Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г.Чернышевского
О.Б.Симатова
ПСИХОЛОГИЯ
ЗАВИСИМОСТИ
Чита – 2006
ББК Ю948я73 + Ю96я73
УДК 301.085:15
С 37
Печатается по решению Ученого Совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Г.Чернышевского
Рецензенты: Говорин Н.В., д.м.н., профессор,
Виноградова Н.И., д.пс.н., профессор,
Клименко Т.К., д.п.н., профессор.
Ответственный за выпуск:
Симатова О.Б.
Психология зависимости. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. – 308 с.
ISBN 978-5-85158-383-4
В учебном пособии рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты проблемы зависимого поведения. Работа построена по принципу дедукции: в первой главе раскрывается сущность, механизмы, основные детерминанты, критерии типологии девиантного поведения в целом; вторая глава посвящена аддиктивному поведению, как одному из специфических типов отклоняющегося поведения; в третьей главе описаны различные варианты аддиктивной реализации, как формы зависимого поведения; четвертая глава касается наиболее социально опасной формы аддиктивного поведения – злоупотреблению веществами, изменяющими психическую деятельность. Таким образом, изложение материала от общего к частному способствует лучшему, более глубокому пониманию сущности представленной проблемы.
Работа может быть использована в курсах психологии аддиктивного поведения, психологии девиантного поведения, возрастной, педагогической, социальной, юридической психологии. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов психологического, педагогического, социального, юридического факультетов, а также медицинских вузов. Работа может представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных работников, врачей-наркологов и психиатров, занимающихся проблемами зависимого поведения.
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г.Чернышевского
ВВЕДЕНИЕ
Современную социально-психологическую ситуацию в России можно охарактеризовать как кризисную. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично и бессистемно.
Многие наши современники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Следствием такого психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, носящих саморазрушающий характер.
Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное (зависимое) поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5, с.94].
Проблема аддиктивной настроенности всеобща, и касается всех - хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция – это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения. Аддикцию можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство, где можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы снова вернуться в угнетающую ситуацию реальной жизни.
Парадокс современной жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется посредством вездесущей рекламы. Именно стойкие зависимости от определенного вида услуг и товаров поддерживают товарное производство и торговлю. Большинство взрослых людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости. Тенденция сегодняшнего дня – все большее распространение аддиктивного поведения среди детей и подростков.
Психофизиологическая суть зависимого поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, порадоваться, быть свежим и подтянутым, жаждет ярких настроений и защиты от травм и страхов, от внешних угроз и от глубинной неудовлетворенности собой. Однако жизненная реальность часто не способствует реализации таких желаний. Вот тогда-то «на помощь» приходит подходящий аддиктивный агент (алкоголь, сигареты, наркотик, компьютер, азартные игры и т.д.). Аддиктивный агент включается в информационно-энергетический метаболизм, становится незаменимым спутником жизни. Человек встает на путь к формированию особого, «аддиктивного», образа жизни. С точки зрения психофизиологии, развитие зависимостей может быть понято как ложное обучение, ошибка адаптации, как неверное программирование мозга стереотипами неэффективного поведения [69, с.5].
Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки дефектной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как ее главное достояние вне зависимости от того, как к этим зависимостям осознанно относится сам человек.
Учитывая причинную специфику развития различного рода зависимостей, можно однозначно определить средство спасения от различных форм несвободы: необходимо научиться произвольно, осознанно и творчески управлять своими настроениями и переживаниями, научиться управлению состояниями, освоить искусство релаксации, мобилизации и самопрограммирования, благодаря которым только и возможно получить полную власть над собственной психикой и телом, а значит и над своей жизнью в целом.
Особую тревогу вызывает распространение аддиктивного поведения (и особенно такой его опасной формы как злоупотребление веществами, изменяющими психическую деятельность) среди детей и подростков. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. В разнообразных жизненных ситуациях молодежь оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения [82, с.3-4].
Данное учебное пособие имеет определенные отличия от работ подобного рода. Прежде всего это касается структуры работы, которая организована по принципу дедукции. Первая глава раскрывает сущность, механизмы, критерии типологии и основные детерминанты девиантного поведения в целом. Обосновывается преимущество феноменологического подхода к рассмотрению поведенческих девиаций.
Вторая глава посвящена аддиктивному поведению, как одному из типов девиантного поведения, имеющему наибольшее распространение в современном мире. Рассматривается единый (общий) механизм различных форм аддикции, что позволяет увидеть и разработать универсальные подходы к их профилактике и коррекции. Выделяется понятие аддиктивной стратегии взаимодействия с окружающим миром. Анализируются факторы риска в отношении возникновения и развития аддиктивного поведения, приводятся убедительные данные о значимости подросткового возраста, особенности которого с одной стороны могут способствовать выбору аддиктивной стратегии поведения, а с другой стороны могут играть положительную роль в процессе профилактики и коррекции аддикции.
В третьей главе описаны различные варианты аддиктивной реализации, как формы аддиктивного поведения. Анализ различных видов аддикций позволяет сделать вывод о деструктивной сущности даже таких позитивно окрашенных форм аддикции, как работоголизм.
Четвертая глава посвящена наиболее социально опасной форме аддиктивного поведения – злоупотреблению веществами, изменяющими психическую деятельность, распространение которой сегодня приобрело характер национальной катастрофы. В данной главе рассматриваются теоретические вопросы злоупотребления психоактивными веществами (далее – ПАВ), типология ПАВ, их воздействие на организм человека, новые тенденции в употреблении ПАВ, механизмы формирования зависимости от ПАВ. Рассматриваются и анализируются концепции риска приобщения к употреблению ПАВ, этиологические концепции химической аддикции, базовые теоретические концепции профилактики, теоретические основы концептуальной профилактической модели. Раскрывается сущность понятия «наркотизм», отражающее наркоманию, как социальную болезнь.
Каждая глава данной работы завершается тестами для программированного контроля знаний и заданиями для самостоятельной работы, а также – списком рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.
Таким образом, изложение материала от общего к частному способствует лучшему, более глубокому пониманию сущности рассматриваемой проблемы, созданию системы знаний в контексте проблематики аддиктивного поведения. Как правило, большинство учебных пособий, посвященных проблеме зависимого поведения, рассматривает его с какой-либо определенной точки зрения, в рамках преимущественно какого-то одного аспекта: социального, правового, медицинского, педагогического, психологического. В настоящей работе авторы стремились отразить комплексный подход к рассматриваемой проблеме, в совокупности всех вышеперечисленных аспектов.
Данное учебное пособие предназначено для студентов психологических, педагогических, социальных, медицинских, юридических направлений и специальностей высшего профессионального образования. Оно может помочь сформировать собственный стиль здорового поведения. Пособие также может представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных работников, врачей-наркологов и психиатров, занимающихся проблемами диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Глава I Теоретико-методологические аспекты психологии отклоняющегося (девиантного) поведения
1.1. Поведение как психологическая категория
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям существования, а также преобразования действительности (на уровне человека) [90, с.486].
Поведение является материальным, объективным процессом и изучается различными науками: биологическими, психологическими, социальными. Поведение человека в психологии – это процесс его взаимодействия со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков [27, с.5].
Поведение человека формируется и реализуется в обществе. Оно неразрывно связано с языком и другими знаково-смысловыми системами, усваиваемыми в процессе общения и создающими предпосылки для интериоризации внешних двигательных компонентов поведения. Благодаря этому формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль. Поведение личности отражает процесс ее социализации.
К общим характеристикам поведения относятся:
мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;
продуктивность – реализация сознательных целей, адекватность, согласованность с конкретной ситуацией;
адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды.
Частными характеристиками поведения являются:
уровень активности – энергичность и инициативность;
эмоциональная выразительность – сила и характер проявляемых аффектов;
динамичность – темп;
стабильность – постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях;
осознанность – понимание своего поведения и способность объяснить его словами;
произвольность – самоконтроль;
гибкость – изменение поведения в ответ на изменение среды.
В условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является.
Ценностные, психологические аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения.
В психологии сформировался подход к изучению поведения в качестве ее предмета. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформировал кредо этого направления: «Предметом психологии является поведение». Направление получило название бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), поведенческая психология. Основным положением бихевиоризма является то, что все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. Задача психологии при этом заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Впоследствии уточняется, что связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления или из желания избежать отрицательного подкрепления. Б.Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания: поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий. Чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.
1.2. Психология отклоняющегося (девиантного) поведения и ее предмет
Психология отклоняющегося (девиантного) поведения - междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии [51, с.8].
Психология девиантного поведения представляет собой пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Основная причина – столкновение мнений между ортодоксально психологическим и ортодоксально психиатрическим взглядами на отклоняющееся от нормативного поведение.
До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Распространенной попыткой является противопоставление психологии и психопатологии девиантного поведения, разделение проблемы здоровой и больной психической деятельности. Следствие данного подхода - выделение девиаций «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не девиации). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае формирования физической зависимости и заболевания – наркомании) [51, с.8-9].
Приведенный выше, широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, т.е. психические процессы, ответственные за формирование поведенческих отклонений, с другой, он не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь.
Крайне важным является определение места психологии девиантного поведения в системе других наук, занимающихся изучения поведения человека. В.Д.Менделевич предлагает следующую схему, отражающую положение психологии девиантного поведения [51, с.9].
Рисунок 1
Психиатрия
|
Психология
девиантного
поведения
|
Клиническая психология
|
Психология
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |