Влияние музыки на самовосприятие подростков



Скачать 138.58 Kb.
Дата14.05.2016
Размер138.58 Kb.
ТипАнализ

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

4 (39) - 2010




ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА САМОВОСПРИЯТИЕ ПОДРОСТКОВ

С.Б. Бажутина, Н.В. Кион

В статье показан механизм влияния, которое оказывает современная ритмическая музыка на подростка, на особенности его самовосприятия и психику в целом.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с научными и практическими задачами

Изучение влияния музыки на подростков и вообще человеческую психику имеет очень большое значение для современной психологии и педагогики. Большое разнообразие музыкальных стилей является причиной растерянности в выборе своих музыкальных вкусов. Подростки легко подвергаются влиянию музыки, которая кажется им путем для самовыражения и воплощением их мировоззрения. На самом же деле они сами становятся воплощением мировоззрения, которое проповедуют авторы этой музыки.

В статье рассмотрены основные аспекты влияния музыки на человека подросткового возраста, особенности восприятия им музыкальных композиций различных жанров. Подростковый возраст при этом рассматривается как период активного становления самосознания и, в частности, одного из его элементов – самовосприятия. Можно предположить, что музыка, воздействующая на состояние внутреннего мира человека, может особым образом повлиять и на самовосприятие до конца не сформировавшейся личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор

В истории философии и психологии изложены разные точки зрения относительно самосознания личности, ее структурных компонентов, самовосприятия и т.п., которые представлены в роботах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др.

Влияние музыки на психику человека, его самосознание интересовало ученых еще с древних времен.

Интересная мысль относительно влияния музыки на мировоззрение молодых людей высказана в работе «Антропология мифа» А.М. Лобка (1997 г.). Автор считает, что музыка является «мифом» (идеей, которая владеет иррационально ошеломляющей силой влияния на умы). Таким образом, музыка определяет пребывание человека в той или иной группе, классе, сообществе (8).

Одна из самых содержательных работ относительно влияния музыки на психику человека принадлежит Д.А. Леонтьєву и Ю.А. Волковой («Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия», 1997 г.). Эта работа раскрывает психологические особенности восприятия рок-музыки и ее общественные функции; характер воздействия музыки на жизнь человека [6].

Г.С. Кнаббе («Феномен рока и контр-культуры», 1990 г.) отмечал, что сама по себе музыка как мелодичный конструкт не главное, во всяком случае не единственное содержание, главное – «неписаный кодекс чести» – моральная позиция и тип существования, основой которого являются противостояния: «есть мы и есть они» и противостояние это носит экзистенциальный характер, то есть имеет отношение к Я-Концепции человека [4].

В работе «Избранное: социология музыки» (1999 г.) Т. Адорно раскрыл принципы музыкально-социологического исследования и выделил разные типы слушания музыки (1).

Выделение ранее не решенных частей общей проблемы, которым посвящена данная статья

Самовосприятие играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторые периоды развития личности (в частности, в подростковом) его функция интенсифицируется и начинает обусловливать форму и содержание жизнедеятельности личности в целом, определять формирование самосознания и поведение субъекта в окружающем мире [5, 10, 13].

Исследований относительно связи музыки с самовосприятием, изучение влияния музыкальных жанров на самовосприятие подростка еще не было проведено, поэтому тема является актуальной.

Формулировка цели статьи

Цель данной статьи – показать, какое влияние оказывает современная ритмическая музыка на подростка, на особенности его самовосприятия и психику в целом.



Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Влияние музыки на человека сложно преувеличить. Мы ощущаем его каждый день. О нем уже немало сказано и в трудах древних ученых и в работах исследователей более поздних цивилизаций. Музыка считается также одним из главных факторов, оказывающих влияние на жизнь современного человека, особенно мощно ее воздействие на молодых людей и подростков.

Подростковый возраст – это тяжелый и сложный возрастной период, главным содержанием которого является становление личности. В этом возрасте у молодых людей активно развивается самосознание, формируется собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, базой для которых и являются особенности индивидуального самовосприятия подростков.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентация подростков в области музыки осуществляется, главным образом, под влиянием средств массовой коммуникации и общения с ровесниками, что часто приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на нетребовательный вкус и неразвитую музыкальную культуру. Сама же музыка выступает одним из факторов, определяющих культурную жизнь общества. Она является своеобразным способом отражения тех противоречивых процессов, которые происходят в современном мире.

Больше всех других социальных групп слушают музыку, связывают с ней всю свою личную и общественную жизнь именно молодежь и подростки. При этом молодые люди часто не понимают смысл произведения. Вместе с тем музыка — это такая сложная стихия, которая, вроде бы, воспринимается каждым индивидуально, индивидуально оценивается, однако опосредованно слушатель очень многое перенимает и принимает из системы ценностей той группы, которая эту музыку пропагандирует. Из-за этого культурные ценности подростков, чтимые ими социальные и моральные нормы, меняются [8, 15].

Еще на заре становления человечества музыкальные ритмы уже использовались для введения определенных установок в подсознание человека. В античную эпоху музыка играла в основном развлекательную или успокаивающую роль, с тех далеких пор ее место в обществе заметно изменилось. В ней появилось множество разных жанров, стилей, выполняющих различные функции и несущих разное духовное содержание.

На современном этапе одним из самых популярных музыкальных жанров у молодежи и подростков стала рок-музыка и ее подвиды. Большое разнообразие музыкальных стилей послужило причиной растерянности в выборе подростками своих музыкальных предпочтений. Вообще подростки легко подвергаются влиянию музыки, им кажется, что музыка позволяет им самовыражаться, декларирует другим их мировоззренческую позицию. И это действительно так. Но вот только какая музыка?! В силу своей социальной незрелости, а также низкой музыкальной образованности любимыми жанрами подростков становится то, что активно пропагандируется средствами массовой коммуникации как наиболее «модное» в подростковой среде. В такой ситуации подростку почти невозможно выбирать другой стиль, тем более аргументировать и отстаивать свою позицию.

Попробуем понять, что такого особенного в музыкальной фразе рока. Общеизвестно, что во всех направлениях рок-музыки музыкальная фраза строится на сочетании медленных и тихих звуковых тонов, которые постоянно переходят в быстрые и громкие. Это и создает единство гармоничных знаков музыкальных произведений. Переход начинается плавно и именно тогда, когда внутренне человек уже готов к «энергетическому подъему», иногда тут же появляются в музыке и некоторые слова.

Слушая тихие, медленные звуки, организм расслабляется почти до гипнотического состояния и в этот момент человеку можно внушить все что угодно. Затем темп становится более быстрым, на него четко накладываются скрытые команды, которые человеком, вошедшим в состояние расслабленности, воспринимаются как указания к действию. В результате люди могут потерять контроль над собой и слепо выполнять любые команды. Такое внушающее влияние гораздо сильнее действует на человека, у которого неустойчив или снижен уровень самооценки, не четко выражена система нравственных ценностей, а это и есть люди подросткового возраста, потому что у них еще только идет формирование внутреннего мира, самосознания, своей мировоззренческой позиции [2, 9]. Поэтому характер влияния музыки на психику человека будет определяться тем, какие «команды» даются в процессе звучания музыкального произведения.

Для выявления зависимости между выбором определенных музыкальных произведений и особенностями самовосприятия подростков нами было проведено исследование на базе 7 – 9-х классов школ города Лисичанска.

Исследование проводилось в форме психодиагностического эксперимента методом „поперечных срезов” с использованием „батареи” методик для исследования музыкальных вкусов молодежи и особенностей их самовосприятия.

Нами были использованы такие методики, как «Автопортрет», «Кто Я?», «Шкала самовосприятия» Р. Бернса, «Шкала самоуважения Розенберга» и «Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна».

Благодаря проведенному опросу относительно музыкальных вкусов подростков было выявлено, что подавляющее большинство респондентов слушают такую музыку, как рок, рэп, металл, хип-хоп, рэп-кор, готика, клубная музыка и разные подвиды этих жанров, то есть избирают ритмические виды музыки. Согласно полученным результатам из 33 респондентов 27 чел. (81,82 %) отдали явное предпочтение ритмическим музыкальным стилям. Самой популярной в нашей выборке подростков оказалась немецкая рок-группа «Рамштайн» («Rammstein»). Был проведен анализ содержания всего творчества этой группы (12). Оказалось, что общая тематика их песен сводится к описанию разных извращений, убийств, переживаний по поводу похмельного синдрома и т.п.

Вот отрывок из их песни "Зверь" («Tier»):

***

Пойдет он к дочери своей,



Прекрасной, юной, нежной...

И начнет как дикий пес

С родною плотью спать - конечно!

***


Всего лишь зверь!

***


Она перо макала в кровь,

Дневник писала от начал:

Из детства строки-мертвецы, да

Про отца, что с нею спал!

***

Зверь!


А вот еще одна из популярнейших песен этой группы. Она так и называется – «Рамштайн».

Рамштайн -

Человек горит.

Рамштайн -

Запах гари висит.

Рамштайн -

Ребенок умирает.

Рамштайн -

А солнце сияет.

Рамштайн -

Море огня.

Рамштайн -

Кровь течет на асфальт.

Рамштайн -

Мать стенает.

Рамштайн -

А солнце сияет.

Рамштайн -

Могила одна.

Рамштайн -

Никто не сбежал.

Можно предположить, что бессознательное человека достаточно точно воспринимает «подтекст» песни, ориентируясь на характер «ломанной» музыкальной фразы и скачущую, истеричную интонацию, на перепады тихих и громких звуков, мелодичных и диссонирующих музыкальных фраз. А если к этому еще добавить зримо воспринимаемое движение певцов на сцене, их позы, выражение лиц, цветовые и световые эффекты… То есть хотя эти песни и прослушиваются нами на немецком языке, слушателем улавливается основная смысловая интонация этих слов – «все плохо, я одинок, никто мне не поможет». А если же прослушать такую песню десяток, сотню раз? В приведенной нами последней песне после «Вступления» можно услышать звук падающего самолета. Примечательно также, что характерной чертой имиджа практически всех рок-групп является выраженное подчеркивание обособленности от других: на сцене мы вместе, но каждый сам по себе – движемся по-разному и одеты все нарочито непохоже.

Второе место в рейтинге песен наших респондентов занял исполнитель готического жанра – Мерлин Менсон [11]. О его песнях вообще ходят легенды. Приведем несколько примеров его творчества. В его произведениях речь идет о смерти, депрессии, убийствах и т.п. Следует к тому же заметить, что речь в них чаще всего идет от первого лица, что увеличивает влияние текста на подсознание; Так, фраза «Я убью вас» воспринимается как личное желание, а «Он убил ее» - как наблюдение со стороны.

«Никто» («The Nobodies»)

***

Мы - никто.



Мы хотим быть кем-нибудь, когда умрем.

***


Я знаю, я - грязь навсегда!

На днях умерло несколько детей...

***

«Одноразовые подростки» («Disposable Teens»)



Я –-черная радуга, и я - божье животное

У меня лицо, которое создано для насилия

Я - малолетнее отклонение, аборт, который выжил…

***


Мы - одноразовые подростки !!

Мы - одноразовые!

Чем больше ты боишься нас,

Тем больше мы становимся !

Не удивляйся, когда мы разрушим все это!

***


«Дырявя счастье» («Putting Holes in Happiness»)

Небо было белокурым, как она.

В этот день нужно было заманить ребенка

И пристрелить его.

***

Дырявя счастье,



Мы окрасим будущее в черный,

Если ему вообще нужен цвет.

Мой смертный приговор теперь легенда.

***


Прошу, убеги со мной в ад.

Приведенные примеры из текстов произведений Мейсона говорят сами за себя. Ценности, опосредованно внушаемые нашим подросткам, вполне очевидны: ценности разрушения и насилия.

Среди чтимых в подростковом сообществе исполнителей выделяются также группа «Линкин парк» (ню-металл и альтернатива); «Ранетки», Потап и Настя Каменских (российская эстрада); «Город 312», «Король и Шут» (КиШ), «Сектор Газа» (современный рок, панк-рок); группа «Кино» (российский рок 80-х годов) явно с меньшим процентом выборов и т.п.

Еще одной задачей нашего исследования была проверка связи между слушаемой подростком музыкой и особенностями его самовсприятия. Результаты исследования показали, что самовосприятие наших респондентов характеризуется неточностью, неадекватностью представлений о себе. Так, исследование самооценки подростков при помощи методики Дембо-Рубинштейн в модификации С.Б. Бажутиной показало, что при наличии в основном высокого и среднего уровня притязаний (только один человек имел низкий уровень по этому параметру), самооценка наших респондентов разная. Пять испытуемых имеют неадекватно высокую самооценку (15,15%), три – неадекватно низкую (9.09%), Одиннадцать человек – адекватную (33,33%). При этом значимо большое расхождение между уровнем притязаний и самооценкой отмечается у 16 испытуемых, что соответствует 48,49%.

Кроме того, самовосприятие подростков характеризуется выраженной противоречивостью. С одной стороны, у них диагностируется завышенные оценки по параметру «уверенность в себе» и ряду стандартных социальных качеств, с другой – отмечается явная недооценка собственных умственных качеств. Образ «Я» таких детей не является гармоничным, так как такая оценка себя не может быть и в целом положительной. Согласно этому факту, противоречивое самовосприятие приближено к неосознаваемому негативному восприятию себя.

Исследование показало, что среди испытуемых, слушающих ритмичные стили музыки, 18 чел. имеют противоречивое самовосприятие (51,85%), негативное – пять человек (18,52%), равнодушие к себе фиксируется у 18 испытуемых (66,67%), восемь из них увлекаются песнями Мейсона и «Рамштайн». Для всех, слушающих ритмичные стили музыки, характерна также нечеткость и неряшливость в самовосприятии, высокая тревожность (18 чел.) и депрессивность (8 чел.).

Обращает на себя внимание еще один факт: все 100% детей этой группы демонстрируют ярко выраженную агрессию либо по отношению к другим или же аутоагрессию.

Сравнение с группой слушающих классическую музыку показало, что почти все респонденты последней группы имеют адекватную самооценку, позитивное отношение к себе (исключением был один испытуемый), у них не фиксируется тревожности, депрессивности и агрессии.

Таким образом, явно видно, что отмеченные особенности самовосприятия: противоречивость, невыраженность, агрессивность, тревожность и депрессивность – имеют прямую зависимость и от музыкальных вкусов подростков.

В качестве иллюстрации к сказанному приведем анализ рисунка «Автопортрет» ученика 7 класса, который выбирает такие музыкальные композиции, как рок, панк, металл, готика; слушает композиции Мерлина Мэнсона (рис.1).

В приведенном рисунке очень выразительно проявляют себя следующие показатели: высокая степень тревожности респондента, его ужас перед Миром, который внушает нашему испытуемому одно желание – спрятаться, превратиться в маленького, ничего не понимающего, натуго запеленутого, беззащитного младенца, которому еще и зашили рот, чтобы не кричал, чтобы ненароком не накликал на себя те разрушительные силы, которые и так смели уже все вокруг. Перед нами подросток, в своем внутреннем сознании совершенно лишивший себя возможности действовать, он одинок и беспомощен. В его глазах, кроме ужаса и кромешной темноты, немой вопрос: «Как жить?!»

Примечательно, что по показателям всех остальных методик у этого респондента фиксируется противоречивое и предельно обедненное представление о себе, неяркость, невыраженность чувств по отношению к собственному Я.


Рис. 1


Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Таким образом, исследование позволило выявить, что у детей, которые слушают ритмические виды музыки, адекватность самовосприятия намного ниже, чем у респондентов, которые выбирают классическую музыку. Их самовосприятие характеризуется агрессивностью, направленной на окружающих и на себя, повышенной тревожностью и выраженной депрессивностью.


Литература

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. 1999, С. 16 – 25.

2. Антурри С. Обманутые не подозревают, что их обманывают или, Чего вы не знаете о рок-музыке. http://www.edu-zone.net/show/177088.html.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. С. 3 – 66.

4. Кнаббе Г.С. Феномен рока и контр-культуры. – М. – Вопросы философии 1990, №8. С. 25 – 30.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1989. С. 98 – 124.

6. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия. Проблемы информационной культуры вып. 4, 1997. С. 84 – 150.

7. Линкин Парк. http://ru.wikipedia.org/wiki/Linkin_Park .

8. Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург.: Серия “Философский андеграунд Урала”. 1997. С. 24 – 41.

9. Некрасов Д. Влияние музыки на подсознание. http://sound.nm.ru/music_ under. html.

10. Столин В.В. Психология самосознания. – М.: изд-во «Просвіта», 1964. - 339 с.

11. Тексты песен Мерлина Менсона. http://lifemusic.ru/ lyrics/m /marilyn _ manson . html.

12. Факты о группе Rammstein. http://www.rammsteinfan.ru /.

13. Формирование личности в переходном возрасте: от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1987. С. 97 – 130.

14. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: "Наука", 1977. – С. 84- 85.

В статті показано механізм впливу сучасної ритмічної музики на підлітка, на особливості його самосприйняття і психіку у цілому.

In the article the mechanism of influence|influencing,influense| of modern rhythmic music on a teenager, on features of his self-|its|perception and psyche are shown in whole|all|.

Бажутіна С.Б. – доцент кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ)

Кіон Н.В. – магістрантка кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ)

ЗМІСТ ПАТРІОТИЧНОГО ВИХОВАННЯ В СЕРЕДНІХ ШКОЛАХ США



  1. Є.О. Барилко




У статті висвітлюється й аналізується досвід патріотичного виховання в середніх школах США, розкривається його зміст.



Постановка проблеми у загальному виді та її зв’язок з важливими науковими та практичними завданнями

У “Концепції громадянського виховання особистості в умовах розвитку української державності” зазначається, що метою громадянського виховання є формування “свідомого громадянина, патріота, професіонала, тобто людини, з притаманними їй особистісними якостями, з рисами характеру, світоглядом і способом мислення, вчинками та поведінкою, спрямованими на саморозвиток та розвиток демократичного громадянського суспільства в Україні” [2, c.3]. У “Концепції виховання особистості в умовах розвитку української державності” підкреслюється необхідність утвердження у молоді шкільного віку “почуття патріотизму, відданості Батьківщині й, водночас, відчуття належності до світової спільноти” [1, c.3].

Українське суспільство має гостру потребу в підвищенні ефективності вітчизняної системи патріотичного та громадянського виховання. Досвід розвинених країн у цьому сенсі має сприяти ефективному розв’язанню цієї педагогічної проблеми в Україні.

Оскільки Сполучені Штати Америки відіграють надзвичайно важливу роль у глобальному масштабі не тільки у сфері економіки, але й в освітній галузі, то вивчення та осмислення досвіду




Каталог: document -> sborniki -> 2010
document -> Виды и тематика письменных работ по дисциплине «Дифференциальная психология»
document -> Практические рекомендации по снижению агрессии
document -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
document -> Темы курсовых работ, утвержденных Советом программы
2010 -> Социально-психологические причины появления психологической зависимости от киберпространства
sborniki -> Духовність особистості: методологія, теорія і практика 2 (43) 2011
sborniki -> Духовність особистості: методологія, теорія і практика 2 (49)-2012
sborniki -> Духовність особистості: методологія, теорія і практика 3 (44) 2011
sborniki -> Тенденции зарубежного университетского образования в духовно-нравственном развитии личности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница