"
47 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
50 БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ
51 БИОГРАФИЯ
56 "БЛЕДНЫЙ ОГОНЬ"
60 "БЛОУ-АП"
В______
66 ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ
67 ВЕРЛИБР
71 ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ
73 ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ
76 ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ
79 "ВОЛШЕБНАЯ ГОРА"
85 ВРЕМЯ
Г______
88 ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
92 ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА
95 ГИПЕРТЕКСТ
99 ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
8
Д_____
102 ДЕКОНСТРУКЦИЯ
104 ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
109 ДЕПРЕССИЯ
111 ДЕТЕКТИВ
114 ДЗЭНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
117 ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО
120 ДОДЕКАФОНИЯ
122 "ДОКТОР ФАУСТУС"
128 ДОЛЬНИК
132 ДОСТОВЕРНОСТЬ
3_____
134 "ЗАМОК"
139 "ЗЕРКАЛО"
143 ЗНАК
145 "ЗОЛОТОЙ ВЕК"
И______
148 ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
151 ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
153 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
155 ИНТЕРТЕКСТ
161 ИНТИМИЗАЦИЯ
163 ИСТЕРИЯ
166 ИСТИНА
К_____
170 "КАК БЫ" И "НА САМОМ ДЕЛЕ"
173 КАРНАВАЛИЗАЦИЯ
175 КАРТИНА МИРА
178 КИНО
183 КИЧ
185 КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ
189 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
191 КОНЦЕПТУАЛИЗМ
Л______
197 ЛИНГВИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ
9
200 ЛИНГВИСТИКА ЯЗЫКОВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
204 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКА
206 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
208 ЛОГАЭДИЗАЦИЯ
211 "ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ"
215 ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
219 ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
М_____
221 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
226 "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
229 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
232 "МАТРИЦА"
234 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
237 МЕТАЯЗЫК
239 МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
242 МИФ
247 МНОГОЗНАЧНЫЕ ЛОГИКИ
249 МОДАЛЬНОСТИ
252 МОДЕРНИЗМ
256 МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Н____
258 НЕВРОЗ
260 НЕВРОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
266 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
269 НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
273 НОВОЕ УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ
276 НОВЫЙ РОМАН
278 НОРМА
282 "НОРМА"/"РОМАН"
О______
287 ОБСЕССИВНЫЙ ДИСКУРС
294 ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ
298 ОБЭРИУ
302 "ОРФЕЙ"
10
305 ОСТРАНЕНИЕ
307 ОТРИЦАНИЕ
П____
312 ПАРАДИГМА
314 ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ
316 ПАРАСЕМАНТИКА
319 "ПИГМАЛИОН"
322 ПОЛИМЕТРИЯ
324 ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН
327 ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
330 "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"
333 ПОСТМОДЕРНИЗМ
339 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
341 ПОТОК СОЗНАНИЯ
343 ПРАГМАТИЗМ
346 ПРАГМАТИКА
350 ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
353 ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ XX ВЕКА
358 ПРОСТРАНСТВО
362 ПСИХОАНАЛИЗ
368 ПСИХОЗ
371 "ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ"
Р______
376 РЕАЛИЗМ
379 РЕАЛЬНОСТЬ
382 РЕКЛАМА
387 РИТМ
С______
390 СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ
392 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИМИТИВЫ
394 СЕМИОСФЕРА
396 СЕМИОТИКА
399 "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ"
405 СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ
407 СИМВОЛИЗМ
411 СИСТЕМА СТИХА XX ВЕКА
11
416 "СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ"
418 СМЫСЛ
421 СНОВИДЕНИЕ
425 СОБЫТИЕ
427 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
429 СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
432 СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА
436 СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА
440 СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
445 СУЩЕСТВОВАНИЕ
447 СЮЖЕТ
450 СЮРРЕАЛИЗМ
Т______
454 ТЕАТР АБСУРДА
457 ТЕКСТ
461 ТЕКСТ В ТЕКСТЕ
464 ТЕЛЕФОН
469 ТЕЛО
472 ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
475 ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ
477 "ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ"
481 ТРАВМА
487 ТРАВМА РОЖДЕНИЯ
490 ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
494 ТРАНСФЕР
497 "ТРИ ДНЯ КОНДОРА"
Ф______
500 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
502 ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА
504 ФИЛОСОФИЯ СМЕРТИ
511 ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА
512 "ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"
518 ФОНОЛОГИЯ
521 ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
526 "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА"
537 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
12
X______
539 "ХАЗАРСКИЙ СЛОВАРЬ"
543 ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
546 "ХОРОШО ЛОВИТСЯ РЫБКА-БАНАНКА"
Ч______
550 "ЧАПАЕВ И ПУСТОТА"
Ш____
556 ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
569 ШИЗОФРЕНИЯ
572 "ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ"
576 "ШУМ И ЯРОСТЬ"
Э____
580 ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СЛОВА
584 ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
586 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
590 ЭКСПРЕССИОНИЗМ
593 ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Я______
597 ЯЗЫКОВАЯ ИГРА

39

Б



"БЕГИ, ЛОЛА"
— фильм Тома Тыквера, 1998 (исполнительница главной роли — Франка Потенте), один из самых культовых фильмов последнего десятилетия XX в.
Сюжет фильма может быть с большой долей условности сведен к следующему: Манни, бой-френд героини, дочери крупного банкира, должен передать своему "боссу" (видимо, зарабаты­вающему торговлей наркотиками) 100 тысяч марок. Его верная подруга Лола обычно сопровождает его в подобных предприятиях. Но на этот раз она не приходит: у нее украли мопед. "Все было так, как обычно, но только тебя не было!" — кричит ей Манни в отчаянии в телефонную трубку. В метро, увидев контролеров, он автоматически выскакивает из вагона и забывает сумку с деньгами. На его глазах ее берет странный бомж с целлофановыми пакетами. Манни должен отдать деньги ровно в полдень, и у Лолы остается всего 20 минут, чтобы спасти того, кого она любит.
Это — завязка, а развязок — три, три варианта найти выход из положения, три пути, три жизни, три реальности (см. также феноменология и событие).
Лола выбегает из дома, бросается к отцу, но тот отказывается дать ей деньги. Тогда Манни пытается ограбить универмаг, и Лола, неумело держа в руках пистолет, ему помогает. Держа в руках целлофановый пакет с деньгами, они выбегают на соседнюю улочку, где их уже ждут полицейские машины. Случайный выстрел, Лола падает. "Я не хочу умирать", — шепчет она. Цвет пакета — красный.
Лола опять выбегает из дома и опять бежит к отцу. Но денег она уже не просит: она берет родного отца в заложники, требует, чтобы ей выдали 100 тысяч марок, чудом выскальзывает из оцепленного полицией банка, но тут нарушает условие "игры". Спеша, Лола садится в красную машину скорой помощи, шофер которой предлагает подвезти ее, и эта машина насмерть сбивает Манни. Цвет пакета — зеленый.
1 Статья написана Т. А. Михайловой.
40
41
Лола опять выбегает из дома, бежит к отцу, но он уже ушел. В отчаянии она озирается, и взгляд ее падает на сверкающее здание казино. Купив на все деньги один жетон в 100 марок, она ставит на 20. Она выигрывает. Весь выигрыш она снова ставит на цифру 20 и все свое нестерпимое желание спасти Манни выбрасывает в крик, от которого падают картины со стен и раз­биваются бокалы в руках элегантных посетителей. Шарик снова останавливается на цифре 20. Лола снова бежит, но по дороге встречает все ту же красную машину скорой помощи, в которой лежит ее умирающий отец: он только что попал в аварию. Лола берет его за руку — и работа сердца восстанавливается. Тем временем Манни неожиданно встречает бомжа, взявшего пакет с деньгами. Он догоняет его, отнимает пакет, часовая стрелка подходит к 12, Манни отдает деньги "боссу". Лола подбегает к нему, и Манни нарочито спокойно говорит: "Все в порядке. Ты что, всю дорогу бежала? А что в пакете?" Пакет — золотой.
Итак, перед нами три варианта развития одной ситуации, три исхода, прожитые трижды одни и те же 20 минут. Постараемся же понять суть фильма Тыквера тремя разными способами.
Способ 1. Компьютерная игра (см. также виртуальные реальности). Яркость красок, странность вида самой Лолы (красные волосы, бледно-зеленая майка, голубые брюки), введение элементов мультипликации, условность пейзажа большого города (Берлин? Но разве реальный Берлин?) — все это создает иллюзию игры, главным действующим лицом которой уже оказы­вается как бы сам играющий. Это он, а не Лола должен успеть за 20 минут раздобыть деньги и прибежать с ними в условленное место, это он увертывается от машин, принимает внезапные решения, скрывается от полицейских. Причем если это игра, то скорее довольно примитивная игра, этакая "стрелялка" или "бродилка", где темп пальцев не менее важен, чем сообрази­тельность. И, как и положено в компьютерной игре, игроку даются "три жизни", три возможности, каждый раз начиная с одной и той же точки, достичь нужного результата. И, как в ком­пьютерной игре, он с каждым разом становится все "опытнее": Лола догадывается перепрыгнуть через парня с собакой на лестнице, уже во втором эпизоде понимает, что просить денег у от-
ца не имеет смысла, она выбирает оптимальные "микромаршруты", бежит все быстрее и быстрее, в третьем "заходе" выбирает вариант, оказавшийся выигрышным, казино, и в результате по­беждает. На этом ее бег, о котором сам Тыквер сказал, что он "объединяет в себе воедино взрыв динамики и эмоций", и который он сравнивал с "головокружительной скоростью амери­канских горок", прекращается. Игра сыграна, азарт иссяк, и Манни удивленно поправляет сбившиеся волосы Лолы: "Ты что, всю дорогу бежала?". Это звучит уже как шутка: теперь питание компьютера можно отключить.
Способ 2. Волшебная сказка (см. также формальная школа). Все начинается с "недостачи" — 100 тысяч марок. Их похитил злой волшебник, а поскольку отдать их надо "королю", который за неповиновение наказывает смертью, найти их надо во что бы то ни стало и непременно за 20 минут! Однако, нарушая правила жанра, герой Манни отправляется на поиски не сам, а посылает свою любимую, и именно перед ней открываются три дороги: по одной пойдешь — найдешь золото, но погибнешь, по другой пойдешь — найдешь золото, но погибнет твой суженый, по третьей пойдешь — найдешь и золото, и любовь. Однако считать Лолу чем-то вроде феи или чудесного помощника-протагониста мы не можем, поскольку совершенно очевидно, что эти функции исполняет другой персонаж: слепая старуха, которая молча стоит у автомата, из которого Манни в отчаянии звонит всем в поисках помощи. Лола — Анима героя, и, говоря ей: "Беги!", он бежит сам. Ее бег — это воплощенное стремление эмоций человека, находящегося на грани отчаяния. Реализацией эмоций смятенного героя и оказывается Лола, становящаяся воплощением его, как сформулировал это Юнг (см. также аналитическая психология), "психической реальности". Лола — это воплощенное желание достичь цели, эманация бессозна­тельного страха смерти, но одновременно источник жизненной силы (не случайно "недостача" произошла оттого, что рядом с героем не было Лолы). И поэтому не бегущая Лола, а он сам, его бессознательное, пытается, вначале безуспешно, раздобыть сокровище, вернуть украденное. Но эти попытки оказываются бесплодными. Только когда Манни находит своего настоящего "чудесного помощника" — слепую старуху, которая вдруг ука-
42
зывает ему на бомжа с пакетами, и когда он с поразительной легкостью возвращает утраченное, Анима-Лола возвращается к своему герою, раздобыв заодно и богатство.
Способ 3. Семантика возможных миров (см). Идее раз и навсегда заданной "судьбы" как своего рода начертанного высшим существом сценария жизни с самых древних времен проти­востояли представления о том, что в зависимости от того, как сложится картина бытия в каждую конкретную минуту (здесь и сейчас), будущее станет разворачиваться в том или ином напра­влении. Однако, открытие теории относительности заставило взглянуть на проблему совершенно по-новому и предположить, что будущее не есть результат раз и навсегда совершенного вы­бора, а лишь один, явленный нам вариант бесконечного числа "будущих" событий (см.), каждое из которых в равной степени реально. То же можно сказать и о времени. "Бег" Лолы действи­тельно занимает 20 минут экранного времени, но он одновременно происходит в нескольких пространствах, необычайно подобных друг другу, но не полностью идентичных. Важными, хотя и очень мелкими на первый взгляд представляются эпизоды, в которых Лола случайно на бегу задевает прохожих, тем самым как бы приоткрывая завесу над их "будущим", изображенным ре­жиссером в виде серии быстро сменяющих друг друга фотографий. Этих персонажей — три и вариантов их будущего тоже, соответственно, три, причем говорить в данном случае о чем-то вроде возмездия или награды не приходится: "Сучка, глаза открой!" — кричит Лоле женщина с коляской в первом эпизоде (фотографии: пьяная драка, полиция, скорая помощь); "Тоже мне, несется!" — не менее грубо кричит она же во втором эпизоде (фотографии: лотерейный билет, праздник, статья в газете, новый дом). И, наверное, уже понятно, что ставить вопрос о том, как же сложится судьба этой женщины "на самом деле", вообще нет смысла. Столкновение с бегущей Лолой для каждого из этих персонажей оказывается своего рода "точкой бифуркации", т. е., по концепции И. Пригожина, маркированным пунктом времени, начиная от которого событие может пойти по одному из многих альтернативных путей (см. также серийное мышление).
И все же в фильме есть еще два эпизода, позволяющих взглянуть совершенно иначе на все, что было нами сказано, и на все столь блистательно показанное режиссером. Эти эпизоды (цвет—
43
красный) на фоне общего темпа фильма предстают поразительно статичными: герои просто лежат рядом в постели и зачем-то выясняют, любят ли они друг друга и если любят, то как и поче­му. Именно здесь, в их простой и тихой любви — главная мысль фильма. Любовь — не игра, не сказка и не одна из возможных реальностей.
Лит.:
Данн Дж. У. Эксперимент со временем. — М., 2000. Пригожин И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. Пропп В Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.
Фон Франц М.Л. Психология сказки. — М.; СПб., 1998. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказках // Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. — Киев, 1996.
60

"БЛОУ-АП"


— фильм М. Антониони (1966). Герой фильма — преуспевающий фотограф по имени Томас (Дэвид Хеммингс), которому его коммерческий успех дает относительную свободу, позволяет беспрепятственно перемещаться сквозь различные пространства социальных страт. Он таким образом ищет натуру, фиксируя на пленку тот или иной тип. Входить в любую социальную среду и выходить, не задерживаясь в ней, не вовлекаясь в жизнь ее обитателей, — важное качество героя-исследователя, которому необходим трезвый, объективный взгляд на вещи.
Центральной является сцена в парке. Ю. М. Лотман называет эту сцену "ядерной". Томасу кажется, что именно здесь нет присущего остальному миру насилия, агрессии, других форм проявления деструкции. Он находит подходящую натуру для готовящегося альбома. Снимки, сделанные в парке, завершат композицию мирными сценами. Этой идее соответствует и пара влюбленных, гармонично вписывающихся в спокойную атмосферу парка. За ними и начинает свою охоту Томас, не подозревая, что, кроме него, наблюдение ведет и другой охотник.
На проявленной пленке внимание Томаса привлекают некото-
1 Статья написана В. А. Колотаевым.
61
рые кадры. После их увеличения появляются снимки, на которых изображены женщина и мужчина в обстановке парковой идиллии. На первом женщина застыла в падающей позе. Ее, устремленную вперед, держит за руки мужчина. Вид наклоненной под острым углом фигуры женщины и удерживающего ее в равновесии мужчины производит впечатление беззаботной игры влюбленных. Открытое пространство просеки или, возможно, поляны справа и слева по изогнутой линии замкнуто изгородью и деревьями. В открывающейся перспективе, в глубине кадра разросшееся кустистое дерево, а еще дальше черта горизонта, граница неба и земли. На втором снимке мужчина и женщина застыли в объятии. Он в светлом костюме стоит спиной к объективу. Ее почти не видно за его фигурой. Светлым пятном выделяется его затылок и лицо женщины, которое должно быть обращено к снимающему. Но женщина смотрит не прямо перед собой. Фотограф обратил внимание на поворот головы женщины. Этот поворот головы в полупрофиль слегка нарушает идейную композицию. Можно предположить, что мужчина и женщина должны быть заняты только собой и ничто не должно отвлекать их друг от друга. Безлюдное мирное место, гармонично вмещающий их ландшафт — все это образует идиллическую картину. Однако поворот головы ломает композиционный порядок. Этот жанровый сдвиг не может быть не замечен поразительно острым глазом мастера. Его внимание собрано в точке светового пятна повернутой головы женщины.

Каталог: data -> 2011
2011 -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
2011 -> Программа дисциплины Разработка управленческих решений для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Агадуллина Елена Рафиковна
2011 -> Программа дисциплины «Основы социологии»
2011 -> Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов
2011 -> Пояснительная записка. Аннотация
2011 -> Пояснительная записка Аннотация. Программа дисциплины «Психодиагностика» включает в себя : содержание дисциплины
2011 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
2011 -> Индивидуальные ценности в структуре сознания


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница