Воображение и творчество



Скачать 85.95 Kb.
Дата14.05.2016
Размер85.95 Kb.




Дружинкина Н. Г.

Воображение и творчество



В.Даль писал: «Воображение – действие воображающего; способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин» (2;4). Здесь он подчеркивает, что воображение – это действие, происходящее в уме, связанное с возможностью сочетания различных образов для получения законченных картин…. Характерная черта воображения – это работа с образами конкретных предметов или с некими абстрактными представлениями, при этом воображаемое отличается от действительного объекта, привносится что-то новое, отсутствующее в объекте. Как заметил … Л.С.Рубинштейн, каждый образ, который возникает в сознании, в какой-то мере является воспроизведением, может быть очень далеким, измененным опосредованным, но отражением действительности, причем преобразованным. (2;11) На эту же сторону обращает внимание…Л.С.Выготский: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях, в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений…изменение этих впечатлений происходит так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, это составляет…самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». И, наконец, «Всякое изображение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением. Вот это новое, внесенное в образ действительного объекта, зависит и связано с функциями, которые несет воображение. Основной функцией воображения является представление образов действительности и преобразование их в соответствии с поставленными задачами. (2;11)…. Вторая функция – состоит в возможности регулирования своего эмоционального состояния…. Третья функция – заключается в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Это касается процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, а также речи. Посредством образов человек может управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями, создавая различные образные конструкции желательных и нежелательных вариантов…. Четвертая функция воображения проявляется в способности человека выполнять манипуляции с образами в уме, выстраивая их в определенном порядке для формирования внутреннего плана действий…. Пятой функцией – является представление результатов труда или его промежуточного продукта еще до его начала. Это одна из чудесных функций, так как дает возможность предвидения…. Следующей функцией является возможность использования воображения в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности…. Именно воображение позволяет сделать первичные построения, которые впоследствии смогут обрести конкретные и опредмеченные черты. Продукты воображения могут в дальнейшем осмысляться, уточняться, детализироваться. Им может быть придана более строгая доказательная форма. Наконец, они могут быть реализованы в виде идей или вещей в действительности. (2;12-13). Механизм воображения просто необходим для творческой деятельности менеджера, юриста, инженера, художника и др. потому что неопределенность это одна из основных черт их деятельности. Как правило, творческая работа создает массу всевозможных ситуаций, большей или меньшей степени неопределенности» (2;13), где может помочь воображение.

«Воображение существует и присутствует в грезах, мечтах, фантазиях, сновидениях, галлюцинациях. По степени выраженности активной компоненты воображение разделяется на активное и пассивное. Активность и пассивность отражают различия в степени намерения и сознательности. (2;20)…. Творческое воображение,… предполагает создание новых, измененных, трансформированных образов, которые реализуют определенную цель и отражаются в продуктах деятельности человека. (2;22)… воображение может быть конкретным и абстрактным…. «Воображение творческое – предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности» (2;27)….наличие творческого воображения – необходимое и достаточное условие существования творческого профессионала, а развитие этого вида воображения – одна из насущных задач образования…с одной стороны, развитие творческого воображения происходит в профессиональной деятельности, если она не носит рутинный характер…с другой стороны, целенаправленное и сознательное включение воображения… в профессиональную деятельность позволяет значительно улучшить действенность квалификационных качеств специалиста уже в самом начале его деятельности…. Развитие творческого воображения осуществляется в результате выполнения определенных упражнений и заданий, составленных по определенной системе» (2;39).

Так, «воображение художника выступает как интегратор его интеллектуальных способностей, преломляя сквозь них единство объективного и субъективного…. В художественной модели уникальный мир видения художника тесно переплетается с деталями, предметами и событиями действительности. Моделируя объект, художник также моделирует себя в этом объекте, через черты и характеристики этого объекта» (1;21).

«У некоторых художников развита конструирующая фаза воображения, и они сразу же представляют себе произведение в готовом виде. Микеланджело как-то сказал, что его работа заключается в том, чтобы освободить статуи от лишнего мрамора. Великий скульптор обладал могучим воображением и почти не нуждался в натурщиках, созерцая свои будущие произведения интеллектуально. Воображение художника на этом этапе работы как бы отчуждает от себя свой собственный продукт – художественную модель и становится медиатором между воображаемым и материалом искусства, сводя их к единству. В этой деятельности неоценимую помощь оказывает воображению особая способность художника – эстетическое ощущение материала и тонко развитый и отточенный вкус…. Процесс материального конструирования во многом зависит от типа и особенностей воплощаемой в материале модели. Модели, создаваемые при непосредственном контакте с натурой, с помощью так называемого воспринимающего воображения, как правило, сразу же воплощаются в материал. Художник-портретист, создав в воображении идеальную образную модель, стремится воплотить ее на холсте. Воображение здесь выступает в тесной связи с восприятием натуры. Особенно ярко активность восприятия проявляется в творчестве фото художника…. (1;15). Создание Произведений искусства по воображению, без непосредственного контакта с натурой характеризуется тем, что художник получает свои впечатления из памяти, которая для такого творчества должна быть особенно ясной и цепкой…. Третий тип творческого воображения творит художественный вымысел без прямых контактов с действительностью. Материал жизни в них присутствует опосредованно, преломившись через фантазию творца. Жизненный опыт здесь тесно переплетен с опытом представлений…. Воображение четвертого типа, участвующее в воплощении образной модели в материал, также не имеет прямых контактов с действительной жизнью. Оно творит в области неизобразительного искусства. Здесь главную помощь оказывает художнику его вкус. Каждый вид искусства требует развития этой человеческой способности. В поэзии и в музыке вкус выступает как особое ритмическое чувство; в живописи и скульптуре – как обостренное чутье к линиям, цветам и объемам; в прикладном искусстве – как умение совместить функциональность предмета и его форму; в балете – как ощущение красоты пластических фигур. Есть и такие виды искусства, в которых вкус является главным энергетическим источником творчества. Например, воображение художника-модельера или орнаменталиста бессильно что-либо создать без развитого вкуса» (1;16-17).

«Воображение художника в зависимости от его свойств и задач, которые оно решает в процессе создания образной модели произведения, подразделяется на следующие виды: воспринимающее воображение, находящееся в наибольшей зависимости от восприятия и привязанное к изображению конкретной ситуации; вспоминающее воображение, строящее свои продукты из материалов конкретных воспоминаний, но в отличие от воспринимающего, обладающее большей мерой свободы в соединении своего материала; фантазирующее воображение, опирающееся на материал действительности, но способное создавать образные модели, не имеющие прямой аналогии в реальном мире,   мифологические вымыслы и фантастические, сказочные образы; изобразительное воображение, творящее в сфере сочетания цвета, звука и формы. Зависимость воображения от восприятия в создании образной модели наиболее явно обнаруживается в портретном жанре искусства. Казалось бы, портрет должен следовать натуре, в противном случае задача воссоздания облика человека, его индивидуальности не будет выполнена. Однако художник создает не точное документальное изображение, а произведение искусства, и поэтому изменяет натуру по его законам. (1;7)…. Интерпретационная способность воображения выступает как способность к «преобразованию координат» произведения. Она, с одной стороны, провоцируется самим произведением, а с другой стороны, ее сила, интенсивность определяются особенностями воображения субъекта….(2;58).

С помощью воображения художник способен отражать не только физическую (эмпирическую) реальность, но и метафизическую (внеэмпирическую) и трансцендентную (над – или сверхэмпирическую). Эмпирически наблюдаемая, то есть видимая, физическая реальность познается сознанием (разумом), в то время как невидимая, (метафизическая и трансцендентная) – воспринимается подсознанием. Общеизвестно, что в эволюционном отношении сознание – образование очень позднее, возникшее из потребности регулировать социальные отношения внутри человеческих коллективов, в отличие от подсознания, имеющего солидную историю. В структуре головного мозга это различие зафиксировано в виде трех эволюционных напластований – (мозг рептилии), среднего (мозг млекопитающего) и верхнего, собственно человеческого, именуемого корой больших полушарие. Сознание – лишь тонкая пленка, покрывающая океан бессознательного. В познавательном отношении сознательное и подсознательное сопоставимы как рациональное и иррациональное, как логика и интуиция. (7;273). Сознание (логика) базируется на показаниях пяти внешних органов чувств, снимающих информацию с внешнего по отношению к человеку, телесного мира. Подсознание же основывается на показаниях каких-то, неизвестных…, внутренних чувств,…снимающих информацию с внутреннего мира человека. Информация, получаемая как из внешнего, так и из внутреннего мира, поступает в сознание по одним и тем же (сенсорным) каналам и фиксируется им в одинаковой (чувственной, образной) форме. Поэтому, когда по каналам этим идет одна информация, они становятся непроходимыми для другой: чтобы в работу включилось подсознание, необходимо отключить сознание, и наоборот. По этой же причине образы внешние и образы внутренние для человека неразличимы – и те, и другие обладают одинаковой наглядностью. Со времен К.Г.Юнга внутренние образы называются архетипическими. Архетипические образы нередко до деталей совпадают с мифологическими, что позволяет интерпретировать мифологию как продукт бессознательного коллективного творчества (7;274). Архетипические образы имеют под собой онтологическое основание – физическую реальность, которая воспринимается сознанием при помощи внешних органов чувств. Но если сознание воспринимает эту реальность развернутой во времени, исторически (события в ней следуют одно после другого), то подсознание воспринимает ее во времени свернутой, структурно (события здесь расположены пространственно



Особенности воспринимающего воображения продиктованы спецификой процесса художественного восприятия. Если воображение художника-творца и художника-исполнителя по своей природе творческое, то воображение читателя, зрителя, слушателя, направляемое произведением художника, сотворческое, но это вовсе не значит, что свобода последнего ограничена….Воображение художника «свертывает» себя в произведении. Процесс опредмечивания «прикрепляет» деятельность воображения к конкретным формам, суживает его инициативу. Воспринимающее воображение, наоборот, фиксируется в момент восприятия; его деятельности задается программа в зависимости от характера художественной информации, процесс освоения которой может быть сколь угодно долгим. Эта информация способна разрастаться до гигантских размеров, выходя за рамки созданной воспринимающим воображением модели, и провоцировать творчество новой…. Итак, воображение в процессе художественного восприятия имеет ряд существенных черт. Оно созавершает и ассоциирует и интерпретирует образный строй произведения, и в результате этой многоплановой работы создается образ, который может либо близко подходить к содержанию авторского замысла – образа, сформированного воображением и воплощенного им в произведении искусства, либо существенно от него отличаться. (1;59-60). Художественный образ движется по закону взаимосвязи единичного, особенного и всеобщего. Он опирается на предметное воспроизведение и выражение реальности даже тогда, когда не включает в себя изображение чего-то конкретного. Однако всегда поводом для появления образа-модели в воображении художника выступает предметный мир со всей его опосредованной сложностью и непосредственной простотой. Знание закономерностей функционирования творческого воображения художника, а также сотворческого воображения зрителя…создает возможности для культивирования этой способности интеллекта» (1;60).
Каталог: uploads -> attachment
attachment -> Социальное благополучие приемной семьи: социологический анализ 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
attachment -> Программа дисциплины Для направления 030900 «Юриспруденция»
attachment -> Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи
attachment -> Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи (региональный аспект) 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
attachment -> Рецензент: Д. Э. Синюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития уо «Бргу имени А. С. Пушкина»
attachment -> Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи
attachment -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по Специальности 22. 00. 08 Социология управления
attachment -> Фонд захисту прав та свобод людини
attachment -> Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих 22. 00. 08 социология управления


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница