Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»



Скачать 320.34 Kb.
Дата14.05.2016
Размер320.34 Kb.
#8647
ТипУчебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА

И КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ, БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

И БИБЛИОГРАФИИ


Одобрено НМС института

Протокол №

«_____» __________2012г.

Председатель___________

КУКАРЕВ Н.С.

СКАЗКОТЕРАПИЯ
Учебно-методический комплекс по специальности

071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

научно-метод. Совет ПГИИК Протокол № 1

«11» сентября 2012г.

«_____»__________2012г. Зав. кафедрой__________


Пермь 2012

Утверждено на заседании кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии от 17.09.2002 протокол № 1

Автор-составитель - Кукарев Николай Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент


Сказкотерапия: Учеб.- метод. пособие / Перм. гос. ин-т искусств и культуры, Кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии. Сост. Кукарев Н.С. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь, 2011.- 17 с.

Сказкотерапия - новый спецкурс в системе учебных дисциплин специальности «Библиотековедение и библиография». Его цели: усилить психолого-педагогический аспект библиотечной профессии, расширить сферу деятельности библиотечного специалиста, вооружить его теоретическими и методическими знаниями использования сказок в педагогической и психокоррекционной работе с детьми и взрослыми.

Сказкотерапия - это один из современных методов, с помощью которого возможно развитие творческих способностей взрослых и детей, а также технологии использования сказок в психокоррекционной работе с лицами всех возрастов. С помощью сказкотерапии можно провести психодиагностическую, психокоррекционную и развивающую работу: найти способ коррекции эмоционального состояния, подсказать выход из сложной ситуации; обсуждать и позитивно изменять особенности поведения и «жизненного сценария»; работать с личными, значащими проблемами клиента; психологически готовить человека к действиям в стрессовых ситуациях.

Концепция курса «Сказкотерапия» строится на основе исследований таких современных зарубежных и российских авторов, как Э. Берн, Э. Фромм, К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, М. Элиаде, В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и других. В работе использованы материалы Института сказкотерапии ( Санкт-Петербург ), современные исследования по аналитической психологии, гештальт-терапии, психодраме, психосинтезу, арт-терапии.

Спецкурс рассчитан на 42 часа. В его содержании две части: информационная, включающая лекции и беседы по теории и методике сказкотерапии, объемом 20 часов ( разделы I-III ) и практическая ( 22 часа ), носящая учебно-тренировочный характер, направленный на овладение методами сказкотерапии ( раздел IV ).

Первый раздел посвящен общим вопросам сказкотерапии. Темы этого раздела знакомят с новым научным направлением, сделавшим возможным понимание природы реальности, стоящей за древними сказочными сюжетами. Это, прежде всего, глубинная психология, психомифология, фольклористика, современные исследования по возрастной психологии. В материалах раздела излагаются принципы построения мира волшебных сказок и общие онтологические параллели между жизненным путем сказочных героев и реальных людей.

Во втором разделе изучаются теоретические и методические положения направлений современной психотерапии, наиболее часто используемые в работе со сказками.

В третьем разделе программы курса рассматриваются вопросы методики проведения занятий по сказкотерапии, даются представления об основных формах и методах работы со сказкой: использовании сказочного материала в психодиагностике и тестировании личности; приводятся сведения по организации занятий психотерапией.

В последнем, четвертом, разделе предложен возможный вариант психологического тренинга по сказкотерапии. Приводится набор занятий и упражнений, позволяющих гармонизировать собственную психику, служить средством творческого развития и самопознания, быть методом обнаружения «болевых точек» и одновременно их преодоления.

Преподаватель может самостоятельно выбрать вариант последовательности изучения материала курса «Сказкотерапия». Лекционные темы программы могут предшествовать практическим занятиям и наоборот. Курс начинается с «Практикума сказкотерапии», накопления практического опыта, эмпирического материала наблюдений и самонаблюдений, используемого затем в теоретических темах курса.

На основе предлагаемого учебно-методического пособия могут строиться программы учебных занятий, планироваться работа научного кружка, сказкотерапевтического клуба, разрабатываться тематика научных докладов и курсовых работ.

Материалы учебно-методического пособия «Сказкотерапия» предназначены для студентов, изучающих психологию как специальность, либо студентов специальностей типа «человек-человек» (учителей, социальных работников, воспитателей, врачей, библиотекарей ). Будут они полезны и преподавателям, работающим в системе повышения квалификации с лицами названных профессий.

Учебно-методическое пособие включает: а) тематический план курса «Сказкотерапия»; б) перечень теоретических тем с раскрытием их содержания и вопросами для самопроверки; в) практикум сказкотерапии; г) схемы и алгоритмы диагностической интерпретации сочиненных сказок; д) тематику курсовых и научных работ по теории и практике сказкотерапии; е) список литературы по курсу.




Тематический план курса «Сказкотерапия»

Наименования тем

Всего часов

Лекции

Практ. Работы

Введение

1

1

-

Раздел I. Общие теоретические аспекты сказкотерапии

1. Психологические, литературоведческие и педагогические основы сказкотерапии

2

2

-

2. Структура волшебной сказки и «Тридевятого царства»

2

2

-

3. Жизненный цикл личности и его представление в сказочном сюжете

2

2

-

Раздел II. Психология, психотерапия и сказкотерапия

4. Аналитическая психология К.Г. Юнга и сказкотерапия

2

2

-

5. Трансакционный анализ Э. Берна и сказкотерапия

2

2

-

6. Гештальт-терапия и сказкотерапия

1

1

-

7. Сказка как терапевтическая метафора

2

2

-

Раздел III. Методика и практика сказкотерапии

8. Направления сказкотерапии. Основные формы и методы работы со сказкой

2

2

-

9. Методика сочинения и анализа сказок

1

1

-

10. Психодиагностика и тестирование личности на основе сказочных сюжетов. Формы наблюдения и контроля за результатами сказкотерапевтических занятий

3

3

-

Раздел IV. Практикум сказкотерапии

11. Коллективное придумывание и анализ сочиненных сказок

3

-

3

12. Сочинение сказок с использованием методики «карты Проппа»

2

-

2

13. Групповой пересказ известной сказки

2

-

2

14. Пересказ сказки от имени различных персонажей

3

-

3

15. Сценарный анализ сказочных сюжетов на основе трансакционного анализа

2

-

2

16. Изучение смысла волшебной сказки на основе ее символов

3

-

3

17. «Сказочная страна»: путешествие и приключения полярностей

4

-

4

18. Сказка про себя

3

-

3

Всего по курсу:

42

20

22

Введение

Методология сказкотерапии, основные теоретические источники, предмет, задачи и содержание курса, его взаимосвязь с мифологией, историей религии, культурологией, глубинной психологией, психотерапией, педагогикой. Области применения сказкотерапии, круг лиц, использующих методы сказкотерапии. Особенности изучения теоретической и освоение практической части курса. Формы самостоятельной работы студентов; направления научно-исследовательской деятельности; практика подготовки и проведения развивающих и коррекционных занятий.




Раздел I.

Общие теоретические аспекты сказкотерапии
Тема 1. Психологические, литературоведческие и педагогические

основы сказкотерапии
Мифы, сказки и глубинная психология. Терапевтический механизм сказок с позиции школ глубинной психологии. Симптомы исполнения желаний (З. Фрейд) и символы-метаморфозы (К.Г. Юнг) в сказке.

Исследования литературоведов и фольклористов по изучению характерных сказочных персонажей, популярных повторяющихся сюжетов. Проблема классификации сказок в литературоведении. Общие образы и мотивы в сказках народов мира. Национальная специфика в разработке универсальных сказочных сюжетов. Классификация сказок по признаку сюжета и действующих лиц. Деление сказок на народные и авторские. Особенности использования авторских сказок в коррекционной работе. Соотношение сказок, сказочных героев и сюжетов возрастным периодам. Шесть возрастных периодов личности, особенности чтения и восприятия сказки в каждом из них. Соотношение сказочных сюжетов с детскими возрастными периодами. Виды сказок и направления психотерапии; проблема соответствия психотерапевтических методов и видов сказок для работы с клиентом.

Преимущества использования сказочного материала в педагогической и коррекционной работе.

Тема 2. Структура волшебной сказки и «тридевятого царства»

Волшебные сказки, их связь с мифами, обрядами, магическими действиями. Внутрипсихический (тонкоматериальный) мир человека и картография сказочного мира. Мир волшебной сказки и мир сновидения: альтернативные реальности. Наиболее популярные сюжеты волшебной сказки о змееборстве, о добывании чудесных предметов, о волшебном кольце, о мачехе и падчерице и другие. Идеи В.Я. Проппа по структурно-функциональному анализу волшебной сказки; три основных принципа, характеризующих структуру волшебной сказки, ее картографию. Понятие «основная функция» действующих персонажей сказки. Сокращенный вариант «основных функций» в работах Дж. Родари. Типовые роли волшебной сказки: герой, лжегерой, царевна, помощник, даритель, антагонист и содержание круга их действий. Методика использования техники «карты Проппа» в творческой, диагностической и коррекционной работе.



Тема 3. Жизненный цикл личности и его представление


в сказочном сюжете
Жизненный путь и возрастные кризисы по Э. Эриксону. Отражение периодов жизненного пути личности в сюжете сказок. Происхождение главного героя, его жизнь и развитие в родном доме. Расставание с отчим домом. Выбор пути. Проверка на доброе сердце. Встреча с помощниками. Борьба и победа. Возвращение домой. Преодоление трудностей пути. Прибытие домой. Утверждение себя. Свадьба. Коронование. Психологическое толкование личностных проблем и путей их решения на каждом этапе жизненного пути героя волшебной сказки. Единая модель путешествия героя в мифах, сказках, сновидениях по теории Джозефа Кэмпбелла, ее ключевые элементы. Терапевтическая методика Пола Ребиллота «Путешествие героя».
Вопросы для самопроверки к разделу I:


  1. Что изучает и какие задачи решает сказкотерапия?

  2. Назовите области использования методов сказкотерапии в работе с клиентами.

  3. В чем заключаются основные психомифологические идеи глубинной психологии З. Фрейда, К. Г. Юнга, О. Ранка, М. Элиаде?

  4. Перечислите и раскройте принципы филологических классификаций сказок.

  5. Охарактеризуйте структурно-функциональную модель волшебной сказки согласно теории В.Я. Проппа.

  6. Перечислите типовые роли волшебной сказки и охарактеризуйте содержание круга их действий.

  7. Раскройте содержание методики «карты Проппа» в творческой, диагностической и коррекционной работе.

  8. Раскройте содержание основных блоков схемы Дж. Кэмпбелла «путешествие героя».

  9. Охарактеризуйте жизненные кризисы личности и их отражение в сказочном сюжете.

  10. Что Вы можете сказать о проблеме соответствия методов психотерапии и видов сказок, используемых в работе с клиентами?


Раздел II.

Психология, психотерапия и сказкотерапия
Тема 4. Аналитическая психология К.Г. Юнга и сказкотерапия
Положения аналитической психологии, наиболее часто используемые для изучения и интерпретации волшебных сказок. Бессознательное, его структура, язык образов, символов, фантазий, метафор. Архетипы коллективного бессознательного: тень, персона, анима (анимус), самость. Процесс индивидуации как ключевое понятие, введенное К.Г. Юнгом в теорию развития личности. Анализ сказок как повествований, развивающихся вокруг архетипических тем. Изучение архетипического поведения с помощью волшебных сказок и мифов. Изучение сказок методами аналитической психологии в работах М.-Л. фон Франц, Дж. Хендерсена, Э. Нойманна. Сказки как оказание помощи бессознательным личности, оказавшейся в кризисной ситуации. Диалог сознания и бессознательного как терапевтический механизм сказкотерапии. Терапевтическое использование сказки в работе по осознанию «личного мифа» клиента.
Тема 5. Трансакционный анализ Э. Берна и сказкотерапия
Основные положения трансакционного анализа Э. Берна, области его практического применения. Ключевые идеи трансакционного анализа: структурный анализ, анализ трансакции, анализ игр, анализ сценариев. Анализ жизненного сценария, шесть основных паттернов сценарного процесса: пока не; после; никогда; всегда; почти; открытый конец. Темы сценариев в мифах и сказках. Сказочные персонажи как прототипы современных людей; примеры анализа Э. Берном «Красной Шапочки», «Спящей Красавицы», «Золушки» и других сказок. Использование методов трансакционного анализа для изучения жизненного сценария героев литературных произведений, песен, авторов писем в редакции средств массовой информации. Приемы изучения личностного сценария на основе сказочного материала, осознание и изменение деструктивного сценария. Связь трансакционного анализа и бихевиоризма в изучении моделей поведения человека.
Тема 6. Гештальт-терапия и сказкотерапия
Теоретические основы гештальт-терапии. Использование методов гештальт-терапии в решении задач самопознания и развития личности. Методы и техники гештальт-терапии, используемые в работе со сказками: здесь и теперь; говорить от первого лица и в настоящем времени; диалог с частями (персонажами сказки); усиление произнесенной фразы, части текста сказки; принцип завершенности ситуации; интеграция противоположностей.

Рисуночные техники, иллюстрирование сказок в гештальт-терапии. Рисунок как проекция. Методы изучения рисунка для организации психотерапевтической работы. Рисунок как ретрофлексия. Изучение рисунка в качестве исходного материала анализа комплекса защитных механизмов, лежащих в основе рисования. Общее в работе со сказочными образами и образами сновидения на основе гештальт-терапии.


Тема 7. Сказка как терапевтическая метафора
Понятие метафоры как вида символического языка, используемого для обучения и передачи опыта. Отличие литературной метафоры от терапевтической. Терапевтическая метафора, ее главная цель- изменение, новое толкование ситуации, создание новой шкалы ценностей. Сказка как терапевтическая метафора, требование соответствия содержания сказочной истории личному опыту и проблемам клиента. Характеристика и эвристические возможности шестикомпонентной схемы анализа и сочинения сказок, разработанной американскими психотерапевтами Джойс Миллс и Ричардом Кроули. Творческое сочинение терапевтической сказочной истории, ориентированной на проблему клиента. Методика обнаружения эпизодов сказки для их использования в качестве терапевтической метафоры. Принципы выбора героев и ситуаций терапевтических сказочных историй при работе с детьми. Методы нейро-лингвистического программирования в подготовке терапевтических сказочных сюжетов.

Вопросы для самопроверки к разделу II:


  1. Назовите основные положения аналитической психологии К.Г. Юнга, используемые в изучении и анализе сказок.

  2. Какое значение имеет понятие об архетипах коллективного бессознательного для теории и практики сказкотерапии?

  3. Раскройте вклад М.-Л. фон Франц в изучение психологии сказки.

  4. Объясните сценарии и роли сказочных персонажей согласно теории Э. Берна.

  5. Объясните факт повторяемости сказочных персонажей и сюжетов в сказках народов мира.

  6. Назовите основные положения гештальт-терапии, используемые в работе со сказками.

  7. В чем состоит сущность и цель терапевтической метафоры? Единство и различие литературной и терапевтической метафор.

  8. Охарактеризуйте схему анализа и сочинения сказок, предложенную Джойс Миллс и Ричардом Кроули.

  9. Дайте характеристику методам нейро-лингвистического программирования в конструировании терапевтических сказочных сюжетов.



Раздел III.

Методика и практика сказкотерапии
Тема 8. Направления сказкотерапии.

Основные формы и методы работы со сказкой

Разнообразие индивидуальных и групповых форм работы со сказочным материалом на основе проективной методики. Вербальные (обсуждение, творческая переработка) и невербальные (рисование, проигрывание эпизодов сказки) методы работы. Деятельность Института сказкотерапии (г. Санкт-Петербург) по разработке направлений терапевтического использования сказок. Аналитическое направление сказкотерапии, использование анализа сказки в работе с заданной сказочной ситуацией. Рассказывание сказок, многообразие форм этой работы: пересказ известной сказки от третьего лица; групповое рассказывание; рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения; рассказывание сказки от первого лица и от имени любого персонажа. Сочинение сказок как творческий психотерапевтический процесс. Переписывание сказок, область применения и методика использования. Медитация на сказку, статические и психодинамические медитации. Методические особенности сказкотерапии детей, подростков, взрослых.


Тема 9. Методика сочинения и анализа сказок


Психотерапевтические цели и задачи сочинения сказок детьми и взрослыми. Сочиненная сказка как результат диалога сознания и бессознательного. Методы активизации творческих способностей клиента для сочинения сказки. Разнообразие тем, героев, эмоциональных состояний для придумывания сказочных историй. Сочинение сказки по картинке. Психологическая интерпретация сочиненной сказки. Безоценочная интерпретация- основной принцип работы со сказкой. Эмоциональный резонанс между клиентом и сочиненной им сказкой. Алгоритм анализа сочиненной сказки: основная тема; линия главного героя; поведение, приводящее героя к успеху; актуализированные чувства; образы и символы; оригинальность сюжета. Культурологические, психологически и психодинамические источники, используемые для анализа сказок.

Тема 10. Психодиагностика и тестирование личности на основе сказочных сюжетов. Формы наблюдения и контроля за результатами сказкотерапевтических занятий

Психодиагностика и сказкотерапия. Проективные методики исследования личности, разнообразие существующих проективных тестов. Возможности тематической апперцепции теста (ТАТ), Детской апперцепции теста (САТ) в определении значащих проблем взрослых и детей. Дюсса сказки тест: методика и область его применения. Методика «Раскрась свои чувства» Б. Эллиот, адаптированная Институтом сказкотерапии Санкт-Петербурга. Проблема выбора метода сказкотерапии по результатам психодиагностики. Получение объективной информации о личности клиента методом семантического дифференциала. «Карта наблюдений», методика ее подготовки и заполнения; содержательный анализ полученных результатов. Сравнительный анализ динамики личностных свойств и эмоций как критерий эффективности сказкотерапии.



Вопросы для самопроверки к разделу III:

  1. Охарактеризуйте направления сказкотерапии в педагогической и коррекционной работе с личностью.

  2. Перечислите основные группы методов сказкотерапии в соответствии с их теоретическими посылками и задачами использования.

  3. Назовите технологии сочинения сказок и способы активизации творческих способностей личности.

  4. Охарактеризуйте методику анализа сочиненной клиентом сказки и перечислите основные моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

  5. Для изучения каких сторон личности используется сказкотерапевтическая психодиагностика?

  6. Раскройте методику анализа индивидуальных особенностей личности на основе проективных тестов ТАТ и САТ.

  7. Какие чувства может испытывать ребенок? Как можно узнать о локализации этих чувств с помощью теста «Раскрась свои чувства»?

  8. Объясните методику подготовки, заполнения и содержательного анализа «Карты наблюдений» за клиентом в процессе сказкотерапевтической работы.


Раздел IV. Практикум сказкотерапии

Тема 11. Коллективное придумывание и анализ сочиненных сказок

Цель занятия. Знакомство членов группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка к выполнению заданий по сказкотерапии, самопознание.

Содержание занятия. Каждый участник выбирает себе героя сказки, придумывает девиз своего героя и представляет себя от его имени. Затем участники выбирают себе пару, руководствуясь созвучностью девиза. Герои в парах общаются, рассказывают друг другу о себе, а потом придумывают общий девиз. Идет прослушивание девизов пар, каждая из них выбирает пару с подходящим к своему девизом. Образовавшиеся группы расходятся, знакомятся и придумывают общую сказку, в которой должен быть задействован каждый герой в подходящей для него роли. Сказка должна иметь название, завязку, кульминацию и завершение. Каждая группа представляет свою сказку по очереди, после чего идет анализ и обсуждение сочиненных сказок.
Тема 12. Сочинение сказок с использованием методики

«Карты Проппа»

Цель занятия. Овладение методикой сочинения сказок, развитие фантазии, выявление значащих проблем личности.

Содержание занятия. Участники анализируют на основе функциональной модели В.Я. Проппа известные сказки («Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и другие). Затем участники сочиняют сказки, используя «карты Проппа». Сочинение сказок предполагает несколько возможных вариантов: а) использование полного набора карт; б) использование трех карт, вытянутых из колоды после тасования; в) сочинение сказки по одной карте. Возможны и другие варианты работы с «картами Проппа».
Тема 13. Групповой пересказ известной сказки.

Цель занятия. Развитие памяти и внимания. Развитие умения слушать другого, следить за игрой его мыслей и чувств. Развитие психологической интуиции.

Содержание занятия. Группа выбирает известную всем сказку, содержание которой разбивается на отрывки. Каждый член группы выбирает себе кусочек сказки для рассказывания. В группе назначаются психологи, которые после пересказа, при обсуждении анализируют рассказчиков (членов группы). При повторном рассказывании происходит смена ролей.
Тема 14. Пересказ сказки от имени различных персонажей

Цель занятия. Обучение практическому применению методов гештальт-терапии. Развитие фантазии и воображения. Развитие способности к децентрированию, умению смотреть на происходящее с разных точек зрения.

Содержание занятия. Группа выбирает или использует предложенную ведущим небольшую сказку и распределяет ее персонажи (одушевленные и неодушевленные) между собой. Каждый участник рассказывает сказку от имени выбранного персонажа. Каждая новая сказочная версия обсуждается всеми членами группы. На занятии могут использоваться элементы арт-терапии и психодрамы.
Тема 15. Сценарный анализ сказочных сюжетов на основе трансакционного анализа

Цель занятия. Обучение практическому применению трансакционного анализа для изучения и использования сказок в самопознании и осмыслении стереотипов поведения своей и другой личности.

Содержание занятия. Участники разбиваются на группы. Каждой группе выдается карточка с названием известной сказки, например, «Три медведя», «Колобок»,»Гуси-лебеди». Каждой группе предлагается проанализировать сказку по методике Э. Берна, определить роли, сценарии и рассказать об этом остальным. Это же задание выполняет персонально каждый член группы, используя для этого свою выбранную сказку. Итогом занятия является обмен впечатлениями, возможно также и разыгрывание сказки по ролям.
Тема 16. Изучение смысла волшебной сказки на основе ее символов

Цель занятия. Обучение пониманию глубинного значения и смысла образов и символов сказки и создание на этой основе исцеляющего средства. Формирование мудрости, философского осмысления жизни.

Содержание занятия. Занятие включает ряд последовательных этапов работы со сказкой. На первом этапе проводится релаксация участников (5-7 минут). Второй этап работы- чтение предлагаемой сказки. Третий этап- иллюстрирование сказки. Четвертый- обсуждение смысла сказки и работа с символикой, проявившейся в рисунках-иллюстрациях. Пятый этап- повторное иллюстрирование сказки после обсуждения и анализа символов. Сравнение первой и второй иллюстраций, позитивная терапевтическая динамика. Заключительное слово ведущего.
Тема 17. «Сказочная страна»: путешествие и приключения полярностей

Цель занятия. Сплочение группы. Выявление актуальных проблем личности, поиск альтернативных путей их решения.

Содержание занятия. Члены группы сидят молча с закрытыми глазами. Им предложено расслабиться и представить сказочную страну, которая у каждого будет своя. На следующем этапе участники открывают глаза и на большом листе ватмана по очереди рисуют эту волшебную страну или ее фрагмент. После того, как каждый из участников изобразил то , что хотел, группе предлагается всем вместе посмотреть на созданную сказочную страну и коллективно дополнить рисунок. Каждый может высказаться о нарисованной сказочной стране, о том, что было в этой стране, что происходит сейчас, что будет происходить потом. Участникам предлагается привести в сказочную страну двух полярных героев- любимого и нелюбимого и придумать сказочную историю о том, что могло бы случиться с ними в этой стране. Последующая работа идет с придуманными историями при участии ведущего и всех членов группы.
Тема 18. Сказка про себя

Цель занятия. Самопознание, осмысление жизненного сценария сочинителя, выявление сильных, значимых эмоций, переживаний, обнаружение путей преодоления препятствий, создание нового жизненного сценария.

Содержание занятия. Проведение финального занятия «Сказка про себя» требует от участников самостоятельной работы. Каждый член группы сочиняет «сказку про себя», записывает ее и читает на занятии участникам встречи. Дальнейшая работа с сочиненной сказкой (с разрешения автора) может иметь множество вариантов. Среди них: а) работа с символикой «сказки про себя»; б) разговор с персонажами; в) интерпретация и осмысление «сказки про себя», интеграция ее содержания при поддержке группы; г) работа по осмыслению сказки как личностного сценария; д) поиск при помощи членов группы нового конца сказки; е) попытка создания при помощи группы новой «сказки про себя»; ж) психодраматическая постановка «сказки про себя».

В заключение работы преподаватель обращается к участникам с просьбой высказаться о проведенных занятиях, поделиться тем новым опытом, который они приобрели, но сделать это нужно словами сказочного героя, от имени которого выступает член группы занятий сказкотерапией.



Схема диагностических критериев анализа сочиненных сказок на основе принципов интерпретации ТАТ и САТ

Каждая сочиненная сказка анализируется по параметрам схемы диагностических показателей. Не всякая сказка несет информацию по каждому критерию. Общий перечень критериев приведен для того, чтобы помочь учесть все возможные характеристики, заключенные в анализируемой сказке. Общее заключение и окончательные выводы об особенностях личности испытуемого лучше делать не сразу, а на основе сопоставления данных анализа нескольких сказок.




Перечень диагностических критериев анализа

Сказка №1

Сказка №2

  1. Основная тема сказки.

    1. Личная тема.

    2. Интимная тема.

    3. Семейная тема.

    4. Профессиональная тема.

    5. Социальная тема.

Абстрактно-философская тема.







  1. Главный герой или герои, с которыми идентифицируется сочинитель (рассказчик) сказки.

    1. Возраст.

    2. Пол.

    3. Род занятий.

    4. Интересы.

    5. Черты характера.

    6. Чувства и цели.

    7. Адекватность.







  1. Главные потребности и мотивы героя.

    1. Потребности, проявляющиеся в поведении героя (в сказке).

      1. Предполагаемые потребности.

    2. Персонажи, образы, ситуации, используемые в сказке.

3.2.1. Предполагаемые потребности.







  1. Цели героя. Стиль поведения, приводящий к успеху.

    1. Активное собственное усилие.

    2. Пассивное ожидание разрешения ситуации.

    3. Помощь других персонажей.

    4. Манипулирование другими персонажами.

    5. Агрессивное поведение (достижение результата с помощью силы).







  1. Понятие об окружающей среде.

5.1. Среда, в которой существует сказочный герой, представлена как опекающая, враждебная, дружественная, опасная, эксплуатирующая или эксплуатируемая.







  1. Актуализированные чувства.

    1. Чувства испытуемого при сочинении или пересказе сказки.

    2. Чувства главного героя и других сказочных персонажей.

    3. Чувства испытуемого к различным сказочным персонажам.







  1. Значимые конфликты.

    1. Внешние конфликты.

    2. Внутренние конфликты.

    3. Конфликты между абстрактными понятиями.







  1. Образы и символы.

    1. Универсальное значение символа.

    2. Личностный смысл символа.







  1. Оригинальность сюжета.

    1. Стереотипный.

    2. Оригинальный.









Тематика курсовых работ и научных докладов

по теории и практике сказкотерапии


  1. Изучение сказок методами глубинной психологии.

  2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и сказкотерапия.

  3. Использование методов гештальт-терапии в работе со сказками.

  4. Трансакционный анализ и сказкотерапия.

  5. Использование методов нейро-лингвистического программирования в сказкотерапии.

  6. Сказка как терапевтическая метафора.

  7. Сказки и сновидения.

  8. Архетипы моделей маскулинного поведения по материалам русских народных сказок.

  9. Архетипы моделей феминного поведения по материалам русских народных сказок.

  10. Изучение символики волшебной сказки на основе проективного рисунка.

  11. Исследование архетипной ситуации «Путешествие героя» в сказочных сюжетах.

  12. Самопознание через сочинение сказки. Опыт работы и обобщение результатов.

  13. «Волшебная страна». Опыт проведения занятий и обобщение результатов.

  14. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей личности.

  15. Использование сказкотерапии для коррекции проблем детей.

  16. Использование сказкотерапии для коррекции проблем подростков.

Контрольный тест по курсу «Сказкотерапия»

  1. Сказкотерапия - это:

  1. лечение сказками (открытие с клиентом внутренних знаний, которые являются психотерапевтическими)

  2. процесс расшифровки содержащихся в сказках знаний о мире и человеке

  3. образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни

  4. процесс объективации проблемных ситуаций

  5. все ответы верны




  1. Преимущества метода сказкотерапии в работе с клиентом состоят в следующем:

  1. отсутствие дидактики (недирективность);

  2. неопределенность места действия и главного героя

  3. ореол тайны и волшебства

  4. широта возрастного диапазона клиентов

  5. все ответы верны




  1. Какому этапу развития сюжета волшебной сказки соответствуют проблемы клиента, начинающиеся с вопроса: «Как лучше поступить в…. ситуации?»

  1. расставание

  2. выбор пути

  3. борьба и победа

  4. путь домой




  1. Акцент на взаимодействии персонажей сказки как прототипов субличностей «Я» одного человека делает:

  1. классический психоанализ

  2. поведенческий подход

  3. гештальт-терапия

  4. трансактный анализ

  1. Акцент на изучении игр и сценариев персонажей сказки делает:

  1. эриксоновский подход

  2. классический психоанализ

  3. трансактный анализ

  4. аналитическая психология




  1. Акцент на изучение архетипических паттернов волшебных сказок делает:

  1. классический психоанализ

  2. аналитическая психология

  3. индивидуальная психология

  4. трансактный анализ




  1. В своей известной работе «Игры, в которые играют люди» Э. Берн показывает, как реализуется в современном прочтении сценарий жизни, описанный как сказка:

  1. «Свинопас»

  2. «Гуси-лебеди»

  3. «Спящая красавица»

  4. «Красная шапочка»

  5. «Колобок»



  1. Схема анализа авторской сказки включает разделы:

  1. основная тема сказки

  2. линия главного героя

  3. актуализированные чувства

  4. понятие об окружающей среде

  5. образы и символы

  6. все ответы верны




  1. Кто является автором работы «Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупление в волшебной сказке».

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

  2. В.Я. Пропп

  3. Д.С. Соколов

  4. М.Л. фон Франц

  5. К.Г. Юнг

  6. Все ответы неверны




  1. Что общее содержат перечисленные сказки: «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Мальчик с пальчик», «Учитель и ученик»:

  1. написаны одним автором

  2. эти сказки одного народа

  3. показывают процесс индивидуации

  4. эти сказки анализировал З. Фрейд

  5. все ответы неверны

Список литературы
К разделу I:
Абелюк Е.С. Миф или сказка?: Эксперим. учеб. пособие.- М.: Мирос, 1995.- 217 с.

Вачков И.В. Сказкотерапия.- М.: Ось-89, 2001.- 144 с.

Груммес У. Значение сказки для психоанализа// Энциклопедия глубинной психологии.- Т.1.- М.: Interna, 1998.- С. 569- 586.

Защиринская О.В. Психологические техники: Сказкотерапия. – СПб., Издательство ДНК, 2001. – 152 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб.: Златоуст, 1998.- 352 с.

Защиринская О.В. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: ДНК. – 2001. -152 с.

Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами.- Киев: София, ltd, 1997.- 336 с.

Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа.- М.: Восточная литература, 1958.- 263 с.

Наранхо К. Песни Просвещения: Эволюция сказания о герое в западной поэзии.- СПб.: БСК, 1997.- 266 с.

Петрова Е.М. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе// Журнал практического психолога.- 1996.- №2.- С. 69- 81.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- СПб., 1996.- 365 с.

Пропп В.Я. Морфология сказки.- М.: Наука, 1969.- 167 с.

Пропп В.Я. Поэтика фольклора.- М.: Лабиринт, 1998.- С. 208- 334.

Ранк О. Миф о рождении героя.- М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.- 252 с.

Рибеллот П. Путешествие героя: Ритуализация мистерий// Духовный кризис:

Статьи и исследования/ Под ред. Грофа С.- М., 1995.- С. 220- 231.

Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс, 1978.- 207 с.

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М.: Независимая фирма «Класс», 2008.- 288 с.

Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка.- Л.: Наука, 1979.- 437 с.

Стародубцева Л.В. В пространстве сказки: (Пути, переходы в поисках Истины)// Мир психологии.- 1998.- №3.- С. 48-54.

Фрейд З. Сюжеты сказок в сновидениях// Фрейд З. Художник и фантазирование.- М.,1995.- С. 234- 237.

Фромм Э. Забытый язык: Введение в науку понимания снов, сказок. мифов// Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.- С. 179- 298.

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии.- М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996.- 288 с.

Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников// Мир психологии.- 1998.- №3.- С. 123- 136.


К разделу II:
Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии.- Воронеж: НПО Модэк, 1995. - 224 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.- СПб., 1992.- 400 с.

Биргитта Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии.- М., 2000.- 184 с.

Брейт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...»: Психотерапевтические истории для детей.- М.: Независимая фирма «Класс», 1996.- 224 с.

Гордон Д. Терапевтические метафоры.- СПб.: Белый кролик, 1995.- 196 с.

Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. - СПб.: Академический проект, 2000.- 256 с.

Джонсон Р. Мы: Источник и предназначение романтической любви. - М., 1998.- 158 с.

Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. - Харьков: Фолио, М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.- 185 с.

Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. - Харьков: Фолио, М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996.- 124 с.

Джонсон Р. Сновидения и фантазии: Анализ и использование. - М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996.- 288 с.

Жукова А. Русалочка- немота роста// Московский психотерапевтический журнал.- 1994.- №3.- С. 201- 210.

Зинкевич-Естегнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок.- СПб.: Речь, 2006

Зинкевич-Естегнеева Т.Д. Он и Она: тайный шифр сказки отношений. – СПб.: Речь, 2007

Ленц Ф. Образный язык народных сказок.- М.: evidentic, 1999.- 328 с.

Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка».- М.: Независимая фирма «Класс», 1996.- 144 с.

Пезешкян Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия.- М.: Прогресс, 1992.- 240 с.

Петрова Е.Ю. Волшебные русские сказки и гештальт-подход// Нереальное поле культуры.- М., 1995.

Франц М.-Л. фон. Процесс индивидуации// Человек и его символы.- СПб., 1996.- С. 195- 295.

Франц М. Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке.- СПб.: БСК, 1998.- 360 с.

Франц М.Л. Кошка. Сказка об освобождении фемининности. – М.: независимая фирма класс, 2007. – 120 с.

Франц М.Л. Архетипические паттерны в волшебных сказках. – М.: независимая фирма класс, 2007. – 256 с.

Хаббэк Дж. Разрывание в клочья: Пентей, вакханки и аналитическая психология// Аналитическая психология: Прошлое и настоящее.- М., 1995.- С. 256- 273.

Хендерсен Дж. Древние мифы и современный человек// Человек и его символы.- СПб., 1996.- С. 120- 191.

Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.- Киев.: София, 2000. – 496 с.

Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы.- СПб.: Восточно- Европейский ин-т психоанализа, 1994.- 415 с.

Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке// Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.- М., 1996.- С. 87- 117.


К разделу III:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-СПб.: изд-во «речь»; ТЦ Сфера, 2001.- 400 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь. 2000. – 254 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2001. – 176 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003 - 144 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии – СПб : Речь, 2003. – 208 с.

Керлот Х.Э. Словарь символов.- М.: REFL-book, 1994.- 608 с.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.- М.: Смысл, 1998.- 254 с.

Менегетти А. Словарь образов: Практическое руководство по имагогике.- Л.: Экос, 1991.- 111 с.

Огненко Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.

Усачева И. Волшебные карты, или Дж. Родари учит сочинять сказку// Семья и школа.- 1989.- №4.- С. 21- 23.

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб.: Речь, 2002. - 168 с.
К разделу IV:
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры.- СПб., 1996.- 382 с.

Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешним миром // Журнал практического психолога.- 1997.- №6.- С. 123- 126.

Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально- психологический тренинг: Учеб. пособие.- Л.: Изд-во ЛГТУ, 1989.- 60 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебство сочинения// Семейная психология и семейная терапия.- 1998.- №4.- С. 71- 75.

Зинкевич-евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2001.- 176 с.

Рудестам Н. Групповая психотерапия.- СПб.: Питер Ком, 1998.- 384 с.

Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга.- СПб., 1995.- 249 с.

Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2000.- 254 с.

Харан С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.- Минск, 1998.- 352 с.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 203 с.





Каталог: sites -> default -> files -> materials
files -> 1. Предмет философии и структура философского знани
files -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
files -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
files -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
files -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
files -> Что такое агрессивность?
files -> А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет
materials -> Рабочая программа дисциплины социальные коммуникации
materials -> Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
materials -> Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности

Скачать 320.34 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница