Заседание методического объединения для педагогов «развитие творческого потенциала воспитанников интернатных учреждений»



Скачать 163.21 Kb.
Дата21.05.2016
Размер163.21 Kb.
ТипЗаседание
ГОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ №8» пгт. НИЖНИЙ ОДЕС

ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР - Х.С. КУРКОВА

ИНСТРУКТОР ПО ТРУДУ – Б.В. ВЕРТУНОВА

Февраль 2010 г.

На прошлом педсовете мы с вами рассматривали тему «Как помочь ребенку не стать трудным» и выяснили, что все усилия педагогов будут тщетны, если мы не сможем побудить подростка к самовоспитанию. Какие же факторы побуждают подростков к самовоспитанию?


  1. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также педагоги в общественной, нравственной и художественно- эстетической сферах;

  2. Необходимо также добиваться того, чтобы у каждого подростка был любимый герой, идеал, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию;

  3. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников;

  4. Положительное влияние на побуждение подростков к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически от каждого ребенка. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки, пытаются их исправить.

Процесс самовоспитания особенно необходим для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, которые характеризуются высокой степенью социальной обездоленности, трудностями в понимании материальной стороны жизни, в установлении продуктивных межличностных взаимоотношений, замедленным самоопределением, неразвитостью способностей к социальной интеграции и адаптации.

Самым эффективным методом, «наикратчайшим путем» для преодоления негативного влияния факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, убеждения ребенка в своей значимости, в том, что он может самостоятельно чего-то достичь является творческая деятельность.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности.



Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.
Но не любая творческая деятельность может подвергнуть человека, тем более подростка к самовоспитанию. Педагогам необходимо найти ту ниточку в каждом ребенке, тот вид деятельности, который будет интересен детям. Именно поэтому каждый педагог должен быть творческим человеком.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые воспитанники".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения;

необходимым условием является и знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.


Педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В.А.Кан-Калику и Н.Д.Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:

  • педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя (воспитатель действует по своей инициативе, по своему плану, не учитывая при этом мнение воспитанников)

  • педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (с учетом мнения воспитанников);

  • педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников (В начале деятельности - общий подход к "массе детей". В дальнейшем - изучение детей, их нюансов, индивидуальный подход: беседы, ненавязчивые разговоры, уточнения);

  • педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

С философской точки зрения любая деятельность человека представляет собой творческий акт, ибо и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно счет озарения, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему на языке решения, например как математическую задачу.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

 

Г.Гельмгольц, А.Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения:



  • фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;

  • фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

  • фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании;

  • фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания

Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различаются успех и ожидания личности. Выделяют три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоится. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, "про себя", не считаясь с мнением других. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Итак, давайте обобщим все эти понятия и выделим четко, что такое ситуация успеха с психологической, педагогической и социально-педагогической точки зрения.

С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом. В.А.Сухомлинский считал, что "ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи педагога…радость успеха может померкнуть".
В младшем возрасте соответствует, как мы знаем игровая деятельность. Игра для них - это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Особенное действие оказывают ролевые игры, модернизирующие человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда, заботы и внимания друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.


  • Обретение чувства уверенности в себе;

  • Осознание ответственности за свои поступки;

  • Умение распределять обязанности и действовать коллективе.

  • Умение общаться друг с другом;

  • Уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

В период 6-7 класс дети меняются. Это трудный возраст прежде всего для самих детей. Успех служит благоприятной основой для формирования направленности личности, ориентированной на общество, общественную деятельность. Адекватное развитие личности в этом возрасте имеет место в том случае, если разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяют потребность подростков в самоутверждении и самостоятельности, отвечают их стремлению к красочным, романтическим, привлекательным формам работы, имеет отчетливо выраженный, реальный (а не возвышенный) смысл.

Наблюдают свой личностный рост (успех) через "Дневник успеха" (оформляет сам) или же "Карта успеха".

Старшеклассники - интерес на самого себя (изучение себя, своих интересов, самоанализ), желание самоутвердится, состояться, быть признанным, в этом возрасте понижается авторитет взрослых, ребята признают авторитетом своих сверстников. Оценка друзей, выдвижение лидеров.

Через самоорганизацию - конкурсы "Все в твоих руках" и т.д., соревнования.

Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребенка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к познанию, к школе, обучению, к труду, то есть способствует эффективности обучения и воспитания.

Созданию ситуации успеха уделялось внимание всегда, в разные времена. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа с детьми была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу? Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, способствуют «Крушению оптимизма» (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) – которая является самой серьезной проблемой в Детском доме на сегодняшний день. Мы очень часто слышим, что дети не хотят ничего делать, им ничего не интересно, или интересно только то, что можно сделать не прилагая больших усилий и не тратя время.

Для того, чтобы вовлечь детей в процесс творчества можно и нужно использовать несложные дидактические игры и разнообразные нестандартные изобразительные техники, которые позволяют получить ощутимый результат довольно быстро.

Для того, чтобы детям при рисовании было легче использовать динамику персонажей, можно ввести в практику следующие дидактические игры, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.



Игра «Пляшущие человечки»

Дидактическая задача: упражнять детей в распознании движения из предложенной схемы.

Игровая задача: повторить (узнать) какое движение делает человечек.

Игровой комплект: карточки-схемы с изображением разных движений людей.

Правила игры: в игру может играть любое количество участников.

  1. Ребенку предлагается схема. Он должен понять это движение и показать его ребятам. Другие участники игры должны оценить правильность изображения.

  2. Воспитатель шепотом предлагает ребенку схему для изображения движения. Ребенок изображает, а остальные дети должны догадаться, с какой карточки это движение.

Игра «Научи двигаться!»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о способах передачи движения человека через изменение положения частей тела (рук, ног, головы)

Игровая задача: научить человечка двигаться.

Игровой комплект: подвижная модель человека, выполненная из картона (руки, ноги и голова на шарнирах).

Правила игры: воспитатель словами объясняет, какому движению надо научить человечка, ребенок придает это движение модели. Далее в эту игру дети играют между собой: один объясняет движение, другой – «учит» человечка.
Беря за основу подвижную модель человека, выполненную из картона можно придумывать самые разнообразные игры и самому. Например, эта модель может оказать помощь в проведении различных физминуток или утренней зарядки.

Еще одним вариантом использования данных моделей может быть зарисовывание движений, которые демонстрирует человечек.



Игра «Угадай, что за спортсмен» так же основана на подвижных моделях из картона. Один из ребят загадывает движение, которое обозначает какой-то определенный вид спорта, а остальные ребята должны угадать, что изображает человечек и нарисовать свой ответ.

Для закрепления у детей композиционных умений можно проводить следующие дидактические игры:

На заполнение листа бумаги.

Игра «Составь натюрморт (пейзаж)».

Дидактическая задача: закреплять умения детей заполнять все пространство листа.

Игровая задача: собрать красивую картину в подарок другу.

Игровой комплект: листы картона разной формы и размера, нарисованные и вырезанные цветные силуэты предметов для изображения натюрморта (пейзажа): яблоки, груши, виноград, чашка, ваза, букетик цветов, чайничек и др. (ели, лиственные деревья, домики, облака, солнышко, речка, цветы, грибы).

Правила игры: необходимо собрать красивую картинку, располагая по выбранному картону необходимые силуэты. При этом некоторые могут частично перекрываться. Один ребенок собирает натюрморт, другой – пейзаж, затем оценивают друг друга.

Второй вариант этой игры: детям раздаются заранее заготовленные комплекты вырезанных из цветной бумаги овощей, фруктов, ваз различной формы. Комплекты должны быть заготовлены в расчете на количество детей принимающих участие в игре.



Игровая задача: такая же, как и в предыдущем варианте.

Правила игры: схожи с предыдущим вариантом, отличие только в том, что после того, как дети справятся с заданием, им предлагается обменяться своими натюрмортами и внести свои изменения в работы сделанные другими ребятами.

Игра «Поставь вазу с цветами».

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать форму в соответствии с выбранным пространством листа.

Игровая задача: помочь продавцу расставить красиво вазы на полках.

Игровой комплект: картон белого цвета четырех форматов (квадратный, прямоугольный высокий, прямоугольный очень узкий высокий и прямоугольный широкий), вырезанные цветные силуэты ваз четырех форм (низкая и очень широкая, почти круглая, высокая и очень тоненькая и высокая), цветные силуэты букетов цветов.

Правила игры: ребенку предлагается четыре формата картона (полки продавца) в которых необходимо расположить четыре вазы и украсить их цветами. Ребенку надо подумать, на какую полку, какую вазу поставить. Расположить их надо так, чтобы покупатель (воспитатель) решил приобрести что-нибудь.
Чтобы заинтересовать ребят более старшего возраста можно использовать разнообразные изобразительные техники. С одной из них мы сегодня познакомимся на практике.


«Мастер-класс» для педагогов:

Рекомендации по развитию творческого потенциала воспитанников.

1. Ни в коем случае не подавлять интуицию воспитанника. Ребенка следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у воспитанника уверенности в своих силах, веры в свою способность решить ту или иную задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей воспитанником менее опасна, чем недооценка. Однако, завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства

3. В процессе обучения и воспитания желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление ребенка к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей. Исследования показывают, что склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Важнейшая задача – не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

9. Чаще использовать в обучении и воспитании задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливает веру воспитанника в свою способность к таким открытиям.

11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам и методам ТРИЗ для решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества подростков является совместная с педагогом исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни воспитанник, ни педагог. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность педагога в совместную деятельность с детьми.

13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, – всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения взрослый должен не просто декларировать свое уважение к личности ребенка, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.


Способы и приемы создания ситуации успеха:

  • Установление психологического контакта (вербального, невербального). Создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы типа:
    «Я рада тебя видеть»;
    «Мне приятно общаться с тобой»;
    «Как хорошо, что мы встретились» и т.д., все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию», постоянное проявление интереса воспитаннику, сопереживание ему.

  • Снятие чувства страха. Освобождение психологического зажима: «Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ...»

  • Четкая инструкция. Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь: «Я полагаю, что удобнее было бы сделать... »;
    «Я знаю, что обычно начинают с...» «Достаточно вспомнить вот эту часть и... »;
    «Я бы начала с... »;
    «Может быть, попробуешь...»;
    «Я думаю, ты не забудешь о... »; «Я прямо не дождусь, как появится вот эта деталь...»;

  • Авансирование личности, провозглашение ее достоинств:
    «У тебя это получится непременно»;
    «Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство) »;
    «Твой сильный характер не боится неудач». Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

  • Использование приема положительного подкрепления: переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости:
    «Это нам необходимо»;
    «Это очень важно для нашей работы»;
    «Наше дело зависит от твоей работы»

  • Использование приема персональной исключительности:
    «Только ты и можешь...»;
    «Никто, кроме тебя... »;
    «Именно ты способен это сделать...»
    Тем самым подчеркивается незаменимость ребенка при выполнении того или иного дела интерпретирование недостатка, как достоинства:
    «Сережа у нас не жадный, а экономный, давайте поручим ему…»; «Марина, напрасно ты расстраиваешься, что ты высокая, ведь высокий рост – это залог красоты, вспомни фотомоделей...»

  • Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию:
    «Начинай же!»;
    «Смелее, смелее!»;
    «У тебя получится...»

  • Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо.

  • Вселение веры ребенку в его будущие успехи: «Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание».

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2019
обратиться к администрации

    Главная страница