Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство (б в. Дв ) Рекомендуется для направления подготовки



страница1/7
Дата13.05.2016
Размер0.71 Mb.
#4614
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма



Кафедра естественных и гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

(Б.3.В.ДВ.3.2.)
Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профиль:

Менеджмент туризма


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Петрозаводск 2013г.



Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)



составлен на основе:

Программы дисциплины «Мировая культура и искусство», разработанной кафедрой общегуманитарных дисциплин НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины вариативной части «Профессионального цикла», дисциплинам по выбору Б.3.В.ДВ.3.2.



разработчик:

Двинская В.Т. к.ф.н., доцент, зав. кафедрой естественных и гуманитарных дисциплин



принят

на заседании кафедры естественных и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ В.Т. Двинская



согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина




СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины

1. Пояснительная записка

2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины

3. Рабочая программа учебной дисциплины

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы

обучения

6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине

7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

8. Рейтинговая система оценки знаний

9. Глоссарий

Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины

Приложения:

Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая культура и искусство»

1. Пояснительная записка

Актуальность проблематики теории мировой культуры и искусства. Современный человек живет в условиях глобализации мировой цивилизации. Все процессы, происходящие в мире, обретают значение не только для одной страны, но и для всего человечества. Глобальные коммуникативные, информационные системы, банковско-финансовые структуры, транснациональные корпорации оказывают влияние на всех людей во всех странах. Экономические, экологические, сырьевые, финансовые кризисы давно перестали носить региональный характер и стали общемировыми проблемами. Современное человечество может существовать, лишь осознав свое единство и признавая за другими народами и культурами право на своеобразие. При этом многополюсность мира не должна рассматриваться как основание для вражды и непонимания. Именно в этом многообразии содержатся потенции множественных стратегий развития, что позволяет рассматривать мировую культуру как диалог равных партнеров, ни один из которых не обладает правом на абсолютную истину. Все сказанное делает изучение предмета «Мировая культура и искусство» особо актуальным.

В декларации, принятой Всемирной конференцией по культурной политике, проведенной под эгидой ЮНЕСКО в 1982 г., культура трактовалась как комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных черт общества, включающий в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований.

Существует множество подходов к пониманию такого феномена как культура. Одни понимают под культурой все созданное людьми в процессе материальной и духовной деятельности, другие – только результаты духовного производства. Третьи полагают, что главным в отношении культуры является не результат, а способ человеческой деятельности.

В широком смысле культура – это имманентно присущий человеку способ жизнедеятельности, система знаний и ценностей, позволяющая организовать ее именно таким, а не иным образом; способ, непосредственно запечатленный в результатах человеческой деятельности.

Культура едина, в ней слито историческое и современное, специфическое и общее, традиционное и нетрадиционное. Нарушение этого единства чревато искажениями в ее развитии. Понятие «культура» характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия что затрудняет создание универсального определения этого понятия. К настоящему времени дефиниций понятия «культура» насчитывается более тысячи. В большинстве из них оно раскрывается как способ бытия человека в мире и форма духовного развития человека. Понятие «культура» применимо как к уровню развития исторических эпох, цивилизаций, конкретных обществ, так и к степени совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности. В самом широком смысле понятие «культура» охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, а в более узком – обозначает только сферу духовной жизни людей.

Произведения искусства, входящие в сокровищницу мировой культуры, позволяют ретроспективно увидеть и понять мир человека, то, как люди пытались обрести гармонию с миром, найти в нем своё место. Во многом благодаря художественным ценностям стало возможным раздумье человечества над своим происхождением, своей сущностью и смыслом бытия.

Картина мира в искусстве менялась вместе с историческими эпохами. О духе эпохи можно судить по тому, какие вопросы ставились в художественных произведениях и какие ответы давались на них. Таким образом, художественная культура – это зафиксированный в произведениях искусства процесс «созидания образа мира», познания нравственно-этических основ бытия, вечного поиска ответа на вопрос о смысле жизни.

Мировая культура и искусство: основные научные подходы. Современные культурологические концепции, описывающие динамику мировых культурных процессов, в самом общем виде делят на два направления: универсалистские и локалистские.

Универсалисты (одним из основоположников этого направления был немецкий историк К.Ясперс, 1883–1963) исходят из того, что существует некая единая (универсальная) мировая культура (цивилизация), в рамках которой в ходе исторического процесса идет развитие, смена, ассимиляция и взаимное обогащение различных национальных (субрегиональных) культур (цивилизаций).

Локалисты (среди основателей этого направления – русский философ и публицист Н.Я. Данилевский, 1822–1885, немецкий философ, историк и культуролог О. Шпенглер, 1880–1936), считают, что культурные организмы (культурно-исторические типы, локальные цивилизации) существуют обособленно, как в пространстве, так и во времени. Они достигают высот в своём развитии самостоятельно.

В настоящее время универсалисты утверждают, что в мире сложилось единое культурное пространство, базирующееся на его западных образцах (вестернизация культуры), но при этом сохраняются как атавизмы и национальные культуры. Локалисты настаивают, что именно национальная культура, определяющая и направляющая национальную ментальность, является ведущей цивилизующей культурной базой для будущих поколений.

Художественное произведение является носителем информации, понятной в реалиях той эпохи, когда оно создавалось. Часто временные реалии, воспринимаемые современниками как данность, утрачиваются, и произведение воспринимается лишь с эстетической точки зрения. Поэтому, чтобы правильно «прочесть» то или иное произведение искусства, необходима определенная историко-культурологическая подготовка. Основы этих знаний и умений призвана формировать учебная дисциплина «Мировая культура и искусство».

Особенности учебной дисциплины «Мировая культура и искусство». Учебная дисциплина «Мировая культура и искусство» занимает важное место в профиле «Менеджмент туризма» основной образовательной программы «Менеджмент». Она построена в концептуальном соответствии с пониманием культуры как мира, создаваемого человеком через стремление вскрыть и утвердить смысл своего существования.

Возможность ознакомиться с достижениями мировой культуры и искусства поможет осознать основные ценности отечественной культуры, пробудит гордость и уважение к богатству русской культуры, уникальности ее искусства.

Изучение истории мировой культуры предполагает прежде всего знакомство с архетипами культур, позволяющими выявить духовные предпосылки как расцвета, так и деградации тех или иных обществ. Изучение истории отечественной культуры дает возможность прочувствовать свой культурный генотип, возможности его адаптации к требованиям современной технической цивилизации.

Цели изучения дисциплины «Мировая культура и искусство»:

– выработка основных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей бакалавра в сфере туризма;

– формирование понимания основных закономерностей и особенностей развития отечественной и мировой культуры и искусства;

– развитие системы ценностных ориентаций.



Основные задачи дисциплины:

– ввести в систему культурологических категорий и понятий;

– познакомить с историей мировой культуры, с культурными процессами различных эпох, с основными школами, направлениями, стилями в культуре и искусстве;

– представить развитие культуры как закономерный процесс эволюции, как систему логических связей и смен художественных систем, традиций;

– познакомить с основными культурно-историческими и туристскими центрами в контексте мирового культурного наследия;

– дать общую характеристику культурно-исторического наследия, его основных типов и видов;

– дать представление об этнографической культуре, этнографическом наследии и этнографических памятниках.

В результате усвоения дисциплины «Мировая культура и искусство» выпускник с квалификацией «бакалавр» должен:



иметь представление:

  • о традициях, фактах, явлениях культуры и искусства;

  • о соотношении научного, философского и религиозного сознания;

  • о взаимосвязи и взаимовлиянии различных культур;

  • об этапах становления современной истории искусства, ее основных направлениях и школах;

  • о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

знать:

  • содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории культуры и искусства;

  • основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;

  • основные эпохи культуры и истории искусства, их хронологию;

  • формы и типы художественных культур;

  • основные культурно-исторические центры мира, закономерности их функционирования и развития;

  • искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;

  • основные этапы исторического развития культуры и искусства России, её место в художественной истории человечества; общее и особенное в развитии искусства России;

уметь:

  • работать с основными культурологическими первоисточниками, историко-культуроведческой литературой;

  • пользоваться искусствоведческими понятиями и категориями;

  • применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных наук для разработки искусствоведческой проблематики и решения специальных научных проблем;

получить навыки:

  • научно-практического использования культурологических знаний в профессиональной деятельности;

  • ведения межкультурной коммуникации;

  • участия в диалоге культур;

  • владения методологией анализа артефактов мировой и отечественной культуры и искусства.


2. Примерная (типовая) программа
Примерные программы учебных дисциплин разрабатываются профильным УМО и рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации. Примерная программа носит рекомендательный характер.

3. Рабочая программа учебной дисциплины

«Мировая культура и искусство»
Рабочая программа является основным регламентирующим документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание дисциплины; разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО). Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественных и гуманитарных дисциплин.

4. Методические рекомендации для преподавателя
Учебная дисциплина «Мировая культура и искусство» направлена на выявление исторической логики развития художественного мышления через знакомство с выдающимися произведениями культуры. В ходе её изучения необходимо раскрыть закономерности развития, описать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные исторические эпохи.

«Мировая культура и искусство» – междисциплинарная, интеграционная дисциплина. Основная трудность в её изучении заключается в том, что отсутствуют разделяемые всеми критерии отбора фактического материала (по сути безграничного), для рассмотрения того или иного этапа в развитии культуры.

Учебная программа по методике близка к цивилизационному подходу, в основе которого лежат регионально-исторические типы, а не стадии культурного развития. При характеристике каждого из них необходимо дать ответ на ряд вопросов:

– каков тип человека, формируемой каждой из культур;

– что представляет собой картина мира и система ценностей в рамках конкретного типа культуры;

– что обусловило специфику данного типа культуры и в чем его принципиальное отличие от других культур;

– каковы достижения художественной практики данной культуры и др.

В этом смысле каждый тип культуры неповторим и каждый из них представляет часть общей мировой культуры. Китайская культура внесла в сокровищницу мировой истории особый взгляд на окружающий мир, связанный с этическим и эстетическим восприятием, уважительное отношение к традиции. Культура Индии породила брахманизм и буддизм и оставила великие культурные памятники. Арабский мир – колыбель мусульманства, оказывавшего огромное влияние в этом регионе и играющего сегодня чрезвычайно важную роль в странах всего мира. История европейской культуры представлена как становление христианского типа культуры со своими ценностными ориентациями, картиной мира и художественной практикой. Часть курса посвящена православной версии христианской культуры.

Хотя нет и не может быть единственно универсальной типологии, однако универсальная культура человечества разворачивается через локальное своеобразие и в новом веке она может состояться только как культура единства многообразия.

Для данного курса выбрана регионально-историческая типология культуры, что предполагает последовательное изучение первобытной культуры и искусства, древних культур (культур Востока и античности), средневековой европейской культуры, культуры эпох Возрождения, Реформации и Просвещения, XIX и ХХ веков. Особое место отведено освоению российской культуры и искусства, знание истории и осмысление опыта которой является необходимой предпосылкой возрождения духовности и созидания культурных ценностей.

Предложенная структура изучения дисциплины представляет мировую культуру как диалог сменяющих друг друга культурных парадигм. Краткая характеристика отдельных периодов мировой и отечественной культур позволяет выявить особенности западноевропейского и русского менталитета.

В соответствии с общей концепцией курса показано воплощение мировоззренческих установок различных эпох в художественном творчестве. Смена основных стилей, таких как архаика и классика античности, романский и готика, Возрождение, барокко, классицизм, модерн, модернизм – обосновывается конкретно-исторически. Главный акцент в изложении особенностей мировой художественной культуры сделан на изменении мировидения каждой конкретной эпохи. Описание конкретных художественных произведений, их живописных и стилистических особенностей, творческой манеры художника позволяет связать общие эстетические преставления эпохи с конкретным материалом и уйти от общих схем.

Следует подчеркнуть, что при изучении мировой культуры и искусства особое внимание уделяется культурологическому и искусствоведческому анализу сохранившихся до настоящего времени памятников культуры и произведений искусства, что имеет особое значение для подготовки специалистов в области туризма.

Программой дисциплины предусматривается рассмотрение мировой культуры и искусства в общем контексте развития гуманитарных знаний. Рассматриваются школы, направления и теории в культурологии, изучаются вопросы охраны и использования культурного наследия. Затрагиваются проблемы влияния культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 вв. Особое внимание уделяется истории культуры России в общем контексте эволюции мировой культуры. Программой предусматривается ознакомление с ведущими стилями и направлениями в искусстве.

Преподаватель, читающий курс лекций по проблемам истории культуры, должен определить его хронологические рамки, основные темы и личный подход к ним, понимать специфику эволюции отдельных сфер культуры и взаимодействия между ними на различных этапах историко-культурного процесса. Это возможно лишь при внимательном отношении к источникам во всем их разнообразии. Предметом изучения должны стать не только мемуары, эпистолярное наследие, но и пресса и другие источники, характеризующие как творца, так и героев его творений и поклонников его творчества. Подобные источники позволяют реконструировать конкретные духовные ситуации в ХХ веке, понять причины их возникновения, эволюции, их последствия.

Источники должны быть в центре не только лекционного курса, но и самостоятельной работы студентов как на дневном, так и на заочном отделениях. Дискуссии на зачетном коллоквиуме и во время бесед с небольшими группами студентов приобретут большую основательность и остроту при широком использовании в качестве аргументов той или иной точки зрения цитаты из трактатов философов, художественной литературы, кинофильмов и т.д. Подобную методику студенты смогут применять позднее в практической работе.

Рекомендуются следующие модули внутри дисциплины:

– Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина;

– История мировой культуры;

– Искусство;

– Культурно-историческое наследие и культурно-исторические типы.

Дисциплина может войти в модуль философских, социальных и гуманитарных дисциплин (философия, история, социология, мировая культура и искусство).



5. Инновационные методы, в том числе активного и

интерактивного обучения
Поскольку учебным планом по дисциплине предусмотрены только лекции, использование активного и интерактивного обучения возможно только в рамках этого вида занятий.

В проведении лекционных занятий используются следующие нетрадиционные формы в качестве основополагающих принципов или структурных элементов, включенных в традиционную лекцию:

Проблемная лекция – на ней вводится новое знание как неизвестное для данной аудитории, которое необходимо «открыть». Лекция начинается с постановки проблемы, которая требует решения.

Лекция-визуализация учит преобразовывать два вида информации – устную и письменную – в визуальную форму. Сопровождается систематизацией и выделением наиболее существенных элементов информации.

Лекция-беседа – диалог с аудиторией, объяснение с показом иллюстраций. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон.

Лекция-дискуссия – свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Преподаватель организует обмен мнениями между блоками изложения и может видеть, насколько эффективно студенты используют знания, полученные в ходе обучения.

Лекция с разбором конкретных ситуаций (кейсов) – на обсуждение выносятся не вопросы, а конкретная ситуация. Кейс может представляться устно, короткой видиозаписью, слайдами и т.п. Обсуждение ситуации может использоваться в качестве пролога к лекции.

Лекция – консультация – до 50% учебного времени отводится вопросам и ответам на них. В конце занятия – свободная дискуссия.

К числу инноваций относится использование современных информационных технологий, которые предоставляют широкие возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя педагогу интеллектуальные формы труда.

В рамках учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» необходимо использовать в учебном процессе лекции-презентации, которые открывают следующие возможности:



  • создание опорного конспекта лекции;

  • сопровождение лекции демонстрацией презентации с помощью мультимедийного проектора;

  • использование выдач (печатного варианта слайдов) в качестве раздаточных материалов;

  • самостоятельная работа с озвученной лекцией-презентацией.

Как известно, основными функциями учебного текста являются передача информации в систематизированном виде и формирование логического мышления. Для реализации данных функций после отбора необходимых материалов и разработки структуры лекции целесообразно готовить опорный конспект лекции с применением средства подготовки презентаций MS PowerPoint. Каждый слайд презентации стандартно предполагает наличие заголовка, таким образом, легко формируется развернутое содержание лекции, позволяющее отслеживать логичность изложения материала. На слайды выносятся понятия и определения, иллюстративный материал и тезисы выступления. Для каждого слайда готовится описательный учебный текст, который оформляется в виде заметок. Таким образом, параллельно с печатным вариантом учебных материалов готовится электронный вариант лекции, который может быть использован в очной и дистанционной форме обучения. Опорный конспект представляет собой печатный вариант презентации и может быть подготовлен учащимся самостоятельно на основе описательного учебного текста. Подобный подход стимулирует познавательную деятельность учащегося и позволяет соблюдать принцип активности обучения.

Очень важно выбрать удобную форму представления описательного учебного текста, позволяющую реализовать поисковое чтение – вид чтения для быстрого извлечения нужной информации. Учебный текст готовится в формате MS Word, оформляется в виде таблицы, в левом столбце которой в виде подзаголовков представлено развернутое содержание теоретического модуля, а в правом столбце изложен описательный учебный текст. Для обеспечения поискового чтения все основные понятия в тексте выделяются полужирным способом начертания. Подзаголовки также выделяются полужирным способом начертания с применением эффекта "все прописные" для букв. Подзаголовки учебного текста соответствуют заголовкам слайдов презентации.

Подобная форма представления позволяет не только четко выделить логическую структуру текста, но и использовать свободное пространство левого столбца для записей учащегося.

При освоении материалов теоретического модуля сначала изучается учебный текст модуля, а для повторения и закрепления готовятся (просматриваются) слайды презентации (опорный конспект).



Каталог: uploads -> files -> 2015
2015 -> Биофизические основы живых систем
2015 -> Аннотированное содержание программы дисциплины «Психиатрия и наркология» по специальности 060101 «Лечебное дело»
2015 -> Любовь- основа жизни
2015 -> Календарно-тематический план практических занятий по психиатрии для студентов 5 курса педиатрического факультета (68 часов)
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг (б б ) Рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 Менеджмент
2015 -> Учебно-методическое пособие Цикл: профессиональная переподготовка (ПП) Волгоград 2015
2015 -> Экзаменационные вопросы по дисциплине «Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия»
2015 -> Аннотированное содержание программы
2015 -> Психолого-педагогическая диагностика
2015 -> Теоретическая часть 2014-2015 уч год


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница