Тема проекта: Духовно-нравственный облик учителя условие духовно-нравственного воспитания ученика



Дата15.05.2016
Размер0.73 Mb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №48 г. Белгорода

Тема проекта: Духовно-нравственный облик учителя – условие духовно-нравственного воспитания ученика

Выполнила: учитель Котельникова И.С.

Белгород-2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 1. Духовно-нравственное воспитание – основа образования 5

2. Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию

детей на примере МБОУ СОШ №48 г. Белгорода 11

Заключение 14

Список литературы 16

Приложение 17



Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа.

Основной вопрос, ответ на который человечество ищет издавна: как ребёнок, родившийся простым индивидом, в процессе воспитания становится личностью — существом социальным? Каким образом это социальное существо наполняется всей совокупностью духовно-нравственных черт, собственно и делающих его Человеком? Какую роль в этом наполнении играет педагог (учитель, воспитатель)? Какие механизмы помогают ему формировать и развивать духовно-нравственные качества ребёнка?(1)

Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:



  1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко

нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  1. в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  2. само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  3. вооружение духовно- нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблемой исследования является влияние личности педагога на создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.

Целью исследования является теоретическое обоснование влияния педагога на воспитательный процесс.

Объект исследования – педагогический процесс.

Предмет исследования – роль педагога в духовно- нравственном воспитании детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить условия духовно-нравственного воспитания детей;

2) роль личности педагога в процессе духовно- нравственного воспитания.

3) провести анализ работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в общеобразовательном учреждении.



  1. Духовно-нравственное воспитание – основа образования

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. И главной задачей является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Учитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией. Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить?

Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.(2,501)

Духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своем корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты, в отличие от атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности (2,513) . Призвание учителя в православном осознании открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божия, что вернее всего содействует истинному благу людей.

В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пишу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей! Из детей вырастут отцы и матери, и что было воспринято ими в детстве, то отзовется в их старости. В детях - будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами взойдет и даст плод. Каков он будет? Сколько надо уверенности в себе, в своих силах и мужества, чтобы бестрепетно принять на себя ответственность за этот посев. Высокое звание учителя может быть оправдано только исполнением возложенных на него обязанностей и надежд, ибо целые поколения могут быть воспитаны им для добра. Влияние учителя хотя и не прямо, но, тем не менее, сильно может распространяться и на семьи учеников. В то же время христиански воспитанные дети сами служат живым примером доброго воспитания. С течением времени, когда дети возрастут в мужей, станут отцами, влияние доброй школы мало-помалу распространится на все общество. Добрые нравы, трудолюбие, спокойствие, трезвость, общее благосостояние - все это верные следствия доброго воспитания; их формированию учитель может оказать благотворное содействие, если он добросовестно и умело будет выполнять свои обязанности (2, 548).

Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание - значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему? В беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский обращает внимание на цель человеческой жизни, которая, как он объясняет, заключается в стяжании Духа Божия: «Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которыя вам больший прибыток дают... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитеся; много дает Духа Божия пост, поститеся; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте» (2,186-187). Если добродетель, которую вы творите в процессе своей деятельности, открывает ваше сердце действию Божественной благодати, тогда ваша работа становится вашим призванием. «Если общение с детьми, — пишет С.С. Куломзина, - участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, — вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога» (4. 102)

Апостол вопрошает: «Все ли учители?» (1Кор. 12, 29). Другой предостерегает непризванных: «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3. 1).

На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях ранним стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, служить и помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотою и сердечностью руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и, особенно, радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей - мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее и, не находя ее, считает себя жертвою, хотя на самом деле жертвою является школа. Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы на развлечения и удовольствия и заботится более о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему учеников. Такой учитель обучает плохо, еще хуже у него дело обстоит с воспитанием, ибо между учителем и учениками нет никакой духовно-нравственной связи (2,549). Русский православный педагог Рачинский сказал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный - и потому великий» (5. 111).

Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей и укрепляющей радостью. Ночью и днем будет думать он о своем деле, в которое вкладывает душу, в смирении и скромности будет совершать он свой подвиг, добровольно, с Божьего благословения взятый на себя, восходя из силы в силу.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. В раннюю пору, когда дети еще не живут своим умом, они присматриваются к другим людям и незаметно усваивают не только привычки, внешнее поведение, но и взгляды взрослых. Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые, так или иначе, обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках - об этом нам надо знать и помнить. (5. 93)

Понимая силу влияния личности учителя на учеников, сам педагог должен сознавать, что его внешне активное влияние на детей ограничено. Общение с ребенком происходит главным образом в школе, но это лишь часть жизни ученика. Эта ограниченность общения обязывает учителя концентрировать все свои знания, опыт, профессионализм, чтобы понять причины и смысл поведения ребенка. При этом следует помнить и оценивать пределы своих возможностей.

Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.

В основе всех нравственных качеств воспитателя должна лежать религиозность. Религия исповедуется не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такое исповедание веры образует религиозную настроенность, составляющую первое и главное нравственное качество в учителе. Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека: она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту. Источник религиозности - глубокая, живая вера.(2,552)

Уже несколько лет в школах Российской Федерации успешно преподается курс «Православная культура». Данный курс является необходимым аспектом духовно-нравственного воспитания учащихся. Изучая православную культуру, школьники познают не только ценность православных традиций, но и углубляют свои знания в области родной культуры, истории и литературы.



2. Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей на примере МБОУ СОШ №48 г. Белгорода.

В МБОУ СОШ №48 г. Белгорода курс «Православная культура» является важной частью школьной учебной программы.

Цели работы:

- знакомство с основами православных традиций, историей православия на Руси;

- воспитание духовно-нравственной личности посредством аспектов христианской православной веры.

Направленность:



  1. Духовно-нравственная;

  2. Просветительская

  3. Патриотическая

  4. Культурологическая.

На 2012-2013 учебный год был составлен и выполнен план по духовно-нравственному воспитанию по следующим направлениям:

  1. Работа с педагогическими кадрами: проведение семинаров и консультаций для классных руководителей способствовало качественному проведению классных часов по духовно-нравственному воспитанию. Для учителей-предметников были проведены консультации по интеграции православной тематики в содержание учебных предметов.

  2. Выступление педагога-организатора по духовно-нравственному воспитанию на классных родительских собраниях, проведение консультаций по духовно-нравственному воспитанию для учителей и родителей с приглашением священнослужителя.

  3. Организация лекториев для родителей по темам: «Социальный фактор и православие», «Пути преодоления вредных привычек ребенка»; анкетирование.

  4. Проведение мероприятий, посвященных православным праздникам и традициям.

  5. Для обучающихся старших классов были организованы просмотр и обсуждение фильмов.

  6. Ученическим самоуправлением школы были проведены акции милосердия «Доброе сердце», «Волна памяти», «Мы – против сквернословия». Это содействовало формированию нравственной и эстетической культуры обучающихся, их ориентации на духовно-нравственные ценности русской культуры.

  7. Была организована выставка рисунков и поделок обучающихся, а так же конкурс выразительного чтения стихов и прозы о нравственности, духовности и человечности.

  8. Проведение областного семинара по курсу «Православная культура».

  9. Участие в беседах «круглого стола» в духовном центре «Преображение».

  10. Обучающиеся посещали храмы г. Белгорода.

  11. 24 и 25 мая 2013 г. будут проведены мероприятия, приуроченные Дню славянской письменности и культуры.

  12. Обучающиеся нашей школы принимали участие в городских конкурсах творческих работ православной и патриотической тематики.

  13. С целью приобретения знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности были проведены тематические дни и недели православной направленности «Святитель Иоасаф – небесный покровитель святого Белогорья», «Неделя православной культуры в школе», «Святая Пасха», «Русские традиции и православные праздники».

  14. Школьный хор «Радость» выступил с программой пасхальных песнопений.

  15. В течение года обучающиеся принимали участие в уроках мужества, встречались с ветеранами. Эти уроки способствовали выработке высокого ценностного отношения к духовному, историческому наследию святого Белогорья, России.

  16. Проведение праздников микрорайона способствовало духовному просвещению и нравственному воспитанию в школе и семье, что в свою очередь усиливает свое благотворное влияние на общественные процессы, способствует нравственному прозрению общества, пробуждает религиозно-национальное самосознание.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости и целенаправленности изучения курса «Православной культуры» в учебном плане нашей школы: духовность, нравственность, знание православных традиций – необходимые аспекты в воспитании полноценной личности.


Заключение

Подводя итоги всему, что было сказано выше, учитель должен быть сыном своего народа, любить его и эта любовь инстинктивно коренится в каждом, но в учителе она должна быть сознательной и основываться на понимании духовных свойств, задач и потребностей народа. Он должен воспитывать

в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать любовь к Отечеству, способную на самопожертвование. Чувство это, которым была сильна русская земля, возникает, прежде всего, в семье. Что же может сделать учитель для развития и укрепления этой любви?

Прежде всего, он сам должен быть проникнут любовью к Отечеству. Нельзя воспитать в других то, чего сам не имеешь.

Добросовестность составляет высокое нравственное качество учителя и состоит в непосредственной связи с живым чувством долга. Добросовестный человек не примет на себя обязанностей учителя легкомысленно, не чувствуя к этому призвания, а приняв обязанности, будет смотреть на их исполнение как на нравственный долг.

Учитель имеет дело с детьми. Дети, как известно, отличаются живостью, склонностью к частой перемене впечатлений. Их внимание во время учения часто отвлекается посторонними вешами. При продолжительных занятиях дети начинают скучать. Если взять во внимание свойственные детскому возрасту легкомыслие, неумеренную резвость, недостаточную сосредоточенность, забывчивость, рассеянность, упрямство, капризы и тому подобное, становится понятным, почему терпеливость становится для учителя одним из важных качеств. Нужно сильно любить детей, чтобы иметь к ним снисхождение и не раздражаться. Детей нельзя мерить взрослою мерою. Нужно понимать детские потребности и несовершенства. Тот не годится и учителя, кто при всякой неудаче и погрешности ребенка выхолит из себя, гневается, пытаясь таким способом добиться внимательности, послушания и памятливости. Терпеливым быть нелегко. Нужно иметь большое самообладание и навык в обращении с детьми. То и другое приобретается трудом, личным опытом, а также самонаблюдением.

Любовь, свойственная каждому христианину, особенно нужна тем, кто занимается воспитанием людей. Любовь есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю уготовано положение отца. Любовь порождает доверие, а доверие порождает любовь(3).

Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Человек с твердым характером имеет определенные правила и цели, с ними согласует свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность или бесхарактерность в воспитателе хуже всего. Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня, желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, то как можно назвать его воспитателем! Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе.

Учитель обязан быть справедливым. Всякая несправедливость, пристрастие тяжело отзываются на учениках. Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось, он должен стараться беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях, опасаться действовать по произволу или под воздействием сиюминутных впечатлений. Прежде чем решиться на принятие мер, необходимо все обдумать — следовательно, учитель должен иметь рассудительность, спокойствие духа и самообладание.

Все эти качества нужны, чтобы авторитет учителя высоко ценился и чтобы дети относились к нему с полным доверием.(2,560)



Список литературы:

  1. Сборник Методические ориентиры, статья «Роль современного педагога в школе» Н. К. Антюфеева;

  2. Учебное пособие «Православная педагогика» протоиерей Е. Шестун.- Москва 2002 г.

  3. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М.. 1994

  4. Нилус С.А. Великое в малом. - Сергиев Посад, 1992.

  5. 9 Просветитель. - М.. 1994. - № 1.















Каталог: download -> version
version -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
version -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п'ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского.,  М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница