Творческие работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка. Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность



Скачать 317.72 Kb.
Дата21.05.2016
Размер317.72 Kb.


Аннотация

Творческие работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка. Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают качество обученности немецкому языку



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Соколова Светлана Евгеньевна,

учитель немецкого языка

МОУ СОШ № 113 г. Волгограда
Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, связывается прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельностного, развивающего характера, с приведением его в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникативно-компетентных и творчески мыслящих специалистов.

В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Целенаправленное интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

Под развивающим обучением понимается обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как на аналогичные, так и на измененные условия.

Идеи развития личности в деятельности и рассмотрению человека в его целостности как носителя духовного начала, свободного в своих выборах познания, творца и созидателя способствовал анализ философской литературы (Н.А. Бердяев, К. Роджерс, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Основные аспекты творчества выявлены в трудах известных философов и психологов: B.C. Библера, Ж. Брунера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, И.Я. Гальперина, И.П. Гильфорда, В.В. Давыдова, Г. Кляуса, В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, К. Поппера, С.Л. Рубинштейна и др. Творчество как сложный, многогранный, социально-духовный феномен рассматривалось в работах О.В. Афанасьевой, В.В. Зотова и др. Значительное внимание уделено определению творчества, разработке его структуры и выявлению специфики творческого развития личности в работах М.С. Кагана, Б.М. Кедрова, В.Ф. Овчинникова, В.И. Шинкарука, А.Т. Шумилина и др.

Различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности раскрыты в работах Т.Г. Браже, С.Р. Евинсона, М.С. Кагана, Е.В. Колесниковой, М.В. Колосовой, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Мартынюка, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичевой, В.Ф. Овчинникова, Г.Л. Пихтовникова, В.Г. Рындак, А.И. Санниковой, А.П. Тряпициной, Е.Л. Яковлевой и др. Проблеме развития творческого потенциала личности учащихся посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтис, К. Тейлор, П. Торренс и др.

Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.1

Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.2

Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям.3 Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.4

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:

- беглость мысли (количество идей),

- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

- оригинальность (способность производить идеи),

- любознательность,

- фантастичность.5

Богданова Т.Г. в своей книге «Диагностика познавательной сферы ребёнка» выделяет совокупность множества способностей:6

- Способность рисковать;

- Дивергентное мышление;

- Гибкость в мышлении и действиях;

- Быстрота мышления;

- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

- Богатое воображение;

- Восприятие неоднозначных вещей;

- Высокие эстетические ценности;

- Развитая интуиция.

Особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.

В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей и одарённости, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей. 

Взаимодействие педагогических и технических способностей стало предметом глубокого исследования А.А. Толмачёва. Он обосновывает то, что при формулировании творческих задач педагог должен обладать определенными качествами: 

- Технической наблюдательностью; 

- Критичностью; 

- Умением находить критические проблемы; 

- Видеть недостатки технических объектов; 

- Способность к ассоциированию

- Установление аналогий; 

- Генерирование новых технических идей.

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями:

1. Интеллектуальная одаренность является лишь одним из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности).

2. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором.

Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями:7

- умением увидеть и распознать творческую проблему, (внимательностью);

- умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей, (разносторонностью мышления);

- умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);

- стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);

- способностью к множественной перегруппировке идей и связей, (вариативностью мышления);

- способностью к анализу творческой проблемы как системы, (конкретностью мышления);

- способностью к синтезу творческой проблемы как системы, (абстрактностью мышления);

- чувством организационной стройности и идейной целостности, (чувством гармонии);

- неконформностью оценок и суждений даже под давлением, (независиёмостью мышления);

- восприимчивостью ко всему новому и необычному, (открытостью восприятия);

- конструктивной активностью в неопределенных ситуациях, (толерантностью мышления).

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий: появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения; зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме; логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности; озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание; экспериментальная проверка идеи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы можно выделить следующие условия для развития творческих способностей:8

- соответствие условий выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня решения;

- учет возрастных интересов учащихся.

Одним из путей развития творческих способностей являются творческие задания. Учитывая эти требования, можно выстроить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.

Особое внимание должно уделяться творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий следует учитывать два фактора:9

1. Творческая деятельность школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах.

2. Творческие возможности содержания учебных предметов общеобразовательной школы.

Содержание может быть представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Исходя из вышеизложенного, педагогическими условиями эффективного функционирования системы творческих заданий будем считать взаимосвязанную совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение учащимися необходимого уровня развития креативных способностей. Данная совокупность условий должна представлять собой комплекс, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив взаимообусловленности целого, и определяться с учетом указанных методологических оснований и накопленного опыта по проблеме организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе.

Определяя комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий, направленной на развитие креативных способностей школьников в учебном процессе, мною учитывались также направление реорганизации содержания современного образования, специфика учебно-воспитательного процесса школы, особенности творческой деятельности школьников, возможности системного и личностно-деятельностного подхода. Данный комплекс включает:

1. Личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности.

2. Обеспечение творческой продуктивности школьников в рамках дополнительной учебной программы.

3. Диагностику уровня развития креативных способностей школьников.

При организации творческой деятельности учащихся следует учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий:

- при индивидуальной форме организации обучения учитель имеет возможность адаптировать степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь учащимся с учетом уровня развития творческих способностей учащихся.

- при групповой форме работы учащиеся имеют возможность работать над творческим заданием совместно, во взаимной зависимости, по согласованному между собой плану или порядку работы; использование групповых форм работы снимает психологические барьеры, является оптимальным для использования методов активизации мышления.

- при коллективной форме организации учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, в котором общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивает достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе творческой деятельности.

Сочетание форм организации деятельности на различных этапах выполнения творческих заданий представлено в таблице 1.



Таблица 1. Сочетание форм организации при выполнении творческого задания

Этапы выполнения задания

Формы организации

Возможности форм организации при выполнении творческих заданий

1. Постановка задачи

Индивидуальная

Позволяет активизировать субъектный опыт

учащегося.

Развивает умение самостоятельно выделить

конкретную задачу для решения.



Групповая

Представляет совместный взгляд членов группы

на поставленную ситуацию.

Развивает умение согласовывать свою точку

зрения с мнением товарищей.

Развивает умение выслушивать и анализировать

предлагаемые направления поиска участников

группы.


Коллективная

Позволяет обмениваться опытом определения

направления поиска выхода из сложившейся

ситуации.

Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию.

Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.


2. Сбор необходимой информации

Индивидуальная

Развивает исследовательские умения учащихся при организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки).




Групповая

Распределяет функции и роли между участниками группы.

Развивает умение планировать.

Определяет меру ответственности участников.


Коллективная

Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой

информацией между учащимися.

Развивает умение совместной организации по-

исковой деятельности учащихся.

Выявляет собственные организационные возможности учеников.


3. Решение

Индивидуальная

Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности выполнения задания, предложить собственную версию решения задачи.

Групповая

Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности.

Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.






Коллективная

Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе из множества предложенных оптимальный способ решения задачи.

4. Анализ творческого продукта

Индивидуальная

Вырабатывает умение самоанализа.

Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.



Групповая

Демонстрирует совместный продукт, полученный группой.

Оценивает уровень выполнения творческого

задания.

Сопоставляет результат с полученными результатами других групп.



Коллективная

Сопоставляет субъективные результаты выполнения задания учащимися.

Определяет объективный уровень полученного результата (на фоне класса).


Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определяется в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности предлагаемого задания.

Таким образом, сочетание организационных форм обучения в процессе осуществления творческой деятельности школьников регламентирует совместную деятельность педагога и учащихся, определяет соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в творческой деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.

При организации процесса развития креативных способностей школьников большое значение придается методам преподавания. Традиционно в современной дидактике считается, что развитие креативных способностей учащихся обеспечивается применением проблемного, эвристического, исследовательского методов обучения, способствующих развитию эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, поисковому характеру процесса обучения и развития, активизированию знаний и аналитических умений, имеющихся у обучаемых. Существенной чертой названных методов обучения является постановка перед учащимся проблемы без «открывания» ему средств решения. Это требует от учащихся высокой умственной активности, которая оказывает влияние на развитие способности к творческой деятельности.

Продуктивная деятельность учащихся является одним из показателей эффективности процесса развития креативных способностей школьников. Для выявления развивающего эффекта необходимо контролировать динамику развития учащихся, анализировать результаты, полученные каждым учащимся как по конкретным темам, так и при выполнении каждого задания, что невозможно без осуществления диагностики.

Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством немецкого, а не родного языка.

Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам.

При разработке заданий учитываю:

- общий уровень развития ученического коллектива;

- возрастные особенности формирования креативной среды;

- личностные особенности учащихся;

- специфические черты и особенности учебного предмета.

Исходя из собственного практического опыта, выделяю 2 типа творческих работ:

- обязательные;

- по желанию.

К этим типам разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкому языку.

Виды творческих заданий, развивающие:

- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);

- речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

- книжка-малышка «Овощи. Фрукты»;

- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;

- немецко-русский иллюстрированный словарь «Квартира. Предметы домашнего обихода»;

- план-схема квартиры;

- кроссворды по темам «Осень», «Германия».

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

- изготовить веселого человечка, устно его описать;

- иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»;

- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;

- мини-исследование с анализом немецких стихов;

- художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;

- изготовить макет «Город моей мечты», устно его описать.

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

- иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»;

- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;

- написание немецкого адреса;

- сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;

- написание письма.

Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении с формированием способности и потребности к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в немецком языке.

Согласно целям и задачам творческие работы:

- формируют культурную социально активную языковую личность;

- помогают лучше усваивать грамматику, запоминать новые слова и выражения, грамотно использовать их в устной и письменной речи;

- способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения;

- являются инструментом самостоятельного познания поликультурной картины немецкого народа во всем ее многообразии; географии, истории, культуры;

- побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. Творческие работы учащихся, выполненные с помощью таких технологий, поощряются дополнительно;

- создают положительные мотивы учения;

- повышают интерес к изучению немецкого языка. Даже самые слабые ученики всегда с удовольствием выполняют работы, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал на немецком языке (в зависимости от правильности выполнения задания); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению».

Творческие задания приносят несомненный эффект, т.к. опираются на положительные результаты учебной деятельности ребенка и вызывают сильные эмоции. Учащиеся приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, преломленный через систему ценностей личности.

Они развивают умения подойти творчески к решению поставленной задачи и предоставляют свободу выбора действий, вариативность работы.

Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); укреплению взаимоотношений с родителями (допускается ограниченная помощь родителей); помогают учителю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.

В начале изучения языка это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах можно создавать такие проекты, как:

- Составьте свое меню (при изучении темы «Еда).

- Напишите официальное письмо в данную организацию.

- Напиши своему другу, как ты провёл каникулы.

Например, групповой проект в начальном и среднем звене прост и конкретен, а главное - увлекателен и полезен. По темам ставится коммуникативная цель - вести беседу или описание, используя вопросы-клише. Интересны проекты, в которых рисуют, вырезают картинки, привлекая родителей. Лексику и грамматико-речевые структуры к теме дописываем или доклеиваем на карточках. Выполняемые записи вместе с рисунками прикрепляются в тетрадь-словарь. Это дидактический материал на ближайшее время и впоследствии. Такие заготовки позволяют вести беседу как в монологе, так и в диалоге. Если диалог показать в костюмах, то поймут даже малыши. Для овладения видовременными формами дети выполняют проект в форме комикса, некоторые придумывают продолжение сказки. Презентацию проекта осуществляют в виде инсценировки по ней. Вопросы для диалога персонажей сказки дети составляют самостоятельно.





К творческим заданиям относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. На мой взгляд, их использование – удачный прием активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию. При изучении темы «Путешествие по Германии» в рамках речевой ситуации «Выбор транспорта», после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: «Какой вид транспорта лучше выбрать для путешествия?» Для этого им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные виды транспорта; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свой вид транспорта и «против» вида транспорта оппонентов. Объявляется регламент (обсуждение продолжается десять минут), ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что вид транспорта своей команды лучше».

В процессе обсуждения на доске фиксируются баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и они хотели бы к ним присоединиться?». Подводится итог по количеству баллов. Затем даётся анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.

Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся раскрепощеннее, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Регулярное использование Интернета делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для учащихся, т.к. они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как «Спорт», «Музыка», «Молодёжная мода». Благодаря электронной почте, учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах, где немецкий язык является родным языком, или же изучается как иностранный. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику, улучшается их орфография. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более самостоятельными.

Учебные проекты, связанные с электронной почтой, позволяют применять полученные языковые знания в реальной ситуации общения и к тому же письменно.10 Вся проделанная работа потом устно обсуждается в классе на уроке и по возможности на иностранном языке.

Тексты, полученные по электронной почте, могут представлять для учащихся трудности, но учащиеся заинтересованы быстрее их преодолеть, чтобы понять содержание текста и составить ответ на полученное сообщение от сверстников. В таких текстах, как правило, используется обиходный язык, что является одновременно и трудным, и привлекательным для учащихся.



Как можно практически использовать Интернет на уроке?

Приведу следующий пример:

1.  Finden Sie 4 Ferienziele. Suchen Sie im Internet nach Informationen über vier beliebte Ferienziele in Deutschland, Österreich und in der Schweiz. In welchen Staaten, Bundesländern oder Städten liegen diese Ferienziele? Was kann man dort sehen, machen oder erleben? Schreiben Sie Ihre Antworten auf Deutsch in die Tabelle. Verwenden Sie deutsche Suchmaschinen bei Ihren Ausflügen ins Netz: www. goethe. de – Deutschland im Internet – Yahoo. de.

Ferienziele: a) die Wartburg; b) Sylt; c) die Wachau; d) das Berliner Oberland.

Wo liegen diese Ferienziele?

Was kann man dort sehen, machen oder erleben?

2.  Planen Sie einen Nachmittag in einer deutschen Stadt für Sie und zwei Personen. Verwenden Sie Suchmaschinen dabei: City Net (www. city. net/), Yahoo (www. yahoo. de/) oder City Map (www. city-map. de/). Wählen Sie eine deutsche Stadt: Berlin, Düsseldorf, Dresden, Freiburg, Göttingen, Hamburg, Köln, Leipzig, München, Potsdam, Rostock, Stuttgart oder Wiesbaden.

Beantworten Sie die Fragen mit kurzen Sätzen:

a)  Was für interessante Sehenswürdigkeiten (Strassen, Plätze, Parks, Burgen, Museen, Kirchen, Schulen, usw.) wollen Sie sehen?

b)   Was für Unterhaltungs-Aktivitäten (Tanz, Sport, Film, Musik, Einkauf, usw.) planen Sie?

c)   Wohin gehen Sie zum Essen und Trinken (Restaurants, Gasthäuser, Kneipen, Cafés, Biergärten, Pizzerias, Konditoreien, usw.)?

Для выполнения всех этих заданий учитель должен заранее найти все нужные адреса в Интернете, чтобы учащиеся не тратили на это время.

Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию.

Существует два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга.

В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска.

Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.

Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Преподаватель должен подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, продумать, какие материалы кроме Интернета могут использовать учащиеся, найти и дать им необходимые адреса, выбрать оптимальную форму презентации результатов.

Конечно, работа учителя усложняется: даже при очень тщательной подготовке проекта результаты поиска в Интернете далеко не всегда предсказуемы. Поэтому учитель должен быть готов быстро реагировать на различные вопросы учащихся, помогать им и направлять их работу.11 Можно сказать, что работа с Интернетом предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя.

Например, при прохождении темы «Квартира» ученики получают задание «сходить» в бюро по продаже недвижимости и «купить» или «снять» квартиру или дом. На адреса агентств можно выйти через сайт "Netzspiegel”.

Можно использовать и непосредственно адреса агентств: www. immobilien-angebote. de. Выбирая дом или квартиру, учащиеся должны обосновать свой выбор, ответив на вопросы: где находится дом или квартира, сколько там комнат, сколько этажей, есть ли подвал, гараж, балкон, терраса, сколько стоит дом или квартира.

Учащимся, хорошо владеющим немецким языком, можно дать дополнительно более сложное задание: определить, отличается ли жильё в Германии и в России, и если отличается, то чем?

На втором этапе работы учащимся необходимо «купить» мебель для одной из комнат, «истратив» определённую сумму, например, 5 000 евро. «Покупки» делаются в виртуальных магазинах.

Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о выбранной квартире или доме, о купленной мебели, мотивируя свой выбор и давая отчёт о «расходах». На указанных сайтах имеются, как правило, фотографии домов, квартир, мебели. Эти фотографии распечатываются и используются в качестве иллюстраций.

В процессе работы учащиеся получают актуальную страноведческую информацию: как живут немцы, какие требования они предъявляют к жилищным условиям. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет-проектов. Обучающиеся знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, при этом у учащихся возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения ИЯ. Попутно учащиеся обогащают свой словарный запас.

Описанный выше проект – небольшой и несложный. Интернет-проекты могут быть гораздо более длительными по времени, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Например, проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете или даже созданием такой страницы.

E-mail-проекты проводятся с участием двух или нескольких групп школьников из разных стран, для которых используемый язык является иностранным, а не родным. Участие носителей языка нецелесообразно, т.к. языковой, а следовательно, и содержательный уровень коммуникации их вряд ли может заинтересовать.

При проведении E-mail-проекта очень важна фаза планирования. Сначала нужно найти партнёров и обсудить с ними тему. Затем определяются временные рамки проекта, т.е. его продолжительность, начало и окончание. Нужно договориться, как часто будет происходить обмен письмами. Необходимо также решить, какой продукт планируется получить по завершении проекта.

Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнёрами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для учителя с целью продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнёров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам. Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка.

Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.

Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.

Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений. Литературное моделирование относится к типу искусственных моделей, которые представляют собой системы, конструирующие и технически реализующиеся на основе определенных критериев сходства с оригиналом (Л.М. Фридман). В качестве аналоговой модели может выступать стихотворение или другой текст, обязательно аутентичный. Поэтические тексты влияют на эмоции учащихся и способствуют развитию фантазии, ассоциативности, воображения, мечтательности, способностей называемых креативными. Важным для нас является поэтапное развитие творческих способностей.

Первыми шагами в моделировании могут быть: моделирование считалок, рифмовок. Учитель предлагает создать новые модели, подставляя новые глаголы, написать стихотворение по аналогии к уже известному. На этом же этапе ученики подбирали модели перевода немецких пословиц.

На следующем этапе большое внимание уделяется толкованию моделей, используемых в поэтическом тексте, толкование пословиц, поговорок. Работа проходит в группах, результаты обсуждаются на занятии, лучшие работы поощряются, неудачных работ нет. На третьем этапе особое внимание уделяется умению пользоваться лексическим материалом для моделирования собственных «белых» и рифмованных произведений и умению моделировать концы поэтических текстов. Когда были готовы модели, совместно с учащимися проводился сравнительный анализ и отбор лучших работ.

Хорошие результаты показывает так же следующий вид работы: ученик пишет два – три предложения по данной теме, предложение отдельно записывается на карточку. Каждая группа получает по 20 карточек и составляет текст в основу которого должны войти написанные на карточках предложения.

Моделирование разрезанных текстов – оригиналов, воссоздание начала истории, составление финальной строки стихотворения, моделирование продолжения известной уже истории, - некоторые из этих заданий учащиеся подбирают сами.

Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

- Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?

- Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст?

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чём этот текст?

- Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ?

- Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

- Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней?

- Прослушайте музыку к тексту. О чём может быть текст?

- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

- Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Kpacoтa иностранного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:

- Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

- Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении?

- Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

- Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено?

- Какие звуки преобладают и почему? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у детей определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы ученик мог применять полученные на уроке знания, иначе учебный процесс бесполезен.

Поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART BOARD, входящая в оборудование такого кабинета, используя которую мы можем сочетать методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.. Ценным представляется сохранение результатов творческих работ в отдельном файле в виде картинок, материалы которого можно использовать при изучении всех разделов по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.); разучивание стихов и песен с флэш-анимацией, созданных носителями языка, что позволяет добиться более высоких результатов в видах речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Интересной представляется и программа SMART VIDEO, позволяющая просматривать видеоматериалы, которые значительно расширяют объем воспринимаемой информации без обращения к прикладным материалам. Необходимо учесть и важный психологический момент: возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками чтения и письма, аудирования и говорения, что в конечном счете повышает эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется, прежде всего,  посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Учителю необходимо иметь обширные знания по процессу общения и контакта с учащимися, чтобы проводить активные уроки. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся относятся ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме, уроки-спектакли, а так же уроки-конференции, пресс-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-телемост, урок - смотр знаний и другие.

На основании вышеизложенного я пришла к выводу, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Мною было охарактеризовано каждое из педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий, направленной на развитие креативных способностей школьников.

Под педагогическими условиями эффективного функционирования системы творческих заданий в школе я понимаю взаимосвязанную совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение обучающимися необходимого уровня развития креативных способностей. Выделенные педагогические условия являются комплексом, так как объединены общей целью, взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в школе включает:

1) личностно-деятельностное взаимодействие учителя и обучающихся в процессе организации творческой деятельности;

2) обеспечение творческой продуктивности школьников в рамках дополнительной учебной программы;

3) диагностику уровня развития креативных способностей обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие самостоятельные работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка.

Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности немецкому языку.

Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться».

Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке все самое лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины души.



Список литературы


  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников // Начальная школа. 2008. №4. С. 80-81.

  2. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. 2004. № 2. С.84-85.

  3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М., 2005. С. 23.

  4. Бенедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С. Л. Бенедиктова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1.- С.11-14.

  5. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М., 2007.

  6. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 2009. - № 1 – С.32-36.

  7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2007.

  8. Гуревич Р. В., Зверева А. С. Урок-дискуссия на немецком языке в старших классах // ИЯШ, 2006. № 1. С. 33-36.

  9. Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 2006. № 8. С.26-28.

  10. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. // Научно-практический журнал. 2009. № 1. С. 36-42.

  11. Педагогика и психология: Курс лекций // под ред. д-ра педагогических наук, профессора Л.И. Гриценко. – Волгоград, 2009.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Педагогика, 2008.

  13. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы. 2009. № 3. С. 107.

  14. Смирнов И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе. - Санкт-Петербург, 2007.

  15. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М., 2008.

  16. Шадриков В.Д. Развитие способностей. // Начальная школа. 2008. № 5.  С. 6-12.

  17. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 2008.

  18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М., 2009. С. 75-76.

  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2008.




1 Цит. по Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы. 2009. № 3. С. 107.

2 Там же.

3 Там же.

4 Цит. по Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы. 2009. № 3. С. 107.


55 Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М., 2005. С. 23

6 Цит. по Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. 2004. № 2. С.84-85.


7 Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М., 2008. С. 67.

8 Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М., 2009. С. 75-76.


9 Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 2006. № 8. С.26-28.


10 Бенедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С. Л. Бенедиктова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 1.- С.11-14.


11 Гуревич Р. В., Зверева А. С. Урок-дискуссия на немецком языке в старших классах // ИЯШ, 2006. № 1. С. 33-36.



Каталог: konferenciya
konferenciya -> Мбоу дод ддт №1 г. Пензы «Воспитывающее взаимодействие педагога и обучающегося в учреждениях дополнительного образования»
konferenciya -> Новосибирское отделение российского психологического общества
konferenciya -> Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей и подростков
konferenciya -> Влияние музыки на психическое развитие ребенка
konferenciya -> Г. Ханты-Мансийск
konferenciya -> Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста
konferenciya -> Ценностные ориентации современной молодёжи
konferenciya -> Аддиктивное поведение детей и подростков
konferenciya -> Педагогическое общение в современной школе
konferenciya -> Л. Ю. Щипицина выделяет следующие базовые текстовые категории, присущие твиттеру: 1) интенциональность (совмещение разных функций в одном твите, твиттер полуфункционален); 2) целостность


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница