Та медичному дискурсах



страница1/21
Дата11.05.2016
Размер2.04 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ

ХАРКІВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ МЕДИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ



МАТЕРІАЛИ

НАУКОВО-ПРАКТИЧНОЇ КОНФЕРЕНЦІЇ,

присвяченої 210-річниці ХНМУ

та 55-річчю кафедри філософії
«ПРОБЛЕМА ЛЮДИНИ
У СОЦІАЛЬНО-ГУМАНІТАРНОМУ


ТА МЕДИЧНОМУ ДИСКУРСАХ
27 березня 2014 р.

ЗАТВЕРДЖЕНО

вченою радою ХНМУ.

Протокол № 3 від 20.03.2014.

В збірці представлені матеріали доповідей учасників науково-практичної конференції «Проблема людини у соціально-філософському та медичному дискурсах», присвяченої 210-річниці ХНМУ та 55-річчю кафедри філософії. Всебічно висвітлюються філософські, соціальні, медичні, гендерні проблеми сучасної людини та перспективи їх вирішення. Особливе місце займають питання здоров’я людини у професійній діяльності, а також ювенальні та геронтологічні особливості формування медичної культури сучасних українців.
Лесовой В.Н., Алексеенко А.П.

ХНМУ

ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: ВЕЧНЫЙ ДИАЛОГ

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов,  медиков, естествоиспытателей на всем протяжении истории культуры. Философия зарождалась на той же почве, что и медицина. Центральное место в проблемном поле философии и медицины всегда занимало решение антропологической проблемы, получавшей различное звучание в те или иные исторические периоды развития общества. Основы диалога философии и медицины сформировались в глубокой древности и получили свое существенное развитие в античной философии.

Отец античной медицины Гиппократ, потомственный врач в 17-м поколении, считал необходимой составляющей успешного врачевания непременное знание философии. Философия в античном мире была не только академической дисциплиной, но и наукой мудрости, исключительным занятием элиты. Философия была распространенной практикой социального оздоровления, которая помогала людям сохранять телесное здоровье, снимая психические стрессы, возникающие при жизненных коллизиях гражданина с другими или с самим собой.

Почти все философы Эллады были врачами, высоко ценящими врачевание. По словам Гиппократа, понимание сути здоровья и лечения важнее знания фактов, симптомов и синдромов, эрудиция врача не гарантирует проникновения в глубинную сущность жизненных явлений. Заслугой Гиппократа является то, что он сформулировал принцип заботы о душе. Он настоятельно рекомендовал уделять внимание не только телесным симптомам, анамнезу прежних болезней и жизненного пути пациента, но также «его словам и мыслям», ибо тело можно лечить только вместе с душой и только при обязательной сознательной помощи самого человека: врач должен помочь природным силам организма пациента в борьбе с болезнью.

Высоко ценил Гиппократа Платон, неоднократно в своих диалогах затрагивающий тему «души». Теснейшая взаимосвязь философии и медицины на этом этапе не подлежит никакому сомнению.

Античные философы нередко выступали в роли своего рода частных консультантов, которые служили советниками в житейских делах и одновременно способствовали установлению социального равновесия, разрешая споры, приводя политиков к взвешенным решениям и т. д. Но одной из самых важных функций философии, помимо отыскания истины и справедливости, являлась забота о душе человека.

Античная философия и медицина сфокусировали свое внимание на целостном восприятии человека. Медицина одновременно выполняет две фундаментальные в бытийном плане задачи: в теоретической сфере она предоставляет философии образец выражения всеобщего, а в практической, собственно лечебной сфере она, ликвидируя отклонения от здоровья, становится хранителем целостности человека, образ которого предварительно задается и вычерчивается по лекалам культуры.

При более углубленном рассмотрении взаимодействия медицины и философии создается впечатление, что ведущую роль в этом процессе играла все-таки медицина, которая выработала теоретико-практическую матрицу воспроизводства опыта в своей сфере, позднее заимствованную философией.

На протяжении 2500 лет своего существования медицина неизменно удерживала целостность образа человека, сохраняя его при инструментально продуктивном, но и все более дробном, частичном воздействии на него. При этом, не впадая при этом ни в узкий, деформирующий человека технологизм, ни в иллюзии абстрактно-магического единства. Угроза утраты целостности человека под действием современных технологий была бы невозможной, если бы она не удерживалась в самой медицине на протяжении всего периода ее существования.

В наши дни появляется все больше свидетельств того, что прогресс современной техногенной цивилизации с ее установкой не покорение «естественной» природы, создание новой, «искусственной» природы и превращение ее в «неорганическое тело человека» переходит в какое-то принципиально новое качество. Предметом такой стратегии покорения природы становится сам человек.

Искусственная модификация человеческого организма (трансплантация органов, воздействие на наследственность, вживление микрочипов), новая волна споров о допустимости эвтаназии, дискуссии о клонировании, возрождение евгеники и т. д. указывают на то, что нарушаются складывавшиеся тысячелетиями стандарты «антропологической неприкосновенности» и в «зону риска» вводится само бытие человека как биологического существа.

Это значит, что прежний, относительно устойчивый баланс «естественного» и «искусственного», «природного» и «культурного», в рамках которого до сих пор протекало существование человека и поддерживалась неизменность его биологического статуса, сдвигается в сторону всеохватного доминирования «культуры» над «природой».

Несомненно, что именно сегодня философия должна дать рефлексивную оценку складывающейся ситуации. В этих условиях нужно говорить о самых разных ипостасях философского знания, которые напрямую связаны с этой проблемой. А именно о новой онтологии, о новом видении мира в новых условиях, о соотношении человека, природы и мира, о новых познавательных методах, о новой гносеологии. Философия в новых условиях должна выйти на какой-то принципиально новый, не освоенный прежде уровень, подготовить «качественный переворот в мировоззрении, содержание которого в том, чтобы понять мир как следствие бытия человека».

Применительно к самому человеку вопрос встает так: «Способен ли человек быть одновременно субъектом и объектом модификации собственной природы?», – что в очередной раз, но по-новому ставит вопрос о месте человека в мире, о гуманизме, о человеческом в человеке, о его природе.

Исключительно ценностного подхода, выделения и введения каких-то этико-нормативных параметров и ограничений тут явно недостаточно, поскольку на практике все они явно не способны воспрепятствовать «сомнительным» воздействиям на естество человека (легализация эвтаназии в ряде стран, операции по перемене пола, прецеденты заморозки и т. д.) и, кроме того, они сами нуждаются в обосновании, т. к. исходят из априорно принимаемых представлений о сущности, назначении и смысле жизни человека – из понятия о человеческой природе.

В этих условиях целесообразно обратиться к феномену медицины, назначение которой всегда заключалось в осмысленно-рефлексивном и в то же время непосредственно-практическом воздействии человека на свою собственную природу.

Опыт медицины может стать весьма полезным для современной философии:

– во-первых, по той причине, что возникали и развивались эти два вида рефлексии в самом непосредственном взаимодействии, согласно знаменитому тезису Гиппократа «врач-философ подобен богу»;

– во-вторых, для медицины на протяжении всей истории ее существования определяющим оставался вопрос «Что такое человек?»;

– в-третьих, медицина – наиболее наглядный пример того самого воздействия «культуры» на «природу», «искусственного» на «естественное», которое столь угрожающим образом проявляет себя в некоторых характеристиках совершающегося сегодня «онтологического сдвига».

В сущности, медицина и философия представляют собой два однородных по структуре и по цели варианта рефлексии на процесс культуры, с той только разницей, что для медицины предметом интереса и воздействия являются индивидуально-организменные составляющие антропосоциокультурного бытия, а для философии таким предметом становится вся культура, т. е. опосредствованное всем массивом общечеловеческого коллективного опыта отношение человека к самому себе.

И медицина, и философия пронизывают друг друга и в своем историческом развитии, и в синхронном социокультурном взаимодействии. Медицина – это практическая философия, а философия выступает в качестве теоретического основания медицинского знания.


Альков В.А.

ХНМУ

ЗМІНИ В ЯКОСТІ МЕДИЧНОГО ОБСЛУГОВУВАННЯ ПСИХІЧНО­ХВОРИХ У ХАРКІВСЬКІЙ МІСЬКІЙ ЗЕМСЬКІЙ ЛІКАРНІ ТА ЇЇ
КОЛОНІЇ У СВАТОВІЙ ЛУЧЦІ НА ПОЧАТКУ ПЕРШОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ

Харківська міська земська лікарня, спеціалізуючись на психіатрії, була одним з найбільших і найкращих закладів цього профілю в Російській імперії. Проблеми з підбором кадрів, та, відповідно, якістю обслуговування були властиві їй перманентно, та особливо вони загострились у зв’язку з мобілізацією 1914 р. Підбір персоналу у військовий час, за словами доктора А. Гейма­новича, залишав бажати кращого [6, c. 5 (4)].

Станом на 1913 р. понад 15 років прослужило 9 фельдшерів, понад 10–25, понад 5–9, 2–5 років – 18, до 1 року – 7. 14 фельдшерів взагалі не мали медичної освіти. Плинність кадрів, особливо молодшого персоналу, була дуже великою. Молодший персонал, що прослужив менше 3 міс., складав 73 чол., до року – 90, понад рік – 66, 2–5 років – 76, понад 5 років – 79 [5, c. 26]. 1914 р. було призвано до армії 6 лікарів-психіатрів з 10. 2 місця так і лишились вакантними, а роботу було розподілено між іншими лікарями, що фактично позбавило й так перевантажену лікарню фахової допомоги. Про падіння її рівня свідчить те, що серед психічних хвороб у звіті за 1914 р. відносну більшість становили ті, форма яких не визначена – 1203 випадки. Лікування таких пацієнтів не було можливим. 1914 р. з 63 фельдшерів 12 виконували, крім своїх, ще й обов’язки наглядачів, тобто молодшого персоналу. Фельдшерів через мобілізацію замінювали учнями фельдшерської школи або наглядачами. Тільки в двох психіатричних відділеннях були окремі наглядачі, іншим доводилось виконувати ще й фельдшерські обов’язки. Служителів у психіатричних відділеннях навіть стало більше – 372 замість 318, та вони були практично непідготовлені, а кількість хворих також зросла [6, c. 2–3, 12, 34, 38–39].

У колонії Сватова Лучка кількість фельдшерів весь час була недостатньою через призов до армії. Тривалий час працював тільки один фельдшер, тому постійних чергувань середнього персоналу не могло бути. Були навіть періоди, коли колонія лишалась взагалі без середнього медичного персоналу. Призови не дозволили запросити кількох кандидатів. Тому помічниками фельдшерів ставали люди, які не мали жодної медичної підготовки. Траплялось також, що більше половини молодшого персоналу потрапляло під призов. Тому нормальний догляд за хворими був неможливий. За свідченнями джерел, новонабраний персонал був не просто безпорадний, а й навіть шкідливий. Приміром, служитель Г. Маринич побив хворого Д. Слєпцова у відповідь на те, що той його вдарив. Тому з осені 1915 р. було запрошено жінок-доглядальниць. Значних нещасних випадків не траплялось лише через загалом спокійний контингент пацієнтів колонії [1, арк. 20–21, 30–31, 37, 41].

1913 р. служителів лікарні звільняли з наступних причин: за власним бажанням – 102, самовільно втекли з служби – 5; за жорстокість до хворих та побиття – 9, за пияцтво – 1, за непридатність – 7, за бійку – 4, за крадіжки – 2. 1914 р. за власним бажанням звільнилось 390, призвано до війська – 138, самовільно втекли з служби – 8; за жорстокість до хворих вигнали 51, за пияцтво – 5, за непридатність – 15, за бійку – 10, за крадіжки – 8 [5, с. 27; 6, c. 42]. Отож, ми бачимо, що у 7 разів зросла кількість знущань з хворих та вдвічі кількість непридатних і хуліганів, майже у 4 рази – кількість звільнень за власним бажанням, у 5 разів – за пияцтво, у 4 рази – за крадіжки. Більше стало втікачів зі служби [4, с. 22]. Відповідно, проблемою була гірша якість персоналу через набір випадкових людей. У газеті «Южный край» писали, що «жах охоплював перед кричущими фактами з життя Сабурової дачі» та наводили 12 випадків переламів ребер у пацієнтів. Також лікарі добу не надавали допомогу хворому Дьяченку, внаслідок чого той помер [2, арк. 54]. Суд побачив у цій справі злочинну службову недбалість. При розгляді справи було виявлено, що був відсутній добре навчений персонал та лікарський нагляд [3, арк. 6–7].

Втім, слід відмітити й зменшення смертності серед хворих з 9 до 7,5 % [4, с. 12–13; 5, с. 21]. Показники ефективності лікування змінились незначно: 1913 р. одужало при виписці 198 чол., з покращенням виписалось 587, без покращення – 373 [5, c. 21]. 1914 р. одужала при виписці та ж кількість, з покращенням виписались 654, без покращення – 578 [6, c. 28].

Таким чином, незважаючи на катастрофічну кадрову ситуацію, зумовлену хронічним браком кваліфікованих кадрів та мобілізацією, лікарні та колонії вдавалось підтримувати показники лікування на рівні загалом некатастрофічних. Та фаховий нагляд виявився недостатнім, що спричинило значне падіння якості медичної допомоги психічнохворим.
ЛІТЕРАТУРА

1. Державний архів Харківської області (ДАХО). Ф. 304 Харківська губернська земська управа. 1865–1914 рр. Оп. 1. Спр. 847. Отчёт о лечебной и финансово-хозяйственной деятельности колонии для душевнобольных Харьковского губернского земства в слободе Сватовой Лучке за 1914 год. 1915 р., 30 арк.

2. ДАХО. Ф. 304 Харківська губернська земська управа. 1865–1914 рр. Оп. 1. Спр. 848. О травмах у беспокойных душевнобольных, причинённых ими самими, другими больными и служащими психиатрической больницы. 1914 р., 61 арк.

3. ДАХО. Ф. 304 Харківська губернська земська управа. 1865–1914 рр. Оп. 1. Спр. 865. Переписка с врачебным отделением губернского правления и старшим врачём губернской земской больницы о принятии мер по улучшению ухода за душевнобольными в связи со смертью больного Дьяченко. 1915–1916 рр., 31 арк.

4. Краткий обзор деятельности Харьковской губернской земской больницы за время с 1865–1916 г. (составленный по отчётам больницы). – Харьков : Печатня С. П. Яковлева, б. г. – 40 с.

5. Медицинский отчёт по Харьковской губернской земской больнице и связанным с ней учреждениям за 1913 год. – Харьков : Печатня С. П. Яковлева, 1915. – ІІ, 124 с.

6. Медицинский отчёт по Харьковской губернской земской больнице и связанным с ней учреждениям за 1914 год. – Харьков : Типография М. Зильберберг и С-вья, 1916. – ІІ, 115, 6, 19 с.
Алексеенко Р.В., Рисованая Л.М.

ХНМУ

ЗДОРОВЬЕ КАК ГАРАНТ УСПЕШНОГО
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье человека – один из наиболее важных аспектов жизни. Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными.

Здоровье граждан – гарантия процветания страны. В суете повседневной жизни мы стали забывать, насколько важно заботиться о своём здоровье. Среди украинцев мало тех, кто думает о нем, бережет его с детства и юности. Мы растрачиваем свое здоровье, искренне считая, что оно бесконечно.

Прав был английский священник и историк Томас Фуллер, когда говорил: «Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь».

Выдвижение вопросов охраны здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований.

Об этом редко кто задумывается в раннем возрасте. Проблема здоровья начинает волновать нас, когда этого самого здоровья стало так мало, что мы поневоле начинаем беречь его остатки: посещаем врачей, садимся на диеты, вычитываем «бабкины» советы, записываем рецепты оздоровления, услышанные от случайных попутчиков в транспорте...

Любая болезнь возникает задолго до проявления клинической картины. Конечно, медицина может стать только профилактической, и тогда основная задача врача будет не лечить, а предупредить болезнь. Это возможно при проведении целого комплекса предупреждающих мероприятий.

Сказанное еще раз убеждает нас в том, что формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) представляет собой одно из важнейших направлений современной медицины. Обуславливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, ЗОЖ в конечном счете определяется самим человеком, его деятельностью и поведением. Поэтому чрезвычайно актуальным для формирования ЗОЖ является воспитание ответственного отношения каждого человека к своему здоровью и здоровью окружающих.

В понятие ЗОЖ входят: безопасная и благоприятная среда обитания, правильное питание, физически активная жизнь, соблюдение правил личной и общественной гигиены, отказ от вредных привычек, эмоциональное самочувствие.

Чаще всего формирование у большинства людей ЗОЖ, которое в результате способствует заметному укреплению и улучшению здоровья, поэтапно осуществляется на трёх так называемых уровнях: промышленном, общественном и личностном.

Промышленный: определённые условия жизнедеятельности человека, в которых производится экологический контроль.

Общественный: пропаганда и информационная работа.

Личностный: система ориентиров ценностей для человека, основа бытового уклада в семье.

Мы все время рассматриваем человека как разрозненный набор инструментов для функционирования в этом мире – интеллект отдельно, эмоции – отдельно, тело – само по себе. И именно в этом заключается наша главная ошибка.

Человек – целостная система, в которой одинаково важны тело, эмоции, интеллект, дух. И нельзя строить свою жизнь только в одном из этих «измерений», игнорирую другие сферы жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Каждый вправе сам выбирать жизнь, которая делает нас счастливее. Но сложно не согласиться с тем, что нет ничего более приятного, чем прожить долгую счастливую жизнь в красивом и здоровом теле, в хорошем настроении, получая удовольствие от каждой минуты, воспитывая здоровых детей, а потом встретить старость в бодром духе и без сожалений о пройденном пути.
Байрачный К.А.

ХНМУ

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Одной из особенностей периода пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и у больных людей является прогрессирующая социально-психологическая дезадаптация. Изменения социального статуса связаны с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании из-за тяжелых инвалидизирующих заболеваний, ухудшением экономического положения. Неспособность адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, особенно в связи с нестабильной экономической ситуацией, и самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости пожилого человека от других членов общества, что вызывает у многих стариков чувство неполноценности, бессилия, бесперспективности дальнейшего существования. В результате могут развиться тревожные состояния, депрессии, ипохондрические синдромы.



Не менее важной клинической проблемой гериатрии являются трудности диагностики, одной из причин которых принято считать особенности течения заболеваний у пожилых людей. Происходящие по мере старения организма изменения в структуре и метаболизме тканей неизбежно отражаются в той или иной степени на функции ряда органов и систем, а, следовательно, и на количественных показателях, получаемых при лабораторно-инструментальных обследованиях пожилых.

Одной из особенностей больных пожилого и старческого возраста является полиморбидность, т. е. наличие у большинства из них нескольких заболеваний, каждое из которых имеет свои специфические проявления, особенности течения, осложнений, различный прогноз, по-разному влияет на качество жизни и требует соответствующей индивидуализированной терапии. Следует иметь в виду, что в условиях полиморбидности происходит сложное переплетение многих симптомов, может снижаться их привычная диагностическая ценность, и в то же время различные проявления могут потенцировать друг друга, усиливая клинические симптомы.

Для благоприятного общения с пациентами важно распознавать эмоциональные моменты, присущие людям, страдающим заболеваниями, или немощным. Это задача расширяет понятие просто выслушивания старика до активного диалога с ним. Общий язык необходимо находить и на словесном уровне.



С учетом современных тенденций в гериатрии основной акцент должен быть сделан на внебольничных формах ведения больного, главным образом в поликлинике, на дому, в дневных стационарах и т. д. Врач должен отдавать себе отчет в том, что помещение пожилого больного в стационар само по себе является для него стрессовой ситуацией, поскольку нарушает сформировавшиеся жизненные стереотипы, лишает возможности общения с близкими или ограничивает его. 

Принятие решения о назначении лечения, в том числе медикаментозного, является важным и ответственным шагом в ведении пожилого больного и нередко представляет серьезную, постоянно возникающую в гериатрической
практике проблему. При принятии решения следует не только и не столько ориентироваться на различные клинические симптомы и отклонения в лабораторных показателях, сколько оценить влияние выявленных нарушений на физическую активность, социально-психологическую адаптацию и другие показатели качества жизни.

В некоторых ситуациях гораздо важнее и целесообразнее воздержаться от активной, в том числе и медикаментозной терапии и ограничиться психотерапией, диетологическими рекомендациями, кинезотерапией. Важное значение в ведении пожилых больных приобретает своевременное выявление побочных реакций на медикаментозную терапию. 

При ведении больных пожилого и старческого возраста врачу приходится решать не только чисто клинические, но также психологические, деонтологические, социальные и другие проблемы, что требует он него профессиональных умений и навыков, базирующихся на учете особенностей данного возрастного контингента, знание которых во многом позволяет определить стратегию и тактику ведения пожилого больного. Очевидно, что для успешной работы в данной области врач должен опираться на обширные знания и опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семеновских С.В. Особенности психотерапии в условиях гериатрического стационара // Материалы межобластной научно-практической коференции "Геронтология и гериатрия". – Екатеринбург: Изд-во УрГМА, 1999. – С. 90.



2. Михайлова Н. М. Пути совершенствования амбулаторной терапии психических нарушений у лиц пожилого и старческого возраста. Клиническая геронтология, 1996; 1:3–7.

3. Лазебник Л. Б. Семиотика и диагностика в гериатрии. Клиническая геронтология, 1995; 1:44–7.
Баришовец А.В.

ХНМУ

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННЫХ БИОТЕХНОЛОГИЙ

Проблема биотехнологий – лишь часть проблемы научных технологий, которая коренится в ориентации европейского человека на преобразование мира, покорение природы, начавшееся в эпоху Нового времени. Биотехнологии, стремительно развивающиеся в последние десятилетия, на первый взгляд приближают человека к реализации давней мечты о преодолении болезней, устранению физических проблем, достижению земного бессмертия посредством человеческого опыта. Но с другой стороны они порождают совершенно новые и неожиданные проблемы, которые не сводятся только к последствиям долговременного употребления генетически измененных продуктов, ухудшению человеческого генофонда в связи с появлением на свет массы людей, рожденных лишь благодаря вмешательству врачей и новейших технологий [1].



Были созданы такие технологии, которые если и не приведут к вечной жизни в ближайшее время, то значительно увеличат срок жизни и обеспечат достойное существование многим людям. К таким технологиям относятся: а) использование стволовых клеток; б) ксенотрансплантация; в) биомехатроника; г) использование нанороботов и так далее. Говоря о биотехнологиях, имеются в виду, прежде всего биомедицинские технологии, включающие классические методы врачевания (в том числе и психоанализ), его новейшие формы – генодиагностики и генотерапии, клонирования, трансплантологии, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, в психофармакологии, а также основанные на медицинском фольклоре массового сознания практики контроля телесных и психических функций [2].

Философы и биоэтики обнаружили, что биотехнологии в области деторождения и изменения пола в будущем чреваты исчезновением мужских и женских социальных ролей. Культура «unisex», первоначально обосновавшаяся на телевидении и на страницах глянцевых журналов моды, вместе с упрощением одежды, стиля, манер поведения незаметно пришедшая в нашу повседневную жизнь, развивается, заявляя о себе посредством скандальных акций и пропагандой сексуальных извращений. Сегодня она находит невольную поддержку себе в лице медиков и биотехнологов. Биотехнологии способствуют изменению понимания целостности человека, представлений о семье, т. к. искусственные процессы чадородия поддерживают однополые браки и популяризируют безразличие к делению на мужское и женское. Под угрозой оказывается семья в том традиционном значении этого слова, которое веками складывалось в рамках европейской цивилизации. Технология Экстракорпорального оплодотворения не только дает возможность иметь ребенка вне семейных отношений, оно оказывает косвенную поддержку различным формам однополого сожительства. Гомосексуалисты могут заказать себе детей, хотя при этом грубо попираются права этих детей на нормальные семейные отношения. Таким образом, общество, его ценности и сценарии поведения оказываются в зоне риска. 30 лет назад был изобретен метод Экстракорпорального оплодотворения, за это время на свет появилось около 4 миллионов людей, рожденных искусственным образом. Но семьи, обращающиеся к этому методу не всегда в курсе о возможных его негативных последствиях и этических проблемах, связанных с ним. Прежде всего речь идет о проблеме возможных многоплодных беременностей как следствие ЭКО. Поскольку с медицинской точки зрения 5–6-плодная беременность приведет к нарушению в развитии всех плодов, практикуется практика «редукции эмбрионов» (убийства части плодов), что недопустимо с христианской точки зрения, признающей эмбриона человеком, имеющим душу. ЭКО дает возможность получить потомство от тех людей, которые по естественным причинам не могут их иметь, практика показывает, что бесплодие взаимосвязано с генетическими отклонениями и рожденные таким образом дети могут иметь отягощенное генетическое наследие [3].

Таким образом, можно отметить, что новейшие биотехнологии не совсем безопасны с точки зрения здравоохранения, их применение не урегулировано юридически, часть из них противоречит человеческой этике и богословски они не обоснованы. Также можно сказать, что вред или польза всех научных технологий связаны с тем в чьи руки они попадают – являются ли цели людей их использующих нравственными или наоборот безнравственными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биотехнология [Электронный ресурс]. Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki/Биотехнология



2. Тищенко, П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий / П.Д. Тищенко. – М. : ИФРАН, 2001. 177 с.

3. Экстракорпоральное оплодотворение / Кэй Элдер, Брайан Дэйл ; пер. с англ. – М. : МЕДпресс – информ, 2008. – 304 с.
Баталина Д.Д.

ХНМУ

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Проблемы взаимодействия человека и информационной среды
123456789 -> Некоторые аспекты проблемы идентичности в условиях современного коммуникативного пространства
123456789 -> Севастопольский национальный
123456789 -> Программа и материалы методического семинара преподавателей хгу «нуа» 30 января 2009 г. Харьков Издательство нуа 2009
123456789 -> Міністерство освіти І науки України І88К 0453-8048 вісник
123456789 -> Кожина Г. М. Психіатрія дитячого та підліткового віку/ Г. М. Кожина, В. Д. Мішиєв, Е. А. Михайлова, Чуприков А. П., Коростій В.І., Самардакова Г. О., Гайчук Л. М., Гуменюк Л. М. Підручник
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Ноосфера і цивілізація
123456789 -> Министерство транспорта РФ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница