Теоретические основы проблемы формирования правовой культуры подростков



Скачать 153.82 Kb.
Дата13.05.2016
Размер153.82 Kb.
ТипАнализ
Теоретические основы проблемы формирования правовой культуры подростков.

Проникновение в сущность правовой культуры невозможно без правильного истолкования родового исходного, наиболее общего понятия «культура»

Анализ научной и справочной литературы позволяет выявить на сегодняшний день около 400 подходов к определению сущностных черт культуры.

Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. характеризует культуру «как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»

Философское понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Наиболее общими признаками культуры является следующее:



  • Источником культуры выступает общественный труд. Но не всякий труд создает культуру, а лишь труд общественно-полезный. Следовательно, не всякий продукт труда является достоянием культуры, а лишь обладающий общественной ценностью, способствующий прогрессивному развитию человека и общества;

  • Сущность культуры состоит в творческом характере общественно-полезной деятельности людей. Поскольку развитие человека – результат труда, его собственной деятельности, постольку важнейшим продуктом и высшей ценностью является сам человек.

Именно личностный аспект культуры представляет интерес для нашего исследования..

Исследуя роль культуры в процессе социального становления личности, Л.Н. Коган1 отмечает, что культура дает возможность человеку не только адаптироваться в определенной системе общественных отношений, но и становится условием превращения каждого вида деятельности в арену самореализации. Культура влияет на всю структуру личности и все виды ее деятельности «В этом смысле культура выступает одновременно условием деятельности человека в любой среде, нормой и характеристикой этой деятельности»2

По мнению Туровского М.Б. и Туровской С.Б., человек выступает как субъект культуры двойственно – «и как восприемник исторического наследия, и как творческое начало истории»3. Таким образом, содержание образования должно быть направлено как на приобщение к культурному наследию, так и на формирование личности как субъекта культуры.4


Культура является тем механизмом, благодаря которому личность формирует и реализует свои сущностные силы.

Еще Гегель отмечал, что формирование индивида идет «путем переработки себя в процессе культуры». Эта «переработка» и есть развитие личности, реализация ее социальных сил, которые осуществляются именно посредством культуры.

Даже в обыденном сознании культура связывается с развитием личности. Слова «развитой человек» и «культурный человек» обычно звучат как синонимы.

С древнейших времен важнейшая функция культуры раскрывалась понятием, предложенным Цицероном: «culturoanima» - возделывание, взращивание души.

Наиболее очевидна та функция культуры, на которую обратили внимание еще античные философы, а затем философы Просвещения и Гегель. Это функция «возделывания» человека, или, говоря современным языком, его социализации путем передачи ему опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Еще античные мыслители обратили внимание на органическую связь культуры с деятельностью человека, рассматривая культуру как возвышение деятельности человека до всеобщих навыков, умений, знаний. Этот процесс они и считали овладение культурой, возвышением личности до всеобщего социального опыта. Анализируя «Энеиду» Вергилия, Г.С. Кнабе отмечает, что в ней дано «понимание культуры как деятельности, направленной на организацию и очеловечивание мира и жизни»5

Ф. Бэкон, видя в культуре путь человека к свободе, считал: «Ведь тот, кто знает свое дело, тот достигает своей цели, и всякий мастер – повелитель своего творения»6

Аналогичные мысли высказывал и Т. Гоббс. «Новые изобретения в искусствах и ремеслах прекрасны, - писал он, - если они полезны, ибо тогда они свидетельствуют о необыкновенном мастерстве»

Идею связи культуры с деятельностью человека выразил Г.Ф. Гегель. В «Философии права» он культуру деятельности называл «практической» культурой и рассматривал ее как привычку, потребность заниматься данным видом деятельности.7

В деятельности человека Гегеля особенно интересовало возвышение специфического, особенного, присущего лишь данной личности, до уровня всеобщего, то есть до уровня общезначимых навыков и умений. Средством такого возвышения он и считал культуру.8

Гегель понимал культуру довольно широко, поставив вопрос о теоретической и практической культуре, культуре языка и мышления, о культуре как этике.9

Гегель утверждал, что культура развивает и обогащает человеческие потребности. «… Нет предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей»10.

Дискуссия исследователей о сущности культуры как общественного феномена имеет одно общее основание, (в чем соглашались и материалисты и идеалисты), - культура признается «человекотворческой» стороной социальной деятельности людей.

Человек – одновременно субъект и объект культуры. Вне человека, его общественных отношений культура не существует. «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека», - пишет Д.С. Лихачев.11

Бернард Шоу остроумно заметил: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то останемся при своих – у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей»12

Именно в таком непрерывно совершенствующемся обмене идеями, знаниями, навыками, умениями, способностями, потребностями и заключается культурная деятельность.

«Человеческая деятельность преобразует не только окружающий мир, но и самих ее участников. В этом случае обмен деятельностью как неотъемлемый элемент общественных отношений предстает как обмен социальными силами. Иными словами, в процессе своей деятельности люди творят друг друга. Этот процесс, непрерывно происходящий в общественной жизни, описывается понятием «культура».13

В философской литературе нашел отражение вопрос о роли культуры как средства саморазвития и самореализации личности. Э.В. Ильенков отмечал, что «человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности только и исключительно в ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой».14

Овладение культурой не может происходить стихийно, автоматически. Ее нельзя приобрести как вещь, ее необходимо освоить. Процесс освоения культуры сложен и связан с поисками, пробами, ошибками.

Влияние культуры на личность противоречиво. С одной стороны, оно содействует приобщению человека к существующим в обществе системам знаний, навыков, принципов поведения и т.д.

А.Н. Леонтьеов писал, что специфические человеческие качества формируются индивидами «в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями»15.

Это усвоение и составляет содержание процесса социализации личности. С другой стороны, избирательное овладение ценностями культуры обеспечивает индивидуализацию личности, развитие ее неповторимых черт, способностей, дарований и т.д. В ходе такого избирательного освоения культуры, как мы видели, и обеспечивается иерархия установок и ориентаций личности, проявляется ее направленность.

Поэтому мы не можем согласиться с распространенным в нашей литературе подходом к культуре личности только как к освоению ею определенной суммы социальных ценностей и социальных качеств.16.

Освоение определенных ценностей, качеств и норм необходимо для человека, стремящегося стать культурным. Однако для действительной культуры личности одного освоения недостаточно. Для этого нужна и реализация накопленного богатства (знаний, норм, ценностей и т.п.) в социальной деятельности человека, в его повседневном поведении и общении с другими людьми.

На наш взгляд (Коган Л.Н.), фактом культуры становится лишь «объективное знание» или умение, т.е. то, что становится достоянием дпугих людей, поступает в сферу культурного взаимодействия, обогащает культуру общества. «Необъективированная» идея, пусть даже самая плодотворная, является фактом сознания индивида, но фактом культуры может стать лишь в результате ее объективации.17

О культуре личности следует судить не только и даже не столько по ее культурному багажу, сколько по ее реальной социальной деятельности и поведению. Поэтому критерием культуры личности выступает, по нашему мнению, реальная степень раскрытия и реализации сущностных социальных сил личности в ее практической деятельности.

Таким образом, Культура – совокупность необходимых и общеобязательных норм любой социальной деятельности.

Культура личности предстает как целый ряд взаимосвязанных культур. Поскольку на основе их лежат особые отношения человека к миру, специфические способы освоения его, то следует наряду с политической, экономической, эстетической и другими выделять и правовую культуру личности.

Анализ сущностных свойств культуры показывает, что она тесно взаимодействует с правом. Право есть социальное явление, без которого цивилизованное общество осуществлять не может.

Подобно тому, как культура является мерой качественной оценки цивилизованности общественных отношений и развития личности, право выступает качественным измерителем общественных отношений с точки зрения взаимодействия государства и личности, государства и гражданского общества. И культура и право являются общественными элементами «вертикального порядка»18 пронизывающим собой все сферы общественных отношений и виды деятельности.

Правовая культура как часть соционормативной культуры включает в себя сложный комплекс элементов правового характера.

По мнению Алексеева С.С. «правовая культура – это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требований верховенства права».

«Правовая культура общества, - считает Н.И. Элиасберг, - в качестве составных элементов включает юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию, то есть обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям, объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны.

Правовая культура в широком смысле слова – совокупность юридических компонентов в их реальном воплощении, комплекс представлений той или иной сущности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле слова – совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура выступает и как состояние, характеризующее человека. Правовая культура личности соотносится с правовой культурой общества как особенное и общее. Вместе с тем, содержание их различно, поскольку личностная правовая культура всегда эмоционально окрашена.

Таким образом, правовая культура личности – это совокупность правовых знаний, убеждений и установок, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества.

Ядром правовой культуры общества является развитое общественное правосознание, где формируются ценностные, нормативные основы правового бытия, сама идея закона, государства и власти. Развитое общественное правосознание является идейным источником созидательной деятельности людей в правовой сфере.

Правосознание – это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение, деятельность людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями.

В структуре правосознания выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Реализацию основных функций правосознания можно представить в виде следующей схемы:






Основные функции правосознания





Познавательная

Оценочная

Регулятивная

Психические компоненты

Интеллектуальный

Интеллектуально-эмоциональный

Интеллектуально-эмоционально-волевой

Результаты функционирования

Правовая подготовка

Ценностные отношения к праву и практике его применения

Правовые установки и ориентации

Эмпирические показатели

Юридические знания и умения ими пользоваться

Оценочные суждения (мнения)

Поведенческая позиция (решения)

Правовая культура общества оказывает прямое воздействие на правовую культуру личности, так как индивидуальное правосознание включающее такие основные компоненты как:



    • Правовые знания, представления, взгляды,

    • Правовые чувства,

    • Волю субъекта

отражает всю совокупность правовых явлений общества, как позитивных, культурных, так и негативных, антикультурных.

Побудительными факторами к позитивному волевому действию являются установки личности на соблюдение и укрепление правопорядка.

Индивидуальное правосознание может формироваться стихийно под воздействием правовой действительности, нередко противоречивой, опыта (подчас негативного) участия в правоотношениях в качестве их субъекта, а также под влиянием микросреды, в которой находится индивид. В связи с этим у личности нередко происходит становление ущербного правосознания, искаженного и однобоко отражающего правовую реальность.

Другой путь становления правосознания личности – это ее правовое образование, помогающее осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения.

Таким образом, в процесс правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование гражданина современной России должно ориентироваться на становлении правовой культуры граждан демократического общества.

Компонентами правовой культуры являются:


  • Система знаний о праве,

  • Ориентированное на соц. Ценность права и строгого правопорядка эмоциональное отношение к правовым явлениям – уважение к праву и активное неприятие нарушений правопорядка, установка на законопослушность, на практическое применение правовых знаний для решения личных жизненных проблем, на восприятие правовых предписаний как лично значимых и готовность проявить волю для их выполнения.

  • Социально-полезное поведение личности, проявляется в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, в защите своих прав, так как правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания. Она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях, она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей.

Правовая культура личности, так же как и правовая культура общества, - явление конкретно-историческое. Изменяются конкретно-исторические условия жизни общества – должно измениться и качество правовой культуры его граждан.

Способность граждан критически оценивать принимаемые законы, их готовность участвовать в подготовке законодательства, протестовать против законов, противоречащих принципам гуманизма и демократии, - обязательный компонент правовой культуры личности, живущей в демократическом обществе.

Актуальность осуществления целенаправленного эффектного правового образования, ориентированного на формирование правовой культуры личности, определяется потребностями государства, общества и личности, непосредственно связанными с теми процессами, которые характерны для современной России, и перспективными тенденциями ее развития.

Формированием следует считать не любой процесс развития, а только такой, «который по своей направленности носит финальный характер. Устремлен к осуществлению определенного целостного облика»19

Формирование правовой культуры – сложный процесс, на который в разной мере воздействуют самые различные факторы. И прежде всего – это социальные условия развития личности, степень активности, психолого-личностные качества, характер и содержание социальных противоречий.

Формирование правовой культуры можно представить исходя из содержания и конкретных особенностей правовой культуры педагогического коллектива и посредством выяснение последовательности воздействия правовых культурных ценностей на правосознание и поведение учащихся в правовых отношениях и правовой действительности.

Такой подход позволяет вычленить следующие элементы правовой культуры пед. коллектива: информационный блок, каналы правовой коммуникации, индивидуальное правосознание, правовая деятельность учащихся.

Рассмотрим их.

Учащиеся включаются в педагогический коллектив с уже с уже сложившейся под влиянием с., неформал. Поведения правовой культурой. В процессе дальнейшей социализации, приобретением и расширением дееспособности, учащиеся все более приобщаются к базовой правовой культуре общества, усваивают конкретно-определенные правовые нормы и ценности, приобретают определенную ценностно-правовую ориентировку. Включение в правовую культуру идет в основном в двух направлениях:


    • Учебно-воспитательный процесс

    • Личное участие в соц-правовой действительности.

Информационный блок включает: (от норм. Базы государства до школьной) – перечислены.

Содержание И.Б. передается посредством многочисленных каналов правовой комм-ции. Должна подаваться с учетом социально-культурного уровня конкретной группы.

Индивидуальное правосознание – единый блок, состоящий из ряда взаимодейств-х компонентов, выполняющих познавательные, оценочные и регулятивные функции. Структура правосознания состоит из последовательно соединенных, качественно различных, но нерасчлененных, существующих только в единстве правовых знаний и оценок, правовых интересов, социально-значимых мотивов и целей правоохранительной деятельности, правовых установок.

Правовые знания рассматриваются как результат эмоционально-нравственного и абстрактно-логического осознания информации, ее использование в правовой деятельности. А правовые установки как предрасположенность к конкретному акту правового поведения, как готовность действовать в рамках правовых норм, как процесс самореализации правовых норм и правил.

Вычленение обозначенных элементов правовой культуры педагогического коллектива позволяет определить не только истоки формирования правовой культуры, но и разработать конкретно-социологический инструментарий для исследований, подвергнуть его статистической обработке и обобщить полученные результаты.

Таким образом, правовую культуру учащихся можно рассматривать как определенный уровень и характер правовых знаний. Оценок и действий учащихся в социально-правовых отношениях, как совокупность познавательных, волевых и поведенческих характеристик, отражающих индивидуальное и общественное правосознание, правомерное поведение и социально-психическую готовность учащихся к……..

По своему содержанию она представляет собой структурно-функциональное единство элементов правовой культуры и признаков ее проявления.

Рассмотрев каждый из элементов правовой культуры учащихся можно представить модель организации работы по формированию правовой культуры учащихся.

Теоретическая модель правосознания и правового поведения.


Правовые знания



Правовые оценки

Правовое целеполагание

Правовое поведение

Правовые установки

Результат эмоционально-чувственного и абстрактно-логического осознания информации, ее использование в правовой действительности (практике)

Оценка права, признание его ценности, самоценности

Осознание потребности …, социально-значимых мотивов

Предрасположенность к конкретному акту правового поведения, как процесс самореализации

Единичный акт поведения, система правомерного поведения.



1 Коган Л.Н. Социальная культура и многостороннее развитие личности, М. 1976, с. 227.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка , М. 1997 г.

3 М.Б. Туровский, С.Б. Туровская, культурная сущность образования, Сб. Кутура, традиции, образование, 1990, вып. 1,с 102.

4 Спиркин А.Г. Философия: учебник. М. – Гардарика, 1998.

5 Кнабе Г.С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит. – История философии и вопросы культуры. М. 1975. с 91

6 Бэкон Ф. Соч. в 2 тт, т2, М. 1978, с 293

7 Гегель Г. Соч. тVII, с 222

8 см. тамже, с 214.

9 см. тамже, с 47, 215, 216.

10 см. тамже, с 221.

11 Лихачев Д.С. Возрождение и средневековье. – Русская литература, 1973, №4, с 115.

12 Знание – сила, 1982, №7. с 33. цитата.

13 Коган , стр 173.

14 Ильенков Э.В. Проблема идеального. Вопросы философии , 1979, №7, с 156.

15 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М. 1965, с 403.

16 Каган М.С. Человеческая деятельность , с 183.

Лармин О.Структура культуры и место в ней нравственной культуры личности. Вопросы нравственной культуры. Вильнюс, 1981, с.8.



17 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. «мысль», 1984, с. 191.


18 Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк, М. 1992, с 22-23.

19 Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П.Р. Акутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М. Педагогика, 1985, с 49.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница