Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1 колористика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



Скачать 295.5 Kb.
страница1/4
Дата17.05.2016
Размер295.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический институт»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.1.1 КОЛОРИСТИКА

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

(код и наименование специальности)


Утверждено на заседании кафедры

Искусств и дизайна

ХОТиД факультета

(протокол № 1от 01.09.2012 г.)
Зав.кафедрой

____________Т.В. Ашутова







РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор: старший преподаватель Маракулина Л.В.
1.2. Рецензенты: Шадрина И.М. доцент, декан факультета ТиД

Есаулова М.Б. профессор, к.п.н.


1.3.Пояснительная записка

Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности дизайнеров.

Колористика–наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации.

Особенно важны эти знания студентам дизайнерского отделения при проведении пленэра и педагогической практики. Этот предмет поможет не только самому понять задачи живописи и композиции, но и донести эти знания своим учащимся. Колористика рождает большую уверенность в себе и формирует творческое отношение к педагогической деятельности.

Восприятие цвета, как известно, значительно субъективнее, чем восприятие формы и пространства. В теории цветоведения нельзя не учитывать этот фактор. Очевидно, что необходим общий «язык», цветоощущений, « язык», понятный зрителю. Таковым в живописи является цвет.

В программе обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.



Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.

Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

Задачами предлагаемого спецкурса являются:


  • опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности.

  • духовно - эмоциональное обогащение личности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений;

  • познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

  • познакомить с психологией восприятия цвета;

Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки художников - педагогов, дизайнеров. Дизайнеры, постигающие эстетическую сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета.


Должны знать Должны уметь

История развития науки о цвете - колористике

Понятие «колористика» и «цвет»;

Основные цвета в палеолитической живописи;

Цветовые символы и их значение;

Первоначальную сущность цвета;

Античную философию цвета;

Искусство цвета средневековья;

Теоретические исследования эпохи Возрождения;

Использовать семантику цвета в творческой практике;

Объяснить физическое и философское значение цвета, используя толкования античных учёных;

Использовать знания колористики в формировании цветового климата интерьеров;



Теоретические исследования периода

Классической науки конец ХУ11в. –

конец Х1Х в.

Природа света и цвета

Понятие природы цвета и света; Использовать теоретические знания

Открытия Ньютона о природе света; в творческой практике;

Волновая теория света; Использовать на практике теорию

Квантовая теория света; света;

Природа цветового ощущения; Использовать знания природы цвета

Принципы измерения цвета в практической деятельности
Основные понятия о цвете


Основные, дополнительные и Выполнять таблицы смешения

производные цвета; цветов основных и дополнительных;

Понятие: ахроматического цвета; Передавать тоном объём предмета;

Степени светлотности, Качественно выполнять упражнения

воспринимаемых глазом человека; переходных оттенков способом ахроматические и хроматические Выстраивать хроматический

цвета; и ахроматический ряд;

Тёплые и холодные цвета; Выполнять цветовой круг;

Форма и цвет; пространственное воздействие цвета


Взаимоотношение цвета и формы;

Знать антитезы «форма и цвет» и «цвет и свет»;

Исторические аспекты приоритета формы над цветом и цвета на формой в зависимости от эпохи;


Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов;

Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм;

Использовать на практике законы

соотношения цвета и формы для составления гармоничных композиций;





Цветовой климат искусственной среды обитания человека
Определение понятие гармонии; Находить гармонические триады на

колорит. Принципы гармонии в цветовом круге;.

искусстве колористики, Составлять цветовые схемы

базирующегося на античной определённых типов колорита.

философии;

Педагогические аспекты колористики
Дидактические методы преподавания разнообразить формы заданий

колористики; (плоскость, объём, рельеф)

Различные методики преподавания для использовать знания колористики

учащихся разных возрастов; в создании разных цветовых

композиций;
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы.

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

СР

1

050501 Профессиональное обучение (Дизайн).

4

7

100

50

10

34


-

50





4

8

100

50

20

36

-

50

зачет

ИТОГО:

200

100

30

70




100

зачет


1.6.Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение рабочего времени:


№п/п

Наименование

Раздела темы




Количество часов

Трудоёмкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР/С

М


ЛБ

Сам.

работ.


1.

История развития науки о цвете - колористике

24

14

4

10




20


2.

Природа света и цвета

48

32

6

26




20

3.

Основные понятия о цвете

40

14

4

10




10

4.

Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;

32

20

6

14




20

5.

Цветовой климат искусственной среды обитания человека

34

10

4

6




20

6.

Педагогические аспекты колористики

22

10

6

4




10




ВСЕГО

200

100

30

70

0

100



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Поскольку курс колористики включает в себя всего 12 аудиторных часов, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию колористики; психологии цветового зрения.

При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере.

В программе практических занятий выделены традиционные разделы.

Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные.
ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичность слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.


ТЕМА 2. Природа света и цвета.

Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Период цлассической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.


ТЕМА 3. Основные понятия о свете. Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Психология восприятия цвета. Символика цвета.



ТЕМА: 4. Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.


ТЕМА: 5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.
ТЕМА: Педагогические аспекты колористики

Освоение теоретических основ в процессе практических занятий. Связь колористики с историей, философией и мифологией. Значение индивидуального подхода к учащимся в освоении колористики. Разнообразие методов и форм работы с разными возрастными категориями учащихся.


1.6. 3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;

4. Какие основные направления науки о цвете и свете ХХ века;

существуют в живописи?

20


-проверка контрольных работ

- защита рефератов



2



Природа света и цвета.


1.Взгляд на природу света и цвета философов классического периода.

2. Средневековые исследования природы света.

3.Опыты по измерению цвета и света.

4. Открытия Ньютона о природе цветов.

5. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля.

6.Квантовая теория света. Фотоны.

7.Электромагнитная природа света.

8.Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.



36

- проверка контрольных работ

3



Основные понятия о цвете.

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;



  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;

  6. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  7. Что называют спектров. От чего зависит цвет освещения?

  8. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  9. Дополнительные цвета и их свойства.

  10. Виды хроматического контраста.

  11. На чём основано оптическое смешение цветов?

30

- проверка контрольных работ

- защита рефератов



4.



Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;


1.Каковы взаимоотношения цвета и формы.

2. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов.

3. От чего зависит рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета.

4. Как воспринимается цвет и форма в зависимости от пространственного влияния.

5 Как строится схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.


30

- проверка контрольных работ

- защита рефератов



5.



Цветовой климат искусственной среды обитания человека



  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.

  4. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  5. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.

24

- проверка контрольных работ

- защита рефератов



6.


Педагогические аспекты колористики


  1. Освоение теоретических основ в процессе практических занятий.

  2. Связь колористики с историей, философией и мифологией.

  3. Значение индивидуального подхода к учащимся в освоении колористики.

  4. Разнообразие методов и форм работы с разными возрастными категориями учащихся.

20

- защита рефератов



ИТОГО

160




Каталог: umu-umk -> %D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> 050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Возрастная физиология и психофизиология
050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 развитие творческого воображения школьников
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Наименование дисциплины (модуля)
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 3 (Опд. Ф. 20) Основы специальной педагогики и психологии
050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 психология профессии
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Психология художественного творчества
%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, опд. В 2, дс. В 1, гсэ. В 2, сд. Р, сд. В. 1 Конфликтология
050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> Структура программы учебной дисциплины
050501.65%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2, сд. В 2, опд. В 1 психология профессии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница