Содержание программы



Дата21.05.2016
Размер141 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ,

СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ)



«Социология культуры»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук

Социология культуры как научная дисциплина. Социология культуры (в целом) и частные социологии культуры, охватывающие ее отдельные специализированные или неспециализированные области (социальная философия, социология знания, науки и техники, личности, образования, религии, искусства, культуры повседневности и др.). Социология культуры как социологическая и культурологическая дисциплина. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов. Общая социология и социология культуры. Политология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры и история культурологии. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. Общественное и культурно-историческое значение социологии культуры.


Тема 1. Предмет социологии культуры

Социум и культура в их диалектической взаимосвязи и взаимопереходе (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры. “Мир человека” – ценностно-смысловой мир любых – материальных и духовных – явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека. Уровневое строение “мира человека”: природа — социум — культура. Органическое единство трех уровней и их глубинная взаимосвязь между собой. Концепция уровней и диалектика высшего и низшего. Объяснение социокультурного развития через механизм “теневых систем”, соединяющий ценностно-смысловые уровни “мира человека”. Природные и социальные предпосылки культурных феноменов. Понятия “социальной тени” и “культурной тени”, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы. “Природа” и “социум” как категории культуры и их социологическая интерпретация.

Понятие “социологического эквивалента культуры” (Г.Плеханов) и аналогичное ему понятие “культурологического эквивалента социума”. Их параллелизм и взаимная “зеркальность”. Задача социологии культуры – выявление социального в культуре и культурного в социуме, социологического и культурологического эквивалентов в общественной жизни, их взаимная корреляция и сравнительный анализ. Идея “энтелехии культуры”, восходящая к Аристотелю, и ее современные интерпретации (Г. Кнабе). Телеологичность “мира человека”, находящего свое смысловое завершение в культуре, а опору – в типе социальности. Противоречивые взаимоотношения социума и культуры как проблематика социологии культуры. Условность различий социума и культуры; взаимодействие социально-практической и духовной деятельности в рамках духовно-практической деятельности людей. Соотношение социальных явлений и культурных значений – их взаимное равновесие или нарушение равновесия. Представления о социокультурной полноте и неполноте. Внешние и внутренние возмущения, нарушающие социокультурное равновесие общественной системы, как факторы, разрушающие системность или радикально обновляющие ее. “Хаос” и “порядок” как категории, описывающие социокультурную неполноту и полноту, нарушение или установление социокультурного баланса в обществе.

Первичное и вторичное во взаимоотношениях социума и культуры: прямая и обратная зависимости в решении проблемы социокультурного детерминизма. Методологическая дилемма социологии культуры: К.Маркс или М.Вебер? – Возможные варианты разрешения проблемы. Механизм культурной преемственности и культурного наследования: коммуникация и трансляция культуры. Традиции и инновации, интеграция и дифференциация, вычленение и генерализация, анализ и синтез, кумуляция и селекция как способы формирования социокультурного пространства. Вещи, факты, действия, процессы, события и т. п. как внешняя форма социального бытия; культурные значения и их интерпретации – его внутренний смысл. Осмысление социокультурных явлений и процессов в социологии культуры.


Тема 2. Социологические концепции культуры

Многообразие социальных и социологических концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Множественность критериев оценки и социального измерения явлений и процессов в культуре. Критерии “пользы”, “актуальности”, “соответствия эпохе” (или интересам определенного класса, сословия, группы) в социальной философии культуры как предпосылка научной социологии культуры. Предыстория научной социологии культуры: социокультурные идеи просветителей и представителей классической философии; социокультурные концепции европейского романтизма.

Зарождение социологии (а вместе с ней и социологии культуры) как науки. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры О.Конта. Социокультурные идеи И.Тэна. Социологические идеи Дж.Милля. Социология Г.Спенсера и возникновение эволюционизма в социологическом изучении культуры (Л.Морган, Ф.Энгельс, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.). Теория подражания Г.Тарда. Социология толпы Г.Лебона. Социологические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса в приложении к культуре. Социокультурные идеи Р.Вагнера и Ф.Ницше, их влияние на социологические и культурологический взгляды эпохи модерна.

История социологии культуры в России. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К.Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.). Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов). Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, П.Ткачев и др.). Национальной своеобразие отечественной социологии культуры, связанное к дискурсом радикализма того или иного толка. Анархистская социология культуры (М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин).

Социологические концепции в культуре русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.). Социодинамика культуры П.Сорокина и ее значение для отечественной и западной социологии культуры.

Становление функционализма в западной социологии культуры. Социология культуры в интерпретации Э.Дюркгейма. Концепция социологии культуры В.Парето. Формальная школа в социологии культуры (В.Дильтей, Г.Зиммель, Ф.Тённис, Л. фон Визе).

Социокультурные идеи неокантианцев В.Виндельбанда и Г.Риккерта. Антипозитивизм в социологии культуры. Социокультурная концепция О.Шпенглера. “Понимающая социология” культуры М.Вебера и ее значение для развития социологии и культурологии в ХХ в. Вклад А.Вебера и В.Зомбарта в социологию культуры.

Развитие социологии культуры первой половины ХХ в. Социокультурные идеи З.Фрейда, К.Г.Юнга и др. представителей фрейдизма. Антропологическое направление в социологии (М.Шелер, А.Гелен). Социологические концепции Франкфуртской школы в приложении к культуре (М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Т.Адорно). Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Р.Мертон, Т.Парсонс). Символический интеракционизм (Ч.Кули, У.Томас, Дж. Мид и др.). Феноменологическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель и др.). Теория обмена (Дж. Хоманс). Эволюция социологии культуры во второй половине ХХ в. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (К.Леви-Строс, Л.Гольдман, Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю.Кристева, М.Фуко, Ж.Лакан и др.). Поздние социокультурные идеи Франкфуртской школы; неомарксизм (Ч.Р.Миллс, А.Лефевр, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно). Экзистенциалистские идеи в социологии культуры (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Социология культуры “новых левых”. Леворадикальный социологический гиперкритицизм (Э.Гоулднер, М.Мерло-Понти, Ю.Хабермас). Теория постиндустриального информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер). Неофункционализм Н.Лумана. Неопсихологизм в социологии культуры (С.Московичи, А.Маслоу). Теория радикализированного модерна Э.Гидденса. Теория исчерпанности модерна (Ф.Ферраротти).

Постмодернизм в социологии культуры. Социокультурный плюрализм герменевтики Г.Гадамера. Концепция “социального конструирования реальности” (Т.Лукман, П.Бергер). Игровая концепция социологии культуры (Э. Гоффман). Социокультурные идеи маргинализма (Ж.Батай, С.Зонтаг). Различные варианты социологической концепции постмодернизма (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, У.Эко, З.Бауман, Дж.Фридман).
Тема 3. Ценности – нормы – значения в социокультурном контексте

Структурные компоненты социокультурных процессов и явлений – ценности, нормы и значения. Их различия и взаимосвязь. Различная актуализация тех или иных ценностно-смысловых аспектов культурных систем в зависимости от исторических, социально-политических, экономических, технико-технологических и других условий.

Типология культур в соответствии с этими критериями: культуры строго нормативные: культуры, ценностная природа которых основана на последовательном нарушении или отвержении норм (антинормативные культуры); культуры, базирующиеся на допущении безграничного плюрализма значений и смыслов (плюралистичные культуры).

Различные типы социокультурной нормативности: стандарты, образцы (эталоны) и шаблоны; их сходство и различия в процессе социокультурной коммуникации и взаимодействия. Нормы и предписания (военные, правовые, политико-идеологические, моральные). Нормы социальные, политические, мировоззренческие (философские, религиозные, нравственные), художественно-эстетические, стилевые, бытовые. Архетипы, относящиеся к глубинным пластам сознания и бессознательному. Стереотипы массового сознания; стереотипизация массового сознания в реализации агитации и пропаганды. Манипулирование сознанием и поведением людей в системах массовой коммуникации и СМИ. Место норм различного образца в социокультурных системах, принадлежащих различным эпохам. Нормативизм и антинормативизм в культуре и обществе.

Ценностные ориентации и поведение людей. Социокультурная проблематика. Различные типы соотношения социума и культуры; понятие социокультурной полноты / неполноты с точки зрения ценностно-ориентационной. Диапазон дифференциации общества с точки зрения разброса ценностных ориентаций. Интересы, потребности, предпочтения, ситмпатии и антипатии. Проблема ценностно-смыслового выбора. Типы ценностных ориентаций и социокультурная типология общественного поведения.

Альтернативное и девиантное поведение (соответствующее различение норм, ценностей, ценностных ориентаций и пр.) в культурной семантике неофициальных или альтернативных разновидностей культуры (уголовный мир и криминальные структуры, оппозиционные политические и диссидентские движения, движения протеста, запрещенные религиозные секты, революционное, террористическое и иное подполье, молодежный, художественный, философский андеграунд и т. п.


Тема 4. Социальная морфология культуры

Морфология культуры с социологической точки зрения. Природа — социум — культура. Естественное и искусственное в культуре. Социокультурная картина мира. Типы социокультурной регуляции (исторические, национальные, региональные, сословно-классовые, возрастные и т. п.).

Понятие морфологии и сущность морфологического подхода к изучению различных явлений. Естественнонаучные морфологии (растений, животных, человека) и их влияние на гуманитарное знание (обществоведение, языкознание, эстетику, психологию и т. п.). Морфология цвета И.В.Гёте (в полемике с оптической теорией цвета И.Ньютона) как первый опыт культурологической морфологии, учитывающей естественнонаучный и художественно-эстетический подходы при осмыслении феноменов культуры. Антропологические и лингвистические морфологии В.Гумбольдта.

Культурфилософские морфологические модели Дж.Вико, Вольтера, Д.Дидро, А.-Р.-Ж.Тюрго, Ж.А.Кондорсэ, И.Г.Гердера, Ф.Шиллера и др. Морфологическое осмысление культуры у Канта, И. Г. Фихте, Шеллинга и Гегеля. Морфология культуры в романтических теориях (В.Г.Вакенродер, Ф. и А.В.Шлегели, Ж. де Сталь, Т.Карлейль, Стендаль). Проблемы национально-культурной типологии, национального своеобразия и национальной исключительности культуры.

Укорененность в философской и научной традиции понимания культуры как “искусственного” в его антитетичности “естественному”, как “творческого” в сопоставлении с репродуктивным, “преобразованного” сравнительно с “рутинным” и т. п. Этимологические корни подобной концептуализации “природы и культуры” (лат. cultura – возделывание, обработка почвы; ср. также лат. cultus – почитание, преклонение, культ). Связь представлений о культуре на разных исторических этапах развития человеческого общества с просвещением, образованием, воспитанием человека, личности, гражданина, с культивированием ценностей, норм, идеалов, традиций. Причины популярности этой концепции в ХХ в., в рамках индустриального общества.

“Картины культуры”, включающие “природу” в качестве основания и предпосылки “культуры”. “Картины культуры”, исключающие “природу” из картины мира и рассматривающие социум в качестве основания и предпосылки “культуры”. “Картины культуры”, исключающие “природу” и “общество” из картины мира и выстраивающие представления о культуре как имманентные самой культуре.

Ландшафт, климат, фауна и флора, природные богатства, календарные ритмы, вероятность и повторяемость стихийных бедствий и природных катастроф и т. п. как природные факторы формирования и развития культуры в ее этно-национальной определенности и специфике. Природное наследие, цивилизационное наследие и культурное наследие в их онтологическом и гносеологическом единстве. Культура как “вторая” и даже “третья” “природа”. Типология культур в зависимости от проводимых ими аналогий с природой. Культуры, ориентирующиеся на прямые аналогии с природой и на воссоздание в качестве отношений общества природных отношений (культуры “традиционного” типа); культуры, строящиеся на демонстративном противопоставлении природе (культуры индустриального общества); культуры, стилизующие природные отношения как желанный, но недостижимый идеал гармонии человека с природой.

Экология как культурологическое знание. Сущность экологических движений; их нравственные, политические, художественно-эстетические, религиозные требования. Экология природы и экология культуры (Д.С.Лихачев): их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимодействие.

ХХ век и новые взаимоотношения между природой и культурой. Искусственные “псевдоприродные” объекты; социальная “псевдоприродность” как мнимая естественность. Натурализация социума и социальных отношений. Стихия рынка и товарный фетишизм в социокультурной сфере в раннеиндустриальном и постиндустриальном обществе. Культурологические концепции гармонии отношений между природой, социумом и культурой. Историческая морфология культуры в истории культуры. Место мифологии, религии, философии, науки, искусства в составе культурной системы. Социализированные формы культуры (хозяйственно-экономическая, правовая, политическая, нравственная). Специализированные и обыденные формы культуры.

Социально-исторический и национально-этнический аспекты морфологии культуры.


Тема 5. Социокультурная стратификация общества

“Горизонтальный” и “вертикальный” срезы культуры. Культурные страты и социокультурная стратификация. Дифференциация систем ценностей и социокультурных стандартов, ролей, общественных поощрений и порицаний деятельности в зрелом, хорошо структурированном обществе и в обществе аморфном, аструктурном или деструктурированном. Социокультурная стратификация в традиционном, авторитарном, тоталитарном и демократическом обществах (с соответствующими историческими коррективами). Универсальные критерии социальной стратификации Т.Парсонса в приложении к изучению культуры (“качество”, “Исполнение”, “обладание”). Опыт социокультурной интеграции различных социокультурных подсистем в единую “суперсистему”. Нивелирующие, уравнительные тенденции социокультурного развития в обществе потребления, массовых коммуникаций и массовой культуры.

Уникальность социокультурных явлений и ее относительность. Типы социокультурных структур: антагонистические и солидарные; организованные и неорганизованные (стихийные, спонтанные, дезорганизованные); родовые, контрактивные, принудительные, общинные и общественные, механические и органические; централизованные и децентрализованные (периферийные, региональные, маргинальные и т. п.). Иерархическое строение социокультурных систем. Типы социальной стратификации: социальная цитология, структурная морфология, анатомия и таксономия социокультурных систем и подсистем общества; межгрупповая дифференциация и интеграция. Нормативные и массовидные социокультурные системы и явления. Устойчивость и неустойчивость социокультурных систем. Факторы, влияющие на их устойчивость или неустойчивость в истории.

Касты и слои общества как первичная социокультурная стратификация. Классовое, сословное и бюрократическое членение общества и его культуры. Сословно-классовые субкультуры общества; интеграция и дифференциация норм, ценностей, принципов и установок в отношениях между ними. Механизм интерклассовой селекции и конвергенции на разных стадиях исторического развития общества. Многомерность социокультурной дифференциации: по типу производства, уровню образования, социальному происхождению, социальному статусу и культурному престижу, по национально-этническим, политическим и идеологическим основаниям, по региональной принадлежности, по профессиональным и мировоззренческим признакам, по возрасту и полу. Плюрализм культур и социокультурная унификация.


Тема 6. Социальная типология культуры

Многообразие типологий культур: историческая, территориальная, природно-хозяйственная, этнологическая, национально-лингвистическая, социально-классовая, функциональная, ценностно-ориентационная и др. Культуры исторические, неисторические и доисторические; их структурно-функциональная специфика.

Культуры исторических общностей (этнические культуры, национальные культуры, цивилизация как тип социокультурной общности, формация как тип социально-экономической общности). Методологические подходы к изучению исторических общностей: формационный, цивилизационный, социокультурный, культурно-исторический. Возможности и границы каждого из подходов. Типы социальности в истории культур и цивилизаций. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустральный типы социальности. Социокультурные характеристики соответствующих обществ: принципы социокультурной регуляции; статус природы, мифологии, религии, государства, производства, техники и технологий, средств массовой коммуникации, труда, образования, моральных установлений, гражданского права, социальных институтов, личности и коллектива, информации.

Взаимодействие культур. Типы взаимовосприятия. Культурная автономия и культурная замкнутость, сегрегация. Культурный национализм. Закрытость и открытость культур по отношению друг к другу. Диалог культур. Культурная экспансия, культурный колониализм и империализм. Европеизм и европоцентризм, американоцентризм, азиоцентризм, африканизм. Факторы глобальной межкультурной интеграции (прозрачность границ, единство мировой экономики, международные политические альянсы, спутниковое телевидение, международные спортивные организации, обмен научной, технической и культурной информацией; Internet и др.). Высокая и низкая культуры; культуры специализированные и обыденные. Профессиональная культура и профессиональные субкультуры. Культура повседневности.

Субкультуры и их взаимодействие между собой в целом каждой исторической культуры. Соединение принципов деления культур и социокультурной стратификации. Субкультуры социализированные и функциональные (профессиональные, территориальные, половозрастные, маргинальные и др.). Молодежная субкультура; криминальная субкультура; контркультура (культура протеста), революционная культура; андеграунд; культура стариков. Феминизм как социокультурное движение и субкультура. Субкультуры сексуальных меньшинств. Взаимодействие и конфликты субкультур в рамках национальной культуры. Социокультурное планирование и проектирование в условиях культурного многообразия.
Тема 7. Ролевые представления культуры

Понятие роли в социологии культуры. Ролевые структуры общества и их культурно-семантическое наполнение. Типология ролей и ролевых игр в культуре. Роли массовые, групповые и личностные. Социализация и аккультурация в культуре как распределение ролей в нормативных социокультурных системах. Статус и престиж как ролевые функции личности, группы, партии, нации, государства. Национальное самосознание, национальная самоидентификация, партийная и государственная ангажированность как ролевые функции и формы ролевого поведения. Серьезная и смеховая культуры как ролевая дифференциация субъектов и объектов культуры.

Интеллектуальная и обыденная; элитарная и массовая культуры; культура повседневности в свете ролевого подхода к культуре. Формы специализации и унификации социокультурных ролей. Инсценировки и театрализация жизни в культуре.

Стили жизни и поведения с позиций ролевого подхода к культуре. Профанация и рутинизация ролей, ценностных ориентаций, норм в истории культуры и межкультурном.диалоге.

Гетевская морфология цвета как оптимальная модель ролевого подхода к изучению культуры; ее влияние на ролевые концепции культуры начала ХХ в. (Р.Штейнер, О.Шпенглер, французские и русские символисты, феноменологи-неокантианцы – Г.Риккерт, Г.Коген, Э.Кассирер, авангардисты В.Кандинский, К.Малевич и др.). Цветопсихология М.Люшера и ее значение для культуры и культурологии ХХ в.

Ролевая интерпретация самосознания и поведения личности через анализ психологии цвета и цветовое тестирование эмоционального состояния личности. Анализ тревог, защитных механизмов, ролевых конфликтов, ролевого целеполагания и ролевых стратегий через осмысление цветовых предпочтений и их социокультурной символики.

Анализ ролевых игр личности в поведении, одежде, хобби, интерьере и обустройстве жилища, эротике, рефлексии телесных недугов, стилей поведения, моды.

Социально-психологическая методология Э.Берна по анализу и итерпретации ролевых игр. Ролевые игры на производстве, в бизнесе, в семейных отношениях, в образовании и воспитании, в быту, в эротике и сексе. Частные морфологии культуры (морфологии искусства, науки, религии; морфологии этносов, мировоззрений, культурно-политических стратегий и т. п.) через призму игрового подхода к культуре..

Различные ролевые подходы в социологической интерпретации культуры. Понимание социальных ролей в социологии культуры К.Маркса. Понимание ролевых отношений в социологии культуры М.Вебера. Ролевой подход в социологии культуры Э.Дюркгейма.

Роли и ролевые конфликты в социологии культуры Г.Зиммеля. Т.Парсонс и его методология социокультурного анализа ролевого поведения. Интерпретация социальных ролей в социологии культуры П.Сорокина. Ролевой подход в социологии повседневности А.Шюца. Цивилизация и эрос в ролевой интерпретации общества (Г.Маркузе и Э.Фромм). “Социальное конструирование реальности” по П.Бергеру и Т.Лукману в свете ролевого подхода к социуму. Социология лицедейства Э. Гоффмана как абсолютизация ролевого подхода к обществу и культуре. Понятие габитуса и распределение ролей в политике (П.Бурдье). “Столкновения цивилизаций” (С.Хантингтон) как распространение ролевого принципа на изучение цивилизаций и межцивилизационных отношений..


Тема 8. Субъект культуры. Социокультурная детерминация личности

Понятие субъекта культуры (в сопоставлении с объектами культуры). Типология субъектов культуры и социокультурных процессов: личность, семья, социальная группа (в том числе научная или художественная школа, кружок, объединение), политическая партия (движение), класс (сословие), нация (народ), наднациональное и надгосударственное сообщество, человечество в целом. Дифференциация ценностей, норм и значений в зависимости от того или иного типа субъекта культуры и присущих ему ценностных ориентаций и соответствующей картины мира.

Социокультурные закономерности поведения и мышления индивидуальных и коллективных субъектов культуры. Принципы, регулирующие причастность индивида к тому или иному (обобщенному) субъекту культуры и его социокультурную ангажированность: индивидуализм, солидарность, коллективизм; идейное (философское, научное, художественное и пр.) течение и направление; партийность, народность, национальная самоидентичность и национализм / шовинизм, религиозная и конфессиональная включенность, “государственничество” и имперская великодержавность, интернационализм и космополитизм.

Личность и культурное творчество. Творчество индивидуальное и коллективное (в том числе массовое, народное). Стихийность и сознательность творчества. Традиции и инновации в творчестве. Типы творчества в культуре и истории культуры. Системы символических кодов в культуротворческих процессах. Смена символических кодов в процессе динамики культурных парадигм и социокультурных систем.


Тема 9. Социокультурные функции и институты

Полифункциональность культуры относительно общества и человека. Основные социальные функции культуры. Политическое нормирование культуры как форма насилия над ее естественно-историческим развитием. Культурные санкции против нарушения социокультурных норм. Соотношение культуры и идеологии, культуры и политики в различных обществах, в разные исторические периоды.

Функции магии и мифа в первобытных обществах. Социокультурные функции государства. Функции политической демократии в античном полисе и создание атмосферы творческой свободы и плюрализма в античности – колыбели европейской культуры. Функции религии в восточных доиндистриальных обществах и в западноевропейском средневековье. Функции народной смеховой культуры в доиндустриальных обществах (М.Бахтин, Д.Лихачев, А.Панченко, А.Гуревич и др. ). Мировые религии как способ преодоления ограниченности мифологии, ее национально-этнических языковых и семиотических рамок, как ее социальная институциализация. Религия как форма культуры, осуществляющая связь людей между собой (через границы стран, национальных и социальных различий, политических убеждений, правовых институтов, возрастных и образовательных цензов и др.). Религия и религиозный культ с точки зрения институциональности. Церковь как социокультурный институт: религиозность и церковность как взаимосвязанные фенмены культуры. Типологические различия мифа (мифологии) и религии в историческом контексте культуры. Культ государства и правителя как социокультурный институт.

Феномен духовного производства. Духовные функции образования. Социальные, нравственные и политические функции интеллигенции в сохранении, развитии и распространении культуры. Функции межкультурного общения и взаимодействия, взаимопонимания между народами и их культурами.

Основные факторы и аспекты социальной институализации культуры. Театр, музей, клуб, библиотека, кинотеатр, телестудия, игротеки, дискотеки, видеотеки, центры компьютерных игр как социокультурные институты. Функциональный подход к культуре, ее элементам и формам.
Тема 10. Социодинамика культуры

Культурная статика и культурная динамика. Относительность культурной неподвижности. Типология культурообразующих процессов: имманентных и детерминированных. Социодинамика как совокупность процессов, развертывающихся на условной границе между культурой и социумом. Социализация культурных значений и аккультурация социальных явлений. Понятие о социокультурных механизмах общества.

Социодинамика культуры и ее типология. Три типа процессов. Относящихся к социодинамике. Процессы социокультурного развития, предполагающие качественное изменение социокультурных объектов и субъектов культуры. Процессы социокультурной диффузии в различных слоях и группах общества – горизонтальные и вертикальные. Социокультурная мобильность общества. Процессы социокультурной коммуникации. Взаимодействие трех типов социодинамики в каждой конкретной культурно-исторической ситуации.

Образ и стиль жизни с точки зрения социологии культуры (Э. Орлова, Л. Ионин). Типология образа жизни и стилей жизни. Архитектоника культуры как динамическая модель истории (И. Кондаков). Принципы архитектонического подхода к культуре М. Бахтин).


Тема 11. Социокультурная политика и управление культурой

Культурная политика как форма социального регулирования и управления. Цели и задачи государства в осуществлении культурной и социокультурной политики. Управление культурой и границы управляемости культурой в различных исторических, социально-политических, этнонациональных и региональных условиях. Относительная и абсолютная независимость культуры от политики и социальной власти. Культура официальная и неофициальная. Контркультурные тенденции как предмет культурной политики. Негосударственные и частные структуры, влияющие на развитие культуры. Меценатство и спонсирование в области культуры. Социальные институты культуры и управление культурой. Администрирование в области культуры. Самоуправление культуры. Изучение социальных групп и территорий как предпосылка принятия социокультурных решений. Инфраструктура культуры и ее динамика.

Культурная политика в традиционном обществе. Социокультурный смысл модернизации. Сущность модернизации; исходное противоречие модернизационного процесса. Варианты развития модернизационных процессов: симбиоз, конфликт культур, синтез. Структурная модернизация как форма социокультурного компромисса. Региональные варианты модернизации. Социокультурное планирование и проектирование. Прогностические функции социологии культуры. Социология культура как футурология. Социологическая интерпретация культурной политики в социологии культуры К.Маркса, Г.Лебона, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, П.Сорокина, А.Богданова, В.Ленина, Т.Парсонса, А.Шюца, Г.Маркузе, Э.Фромма, Э. Гоффмана, П.Бурдье, П.Бергера и Т.Лукмана, С.Хантингтона и др.
Тема 12. Методология и методика социологических исследований культуры

Многообразие методов и подходов к социологическому исследованию культуры. Теоретическое и эмпирическое исследование культуры в социологии. Количественный и качественный подход к анализу результатов исследований. Сочетание методов социологического исследования культуры на практике. Методы социологического изучения культуры. Интервью. Опрос. Включенное наблюдение. Контент-анализ. Статистические данные. Тесты. Измерения. Достоинства и недостатки конкретных методик социологического исследования культуры. Валидность методик. Верификация данных. Историзм и антиисторизм; критика К.Поппером историцизма. “Обратный историзм” при исследовании культуры (М.Блок). Выбор оптимальных методологий и методик социологического исследования в зависимости от поставленных целей и задач. Комплексный подход к конкретному изучению культуры. Методологический плюрализм в социологии культуры.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Культура как общественное явление. Социальные функции культуры.

  2. Социальное многообразие культур. Типология культур в социологическом аспекте.

  3. Социальная и культурная история: взаимодействие и взаимовлияние.

  4. Социокультурная эквивалентность.

  5. Культура и цивилизация с точки зрения социологии. Соотношение истории культуры и истории цивилизации.

  6. Типы социокультурной регуляции общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

  7. Традиционализм и модернизация в социокультурной истории.

  8. Природа — социум — культура. “Естественное” и “искусственное” в культуре.

  9. Морфология культуры: общее представление об эволюции и функционировании культурных форм.

  10. Культура специализированная и культура обыденная. Культура повседневности.

  11. Социокультурные парадигмы в истории культуры. Смена культурных парадигм.

  12. Социальные и культурные функции религии, философии, науки, искусства.

  13. Понятие субкультуры. Типология и социологические различия субкультур.

  14. Ценность — норма — традиция в культуре. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции общества.

  15. Социализация и социокультурная адаптация личности в обществе.

  16. Личность как объект социологии культуры.

  17. Личность в системе социокультурных ролей.

  18. Статус и престиж личности в культуре и социуме.

  19. Социокультурные коммуникации в обществе. Коммуникативные функции культуры.

  20. Социальная стратификация в культуре и ее типы.

  21. Элитарная и массовая культуры. Их происхождение, борьба и современное взаимодействие.

  22. Социальные институты культуры и управление культурой. Культурная политика.

  23. Социокультурное проектирование и прогнозирование.

  24. Образование и воспитание как социокультурные институты. Социология образования.

  25. Семья, брак и секс как социокультурные феномены и институты.

  26. Государство и церковь как социокультурные институты.

  27. Сакрализация и секуляризация в свете социологии культуры.

  28. Социодинамика культуры и ее типология. Основные факторы и аспекты.

  29. Образ и стиль жизни с точки зрения социологии культуры. Типология образа жизни и стилей жизни.

  30. Коммерциализация и экономика культуры. Культура и рынок.

  31. Политизация культуры. Авторитаризм, тоталитаризм и либерализм в культуре.

  32. Методы социологического изучения культуры. Методики социологических исследований культурной жизни.

  33. Основные социологические концепции культуры на Западе.

  34. Основные социологические концепции культуры в России.

  35. Социология культуры как футурология. Социокультурные модели будущего.

  36. Современная социокультурная ситуация с точки зрения социологии культуры.


ЛИТЕРАТУРА:

Основная




  1. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. 4-ое изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.

  2. Минюшев Ф.И. Социология культуры: учебное пособие / Ф.И. Минюшев – Москва: Академический проект, 2004.

  3. Лыкова В.В. Социология культуры: учебное пособие / В.В. Лыкова. – Курск: КГУ, 2008.

Дополнительная


  1. Американская социологическая мысль: Р.Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А. Шюц. Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. – М., 1996.

  2. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. Повседневное использование и злоупотребление. – М., СПб. 2002.

  3. Большаков В.П. Культура как форма человечности: учебное пособие. - Великий Новгород, 2000.

  4. Бочкова Л.М. Культура как социальная система: Конспект лекций. – М., 2001.

  5. Вебер А. Социология культуры.// Избранное: кризис европейской культуры. – М., 1999.

  6. Волков В.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – СПб., 2000.

  7. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М., 2003.

  8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – 2-е изд.- М., 1996.

  9. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

  10. Ионин Л.Н. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000.

  11. Ионин Л.Н. Социология культуры.- М., 1996.

  12. Ирхин Ю.В. Социология культуры. – М., 2006.

  13. Каган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.

  14. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб.,1997.

  15. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.

  16. Кочетков В. Социология межкультурных различий. – М., 2000.

  17. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. – СПб., 1998.

  18. Культурология. XX век. Словарь. – М., 1997.

  19. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. – СПб.,2000.

  20. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Социология культуры: учебное пособие. / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  21. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004.

  22. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М., 2006.

  23. Моль А. Социодинамика культуры. . – М., 1979.

  24. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.

  25. Попов В.В. Социология культуры: Тексты лекций. – М., 1999.

  26. Сивцева С.И. Введение в социологию культуры: Тезисы лекций. – Якутск, 2002.

  27. Смелзер Н.Дж. Социология, Словарь. – М.,1990.

  28. Социологический словарь. – Минск, 1991.

  29. Современная западная социология. Словарь. – М., 1990.

  30. Современная западная философия. Словарь. – М., 1998.

  31. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  32. Социологический энциклопедический словарь. – М., 1998.

  33. Филатова О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. – СПб., 2000.

  34. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М., 1989.

  35. Шендрик А.И. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 2005.

  36. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005.

  37. Хюбшер А.Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. – М., 1994.

  38. Энциклопедический словарь по культурологии./ Под общей редакцией А.А.Радорина. М., 1997.

  39. Культурология. XX век: Антология. – М., 1995.

Интернет-ресурсы

I. Сайты базовых академических структур:

1. Отделение Российской Академии наук (ОФСПП):

http:// www.che.nsk.su/ RAN/WIN/STRUCT/DIVISION.HTM.

2.Институт социологии РАН: http:// www.isran.rssi.ru/.

3. Институт социально-политических исследований: http:// www.ispr.ras.ru

Сайты аналитических организаций:

1. Фонд «Общественное мнение»: http://www.fom.ru.

2. Всероссийский цент изучения общественного мнения (ВЦИОМ):

http://www.wciom.ru.

3. Московский общественный научный фонд: http://www.mpsf.org/indexr.html.

4. Центр независимых социологических исследований:

http://www.indepsocres.spb.ru/

II. Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: http://www.lib.socio.msu.ru/

Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru/

Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru/

Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова: http://www.lib.msu.su/index.html

Открытая русская электронная библиотека: http://orel.rsl.ru/index.shtml



Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета:

http://www.lib.pu.ru/

http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия»





Каталог: documents -> postgraduate2014
documents -> -
documents -> 2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического исследования
documents -> В. Б. Борейша основы профориентологии учебное пособие
documents -> Виды и тематика письменных работ по дисциплине «Дифференциальная психология»
documents -> Практические рекомендации по снижению агрессии
documents -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
documents -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
postgraduate2014 -> Содержание программы
postgraduate2014 -> Содержание программы
postgraduate2014 -> Содержание программы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница