Социология (Кондауров)



страница1/6
Дата22.05.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Социология (Кондауров)





  1. (43) Основные теории социальной стратификации.


Неравенство в обществе имеет 2 вида:

  • естественное, вытекающее из естественных различий между индивидами (сильный, слабый…) Порождает разное положение индивида в иерархии позиций человека в социальном пространстве

  • социальное. Статусное неравенство, сложившееся благодаря социальным отношениям, ценностным различиям, предпочтениям…

Неравенство - процесс, связанный с закреплением иерархии статусов. Таким образом, социальной стратификацией будет называться способ организации социального неравенства в обществе.

С.с. включает в себя (критерии отличия от простого расслоения общества):



  • распределение населения по иерархическим слоям (верхние слои значительно меньше по количеству)

  • каждый более высокий иерархический слой по сравнению с нижними обладает большими видами ресурсов и большими возможностями получения вознаграждения (привилегированное положение).

Подходы:

  1. Маркс: главный критерий вертикального разделения слоев – отношение к собственности (класс угнетателей – прослойка – класс угнетенных). Это разделение легло в основу последующих моделей, поскольку ключевыми моментами являются обозначенные Марксом обладание властью и собственностью.

  2. Вебер: существуют 3 критерия деления общества – богатство, власть, престиж

  3. П. Сорокин: стратификация в обществе может быть 3 видов – экономическая (проблема собственности и получения дохода), политическая (обладание властью), профессиональная (престиж)

П. Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. В основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определенным социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

  1. качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности),

  2. ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе ( должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.),

  3. характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.)

  1. Т. Парсонс: в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определенным слоям осуществляется по следующим критериям:

1. Качественные (происхождение, родственные связи, личностные кач-ва и способности)

    1. Ролевые характеристики (должность, уровень профессионализма, уровень знаний…)

    2. Характеристики владения материальными и духовными ценностями (деньги, средства произв-ва, возм-ти идеологического и духовного влияния на другие слои общества)

  1. Дэвис & Мур: сущность - что каждое общество неизбежно сталкивается с проблемой размещения отдельных индивидов в структуре и их мотивации.

Теория стратификации К. Дэвиса и У. Мура. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам (в соответствии с их функциональными возможностями, т.е. их максимальным вкладом в достижение целей общества) и побуждать их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам.

Общество может избрать два пути мотивации для наилучшего исполнения социальных ролей. Так, конкурентная система направлена прежде на мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса, в то время как неконкурентная система в отношении социальных статусов больше внимания уделяет мотивации к выполнению функциональных обязанностей, т.е. вклада в деятельность общества как целого.

Таким образом, с точки зрения функционалистской теории Дэвиса и Мура, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально необходимого для общества.

Одним из наиболее слабых мест теории по праву считают игнорирование фактора власти, который играет существенную роль в распределении вознаграждения в обществах.


Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам, в соответствии с функциональными возможностями, и побуждать их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам.

Общественная мотивация бывает 2 видов:



  1. к занятию определенного, более привлекательного статуса (конкуренция)

  2. к выполнению ролевых требований соответственно статусу (содержательная)

В связи с вышеуказанным, реализуется практика вознаграждения, дифференцируемая в соответствии с занимаемыми социальными статусами. Для этой цели создаются и узакониваются права каждого социального статуса в отношении вознаграждения со стороны общества. Критерии распределения вознаграждения: значимость, трудность в заполнении, длительность обучения.

  1. Репутационный подход Уорнера: существуют 6 основных слоев:

    1. Высший высший (династии, облад. различными ресурсами власти, недостигаемый, предписанный статус)

    2. Низший высший (банкиры, политик, облад. крупными ресурсами или распоряжающиеся ими. Некоторая силовая элита)

    3. Высший средний (крупные юристы, бизнесмены, врачи)

    4. Низший средний (наемные рабочие высокой квалификации, имеющие достаточно средств для существования. Считают свое положение исключительно прочным)

    5. Высший низший (квалифицированные рабочие)

    6. Низший низший (маргинальные группы различного рода)

Уорнер классифицировал западное общество и допускал, что указанные им характеристики в разных обществах могут отличаться.
Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Социальная стратификация - иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum - слой, настил). Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении ( в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества.
Основные черты стратиф. систем:

Тип системы

Основа дифференциации

Способ детерминации различий

Физико-генетическая

Пол, возраст, физические данные

Физическое принуждение обычай

Рабовладельческая

Права гражданства и собственности

Военное принуждение, кабальное право

Кастовая

Религиозное и этническое разделение труда

Религиозный ритуал, этническая замкнутость

Сословная

Обязанности перед государством

Правовое оформление

Этакратическая

Ранги во властной иерархии

Военно-политическое господство

Социально-профессиональная

Род занятий и классификация

Образовательные сертификаты

классовая

Размеры доходов и собственности

Рыночный обмен

Культурно-символическая

Сакральное знание

Религиозное, научное, идеологическое манипулирование

Культурно-нормативная

Нормы поведения, стили жизни

Моральное регулирование, подражание



  1. Толпа, особенности поведения человека в толпе.

Толпа - ситуационное скопление индивидов в определенном физическом простанстве, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Виды толп:

1.Случайная –это кратковременное скопление людей в физическом пространстве, объединенных незначительным интересом к какому-либо объекту или событию. –у нее обсалютно не определенная структура, -отсутствие взаимосвязей между людьми;-слабая эмоциональная включенность в толпу.Н-р, толпа наблюдает за аварией.

2.Обусловленная-это толпа, поведение членов, которые частично упорядывается установленными формами (правилами).Н-р, зрители футбольного матча.

3.Действующая (агрессивная)-это толпа характеризующаяся наличием определенной цели и агресивной антинормативной поведенческой активностью, направленной на ее достижение. Поведение абсолютно не регулируется никакими соц. нормами.Хар-ки психологич. Состояния членов ДТ(аффективность-сильное эмоциональное возбуждение;-резкое ослабление самоконтроля;подверженность внушению; эксцентрицеское неожиданное поведение;отсутствие идентификации с группой).



4.Экспресивная толпа-это эмоционально-возбужденная толпа, ритмичные физические движения членов, которые выступают только формой снятия психология. Напряжения и неподчинены достижению каких-либо других целей. Осн. Признак интровертность (ориентация на себя. Нет цели на которую были бы направлены действия. С одной стороны есть возбуждение, с др нет цели).Внешне эти чувства выражаются в криках, плач, прыжки.Н-р, карнавал, плящущие толпы религиозных сект. Хар-ка чел-ка в ЭТ: (состояние аффекта (когда не осознаешь, что делаешь);ощущение воздействия неведомого духа;состояние экстаза;ощущение поддержки со стороны др. членов Т-(Рапорт-неосмысленная взаимная отзывчивость).


Основные этапы формирования толпы.

Образование ядра толпы. Нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели.
Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.
Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.
Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям.
Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности.
Состав толпы

Ядро толпы, или зачинщики, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.
Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.
Добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
Обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.
Повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.
Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.


Человека в толпе характеризуют следующие черты:
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Человек в толпе ощущает себя анонимным (безличным) и безликим, свободным от груза социальных ролей и ответственности; ослабевает способность видеть себя со стороны.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Толпа - это временное собрание людей. Объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпы весьма сильно отличаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище.



  1. Внушаемость

  2. Анонимность - индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

  3. Неуязвимость

Несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.

  1. Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие. Людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены.

  2. Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

  3. Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей, в которой сама по себе уже является целью и результатом.

  4. Действующая толпа.

    1. Одной из важных форм действующей толпы является сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер.

    2. Другая форма действующей толпы - восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Согласно теории Густава Лебона (рассматривает толпу как женщину) "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственный импульс и сила составляют "коллективные устремления" толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не "заражаются" "коллективным устремлением". Наиболее же подвержены "инфекции" люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее стремлениями.

Свойства толпы:

  • импульсивность и внушаемость

  • экстремистские настроения

Толпе нужна ориентация, для этого есть лидер. Он более других захвачен идеей, его смелость преобладает над интеллектом. Он должен сохранять дистанцию, окружить себя тайной. Это порождает восхищение и подражание.

Управление толпой - обольщение, перенос ее из реального мира в иллюзорный. Инструменты лидера: представление, церемониал, убеждение (пространство, время, слово). Убеждение опирается на две вещи: утверждение и повторение.

Согласно теории Ральфа Тернера, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. В ходе взаимодействия индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами их будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница